Евгения Кутузова
Техника «торцевание» как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на протяжении одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психологопедагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению.
Публикация «Техника „торцевание“ как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Торцевание. Аппликации в технике торцевания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Под термином мелкая моторика подразумевается точные высоко дифференцированные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. Мелкие моторные навыки включают в себя выверенные движения кистей рук и пальцев. Учеными доказано, что развитие моторики руки находится в тесной связи с развитием мозга. Так в работах В. М. Бехтерева доказано влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, а также развитие речи.
По мнению И. П. Павлова, развитие функции обеих рук и связанное с этим, формированием речевых «центров» в обоих полушариях, дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, т. к. речь неразрывно связана с мышлением [2].
Ребенок, с высоким уровнем развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь. Так же от развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Под влиянием правильного обучения совершенствуются познавательные процессы, дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развивается наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.
В исследованиях выдающихся педагогов прошлого Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля доказана польза занятий художественной деятельностью на развитие мелкой моторики у детей, так как они выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние [2]. Одной из главных задач педагога дошкольной организации является формирование творческой личности, человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Задача педагога – пробудить эту творческую активность у детей, стимулировать воображение и желание включаться в творческую деятельность.
Одной из замечательной особенности человека, присущей ему с древнейших времён является стремление к творчеству. Первобытные люди старались украсить культовые и бытовые предметы. Материалом для украшения изделий в первобытное время служили природные материалы (камень, глина, дерево, кость, самородные металлы, позже стали появляться материалы изобретённые человеком для своих практических нужд.
Одним из величайших материалов является бумага, она была изобретена в 105 году нашей эры, в Китае. Но в Европе бумага стала распространяться в конце Средневековья. С этого же времени и стали развиваться различные ремёсла, использующие бумагу. Появилось множество видов рукодельных техник с использованием бумаги, потому как данный материал является практичным и доступным. Чего только не делаем мы с этим благодарным материалом – и режем, и клеем, и мнём, и жжём, и рвём, и сворачиваем, и закручиваем, и размачиваем. А всё это для того, чтобы превратить плоский бумажный лист в чудо расчудесное, которым можно и глаз порадовать, и в дело применить [4].
Одна из современных нетрадиционных техник бумажного рукоделия – торцевание. Её можно отнести и к способу аппликации, и к виду бумаговерчения (квилинга). Благодаря этой технике можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Таким способом, можно украсить практически любые предметы быта, например, фоторамки. Техника «торцевание» малоизвестна, но благодаря своей простоте очень быстро набирает популярность и большой интерес, как у любителей рукоделия, так и воспитателей. Техника «торцевание» вызывает большой восторг из-за необычного эффекта «пушистости», а также простоты используемого материала и выполнения. Также она интересна и малышам, и взрослым и настолько проста, что ребята в старших группах детских садов и в школах осваивают ее за одно занятие. Благодаря особенности данной техники поделки получаются очень красивыми и необычными.
Для создания поделок в этой технике нужен лишь минимальный набор материалов и инструментов: бумага, клей, ножницы и, так называемый, «торцовочный» инструмент. Но и бумага для торцевания используется не всякая. Чаще всего в этой технике используется гофрированная бумага, более экономным вариантом могут послужить обычные бумажные салфетки. Из бумаги изготавливают непосредственно заготовки называемые «торцовочки» – элементы объемной аппликации. Ножницы и клей понадобятся для вырезания и приклеивания этих торцовочек к основе поделки. В качестве основы используют либо твердую или картонную поверхность. Собственно говоря, «опушить» гофрированной бумагой можно любую поверхность, к которой эта бумага приклеивается. Поэтому для панно, картин и мозаик берется плоская основа – лист ватмана, картон, легкие потолочные плитки. Для объемных поделок делаются заготовки из пенопласта, газет, папье-маше, пластилина. Но самым главным инструментом торцевания остается – длинная тонкая палочка с тупым концом. На роль такого инструмента вполне может подойти карандаш, стрежень или корпус от шариковой ручки, китайская палочка для еды и любая другая подходящая палочка.
Но и сам процесс создания плоского изделия достаточно легкий и не требует много усилий. Для того чтобы начать работу в технике «торцевание», необходимо приготовить основу, нарисовать на ней предполагаемый рисунок. Далее следует подготовить «торцовки», нарезаем квадраты (один на один см.) из гофрированной бумаги. Тупой конец (торец) стержня ставим на бумажный квадратик, сминаем бумагу и прокатываем стержень между пальцами, обмакиваем конец стержня в клей ПВА и приклеиваем «трубочку-торцовочку» к приготовленной основе, после чего аккуратно вынимаем стержень, те же самые действия совершаем и с другими «торцовками», пока вся основа не будет заполнена. Все настолько просто и лаконично, что по силам детям.
Но техника «торцевание» отличается своей вариативностью. В зависимости от основы и расположению «торцовок», можно выделить следующие виды. Контурное торцевание — бумажные «торцовки» обрамляют только контур рисунка. Используется для создания кантов, рамок, бордюров и при комбинировании с другими техниками, например, скрапбукингом. Торцевание по плоскости в данном виде «торцовки» располагают вертикально и очень плотно друг к другу на всей поверхности основы. Объемное торцевание в данном случае предполагается разная плотность скручивания «торцовок» и прикрепление к объемной поверхности под разными углами наклона, которое позволяет создавать очень красивые сложные композиции. Для изготовления объемных изделий чаще всего используются техника торцевания из бумаги на пластилине. Для этого основой будет служить фигура из пластилина, на которую уже без клея крепятся «торцовочки». Очень эффектно выглядят сувенирные цветочные шары и «деревья счастья», выполненные с помощью объемного вида торцевания.
Торцевание слоями предполагает вклеивание деталей друг в друга, умелое сочетание «торцовок» разных оттенков и цветов дает возможность добиваться необычных эффектов и «оживлять» бумажные поделки.
Также данная техника имеет множество вариантов и возможностей. Прежде всего, это всевозможные игрушки-украшения, открытки, картины. Легкое в исполнении торцевание имеет неожиданно эффектный результат, который не оставит равнодушным ни мастеров, ни тех, кто этим результатом будет любоваться. Также в преддверии любого праздника, можно оформить группу детского сада, или украсить открытки для родителей, используя технику «торцевание».
Одним из необычных способов торцевания является торцевание из ткани. Детали вырезаются из ткани, органзы или кружева, удобно использовать атласные и капроновые ленты. Но для крепления на основу можно использовать не только клей, но и булавки или нитки. Пример торцевания тканью — топиарии (декоративные деревца).
Подводя итоги можно сделать вывод, что именно в процессе творческой деятельности используя технику «торцевание», у детей дошкольного возраста развивается мелкая моторика пальцев рук, которая приводит к развитию образного, конструктивного, аналитического мышления, а также воображения. Совершенствуется зрительная память, раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.
Творческая деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательной моторной сферы. Поэтому ребенок с развитой мелкой моторикой, при поступлении в школу, не будет испытывать трудности в овладении письмом и обучению в целом.
Литература:
1. Венгер Л. А., Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. / Л. А. Венгер., Е. Г. Пилюгина - М. : Просвещение, 1998.- 69с.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л. С. Выготский Собр. соч. В 6 т. – М., 1983. - Т. 4.- 156 с.
3. Гаврина С. Е., Щербинина С. В. Умные пальчики. Развиваем мелкую моторику. / С. Е. Гаврина, С. В. Щербинина– Спб: Питер, Изд. : АСТ, 2010.- 35с.
4. Соловьева Н. Г. Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники бумагопластика. Айрис-Пресс, 2004.- 62 с.