МААМ-картинки

Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста»

Стальненко Марина Валентиновна
Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста»

«Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста»

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем дет-ства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи.

Публикация «Опыт работы „Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является пра-вильное произношение всех звуков родного языка. Недостатки звукопроизношения в той или иной степени отражаются на деятельности и поведении ребенка. Речевое нарушение ограничивает общение ребенка со сверстниками, взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально – интеллектуальной сферы. Дети, плохо говорящие, уже в дошкольном возрасте, начиная осознавать свой недостаток, становятся застенчивыми, неуверенными в себе, а если их не понимают, то раздражительными и агрессивными, замыкаются в себе. У ребят снижается работоспособность и мотивация к обучению. Нередко встречается расстройство внимания и целенаправленного восприятия. Что затрудняет целостность коррекционного процесса. При обучении в школе недостатки речи могут привести к неуспеваемости.

Актуальность

В условиях введения стандартизации дошкольного образования и обеспечения нового, качественного подхода к содержанию организации деятельности детей, предотвращение однообразной и монотонной работы по закреплению произношения звука, необходимость использования интересного материала и проведение процесса обучения в виде игры является, несомненно, актуальным.

Игра или игровые упражнения обеспечивают заинтересованное вос-приятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новым знанием. Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что игра является более эффективным средством преодоления недостатков речи у детей. Игра - основной вид деятельности дошкольников, следовательно, высока и потребность детей в игре.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Цель дидактической игры на логопедическом занятии:

сохранить интерес ребёнка к занятию, повысить устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука в собственной речи.

Для развития звуковой стороны речи воспитанников мной были подобраны и разработаны дидактические игры. Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Материал разработан с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В картотеке дидактических игр представлены игры:

• для развития фонематических процессов

• для автоматизации изолированного произношения звуков и в слогах разной структуры

• для автоматизации звуков в словах

• для автоматизации звуков в словосочетаниях и предложениях

• для автоматизации звуков в стихотворных текстах

• для дифференциации звуков.

1. Дидактические игры для автоматизации изолированного произношения звуков и в слогах разной структуры представлены комплексами для автоматизации разных групп звуков.

Цель игровых комплексов: автоматизировать поставленный звук изолированно и в слогах.

Например, для звука Ш в данный комплекс входят такие игровые упражнения как : «Научи язычок шипеть», «Змейка ползёт», «Помоги змейке проползти по дорожке», «Помоги змейке догнать друга», «На грибной полянке», «Логопедическая ромашка» и др.

2. Дидактические игры для развития фонематических процессов и автоматизации звуков в словах

Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звуков в словах.

Период автоматизации звука в словах растягивается порой на длительное время и представляет трудность для ребенка, так как требуется многократное повторение однотипного лексического материала. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать я использую дидактические игры для успешного решения этой проблемы. Вот некоторые из них: «Белкины запасы», «Футбол со смешариками», «Звездочёт», «Найди слово», «Капли», «Карусель»

Комплексы игр для автоматизации звуков в словах. В них входят игры непосредственно на автоматизацию звуков, игры на определение места звука в слове, игры для развития слоговой структуры. («Жемчуг для Русалочки», «Лада – сладкоежка», «Курица и цыплята», «Сидят совы на суку») и другие.

3. Дидактические игры для автоматизации звуков в словосочетаниях и предложениях

Цель: автоматизация звуков в словосочетаниях и предложениях.

В каждой игре предусмотрено задание для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Правила игры составлены таким образом, что ребенку предлагается выполнить задание на уточнение и активизацию словаря или развитие грамматического строя речи, или совершенствование фонематического слуха, одновременно закрепляя правильное произношение.

Наглядный материал прост и универсален тем, что может быть использован, на разных этапах работы со звуком, как в подгруппе детей, так и индивидуально, не только логопедом и воспитателем, но и родителями.

«Кто плывёт в лодке», «Наш, наша, наши» (согласование местоимения и существительного, «Печкин» (формирование навыка употребления имен существительных в родительном и дательном падежах + автоматизация звуков л, р, с, ш, ж, з, ц, ч, щ.)

4. Дидактические игры для автоматизации звуков в стихотворных текстах.

Дети проговаривают стихотворные строки и подбирают соответствующую картинку.

Наташа и Маша подружки

У них такие игрушки:

У Наташи - мишка,

У Маши – домишко

У Наташи – чашка,

У Маши – неваляшка…

5. Игры для дифференциации звуков.

Игровые приемы успешно апробированы мною на логопедических занятиях со старшими дошкольниками. Дети с удовольствием принимают участие в игре.

Чем больше самостоятельности предоставляется ребенку в выполнении задач, тем эффективнее становится учебный процесс. Это является серьез-ным основанием для более широкого использования игры в организации процесса обучения.

Занимательный и веселый характер игры способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить детей на усвоение новой информации.

Когда звук достаточно автоматизирован в речи иногда необходим этап дифференциации. Для этого использую следующие игры: «Помоги Свистуну и Шептуну собрать кристаллы», «Зонтики для ежат» (можно дифференцировать близкие по звучанию звуки, мягкие и твёрдые звуки, «Бумажная кукла» (У Иры на платье рисунок со звуком Р, а у Милы на платье рисунок со звуком Л)

Таким образом, эффективность использования дидактической игры за-ключается в том, что дети решают учебные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность. Одновременно, в игре происходит развитие логического мышления, и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Следовательно, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать как индивидуально, так и в подгруппе детей.

В результате систематического использования дидактической игры на логопедических занятиях у ребят повышается учебная мотивация, гораздо быстрее формируются речевые навыки, формируется адекватная самооценка, появляется познавательная и устойчивая потребность в достижении успехов, что благоприятно сказывается на формировании личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Благодарю за внимание!

Список используемой литературы

1. Аванесова В. А. Дидактические игры для дошкольников. - м. Просвещение, 1982

2. Аванесова В. Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду» - в книге «Умственное воспитание дошкольника», м., 1972.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. м. 1991г.

4. Воспитание детей в игре / сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – Москва, 1983, 2000.

5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - м. : просвещение, 1961.

6. Г. с. Швайко. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. работников доу[под ред. в. в. гербовой]. – 5-е изд. – м. : айрис-пресс, 2008 – 176с.

7. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыха-тельно-голосовые упражнения / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – Москва : Гном и Д, 2001.

8. Логопедия: учебник для студ. Дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. Л. с. волковой. – 5-е изд., перераб. И доп. – м. :гуманитар. Изд. центр владос, 2007.

9. Нищева, Н. В. Играйка. 8 игр для развития речи дошкольников / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2002.

10. Нищева, Н. В. Развивающие сказки / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2002.

11. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. м. 1982г.

12. Стребелева Е. А. обучение дошкольников. М. 1993г.

13. Филичева Т. Б. ,Чевелева Н. А. ,Чиркина Г. В. основы логопедии. М. :1991.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста «Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста». Игра практически с древних времён является основной.

Дидактическая игра как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Аннотация: в статье раскрыто значение.

Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста Подготовил: воспитатель Братчик Е. В. В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит.

Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста Месяц Тема образовательной деятельности Дидактическая игра Сентябрь Мониторинг Мониторинг Октябрь Осень. Явления природы. Звери. Игра с.

Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто.

Опыт работы «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме: «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей.

Педагогический проект «Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы: Работая в сельском детском саду, я столкнулась с проблемой многих детей - это недостаточно развитая речь. Не имея.

План самообразования по теме «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»План самообразования по теме «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность.

Универсальная дидактическая игра по формированию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речиУниверсальная дидактическая игра по формированию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи Здравствуйте, дорогие коллеги! Хочу поделиться с вами моим маленьким изобретением. На глаза попался сломанный цифровой материал. Я придумала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 января 2017 в 18:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД