МААМ-картинки

Педагогическая концепция «Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Татьяна Чучалова
Педагогическая концепция «Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

"Аппликация,как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Я, Чучалова Татьяна Николаевна –воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22» д, Извара. Группа, в которой я работаю-разновозрастная 3-5 лет.

Публикация «Педагогическая концепция „Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В 2008 году закончила Медицинский колледж имени В. М. Бехтерева по специальности «Сестринское дело». Пять лет работала в Санкт-Петербурге в детской поликлинике, часто работала с врачом невропатологом, к которому часто жаловались родители на детей что у них плохая речь, и мы с доктором начинали разбирать проблему дети за частую элементарно не умеют застегивать молнию, а обувь специально покупают без шнурков. Как нам объясняют родители им некогда ждать пока дети оденутся и быстро одевают их сами.

Сейчас являюсь студенткой курсов переподготовки Гатчинского педагогического колледжа имени К. Д. Ушинского факультет «дошкольное воспитание». Несмотря на свой маленький педагогический опыт, я решила попробовать свои силы в муниципальном районом конкурсе «Воспитатель года».

Участие в конкурсе даст мне возможность самоутвердится в роли воспитателя и повысить свой профессиональный рост. Узнавать новое и интересное и свои знания передавать детям.

Тема моей педагогической концепции звучит так «Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

«Источник способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

Что же такое мелкая моторика-подвижность и ловкость мелких мышц рук. Чем лучше она развита, тем лучше у ребенка будет память, логика, речь и мышление. В коре головного мозга находятся зоны, отвечающие за движение пальцев рук, и развития речевого аппарата, и они располагаются очень близко и связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей.

С самого рождения мы начинаем играть с малышом сперва поглаживая его ладошки расправляя каждый пальчик, затем игра в ладушки, начинаем давать различные игрушки погремушки.

В дошкольном возрасте продолжаем развивать мелкую моторику с помощью пальчиковых игр и занятий:

-рисование;

-лепка;

-собирание мозаики;

-пазл;

-аппликация;

-фольклорные и музыкальные игры;

-пальчиковая игра.

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследование И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева показали, что первой доминирующей формой деятельности является двигательная. И. М. Сеченов писал что ко всем ощущениям, примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ни чего нельзя сделать без движения.

Детям 4-5 лет в художественно-эстетическом развитие необходимо иметь такие навыки:

-рисование дети должны, иметь навыки правильно держать кисть, карандаш, фломастер, подбирать цвет. Аккуратно закрашивать рисунки.

-лепка, правильно повторять технику лепки, а именно скручивание пластилина жгутиком, скатывание шариком, сплющивание шарика, отделение целых частей из целого куска пластилина.

-аппликация, уметь правильно работать с ножницами, уметь вырезать прямые, длинные и короткие линии и составлять из них простую аппликацию (забор, скамейка, лесенка).

Согласно проведенному мониторингу в группе на начало учебного года были выявлены следующие проблемы: большинство детей не умеют навыков уверенно работать с ножницами и правильно в соответствии с требованиями выполнять аппликацию. Аккуратно вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, простую картинку из журнала.

Причинами является нарушение мелкой моторики, нарушение ручной умелости. Я решила развивать мелкую моторику в средней группе посредством аппликации. Это наиболее простой и доступный способ развития мелкой моторики. Существует разные виды аппликации :

-рванная аппликация где дети с удовольствием рвут бумагу на мелкие кусочки, очень хорошо подходит для активных детей.

-лоскутная аппликация где дети на ощупь определяют строение и вид ткани.

-аппликации из природного материала, знакомство с окружающим мир и природным материалом.

Аппликация интересный вид художественной деятельности-работа с различным материалом, бумага, ткань, кожа, мех, бусинки, нитки, природный материал, и самый доступный это салфетки, сейчас очень много различных видов салфеток по цвету и по строению.

Исходя из этого я определила цель своей работы: Развитие мелкой моторики с помощью аппликации.

Реализация задач по развитию мелкой моторики по двум основным видам:

1) развитие мелкой моторики для стимуляции развития речи и мышления у детей дошкольного возраста.

2) развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей, задачи развития мелкой моторики на разных возрастных этапах постепенно усложняются. Дополнительно в работе по развитию мелкой моторики я использую пальчиковые игры, фольклорные и музыкальные игры (игра на музыкальных инструментах-ложки, различные трещотки, дудочки).

Отдельно уделяю внимание игре с русской народной игрушкой-матрешка. Я называю ее «матрешка-терапия». Это красивая яркая деревянная кукла, в которой находятся несколько других кукол более меньшего размера. В которую с удовольствием играют дети, она стимулирует мыслительный процесс, развивает логику. Что способствует развитию мелкой моторики, пальчики начинают работать более увереннее.

Не малую роль в развитие мелкой моторике является пальчиковая игра.

Для примера привожу несколько пальчиковых игр, используемых мною в работе с детьми:

Повторяем за мной:

Снежок

Один, два, три, четыре

Загибаем пальчики по одному

Мы с тобой снежок лепили,

«Лепим» двумя руками

Круглый, крепкий,

Чертим руками круг

Очень гладкий,

Одной рукой гладим другую

И совсем не сладкий

Грозим пальчиком.

Снеговик

Мы слепили снежный ком «Лепим» двумя руками комок

Шляпу сделали на нем Соединяем руки в кольцо и кладем на голову

Нос приделали и в миг Приставляем кулачки к носу,

Получился снеговик Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.

Для достижения желаемого результата мною разработан план действий:

1. Сбор и анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации;

2. беседы, анкетирования родителей;

3. наблюдение за детьми в игровой, учебной и свободной деятельности;

4. количественный и качественный анализ полученных данных.

Проанализировав полученные результаты, я разработала перспективное планирование по развитию мелкой моторики у детей средней группы детского сада посредством художественной деятельности аппликация. При составлении планирования, была проанализирована психолого-педагогическая литература, изучены вопросы по нарушению мелкой моторики у детей и составлен перспективный план отработана вся необходимая литература с учетом содержания ООП ДОУ разработанной с учетом программы воспитания и обучения в средней группе «от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

При планировании занятий я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей. Включаю в занятие сюрпризные и игровые моменты, так как игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Именно занятия аппликацией позволяют детям приобрести первый опыт планирования действий и совместной работе в группе, знакомство с различными материалами. Я использую различные виды аппликации и даю возможность детям, дать волю фантазии выбирая цвет, форму и качество работы.

Для каждого ребенка главным примером являются-родители.

Поэтому я считаю важным заинтересовать и вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс. В группе создан уголок творчества, где есть все необходимое для работы с аппликацией (различные ткани, бумага, клей, ножницы и т. д.) все с чем бы мог работать ребенок. В оформление, уголка нам помогают родители, охотно отзываются на наши пожелания. Устраиваем открытые занятия на которые приглашаем родителей для совместной работы с детьми. Организовываем выставки работ, приглашая ребят из других групп, каждый ребенок рассказывает про свою работу. Проводим конкурсы работ, сделанных совместно с родителями. На данный момент у детей на много улучшились работы, появилась аккуратность, умение держать ножницы.

Подводя итоги, можно сказать следующее:

Мой небольшой педагогический опыт работы показал, чем раньше начинаешь учить детей работать с аппликацией, тем быстрее идет процесс их развития. Аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника. У детей, занимающихся различными видами аппликации, развивается быстрее связная речь, обогащается их словарный запас.

Задача воспитателя заключается в том. чтобы вызвать у детей интерес к занятиям и привлекать их к овладению новыми навыками и умениями.

Публикации по теме:

Использование техники квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста План. 1. Теоретическая часть. - Влияние художественно-творческой деятельности на детей дошкольного возраста. - Знакомство с историей квиллинга.

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста Памятка для родителей. Выпуск 1 «Развитие мелкой моторики, как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» «Истоки.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Цель: Развитие у детей раннего возраста.

Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста Обобщение педагогического опыта. "Пальчиковый театр, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. " В настоящее время.

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста 1 СЛАЙД Добрый день. Вашему вниманию представлен опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других - сплошные каракули?.

Рисование в нетрадиционной технике как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Рисование в нетрадиционной технике как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста В. А. Сухомлинский писал,.

Семинар — практикум: «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 142» Семинар – практикум: «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего.

Сообщение на педагогическом совете «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» Цель работы: - Развивать у детей основы речевой.

Технология «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста Технология квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая концепция «Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 января 2017 в 18:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД