Ирина Зуйкова
Музыка в нравственном воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка в нравственном воспитании
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.
Публикация «Музыка в нравственном воспитании» размещена в разделах
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. У детей в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание, духовного становления.
Музыка пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше. она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка - это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.
В эстетическом и нравственном становлении личности ребенка важное значение имеет музыкальное воспитание. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. У них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни.
Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно.
Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей одной из важнейших целей эстетического воспитания. По мысли В. А. Сухомлинского: "Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».
Специфика действия музыки на нравственность человека связана с развитием эмоционально-нравственной отзывчивости. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием.
Развитие личности ребенка надо начинать как можно раньше. Именно на ранней стадии развития закладывается фундамент, на основе которого расширяются знания, и совершенствуется способность наслаждаться музыкой.
Для правильной организации нравственного воспитания средствами музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания. Музыка воспитывает дисциплину, стремление к совершенству, которое приносит большое эмоциональное удовлетворение. Второй важный аспект — стимулирование умственного развития с помощью науки. Третьим аспектом является эмоциональное воспитание, без которого нельзя достичь полной зрелости.
Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Осуществлению нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное — это "школа чувств", которые формируются благодаря особому свойству музыки — вызывать сопереживание слушателей.
Нравственное воспитание средствами музыки главным образом сосредоточена в трех направлениях:
• приобщить детей всех возрастов к окружающим их звукам; рассматривать звуковую картину мира как музыкальное сочинение, главным композитором которого является человек, эмоционально оценивать это звучание, чтобы совершенствоваться;
• попытаться раскрыть творческие способности к самостоятельному творчеству;
• определить то звено или ту общую точку, где могли бы встретиться все искусства для совместного гармонического развития.
Необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается
эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.
Мир радостных переживаний – это и есть музыка для ребенка. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него не только способности, но и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.
Для наиболее успешного нравственного воспитания дошкольников средствами музыки необходимо :
1. Регулярно заниматься музыкальной ритмикой, игрой на музыкальных
инструментах, хоровым пением.
2. Регулярно слушать народные песни, классические музыкальные
произведения.
3. Проводить музыкальные спектакли, праздники.
4. Проводить музыкально-обрядовые игры.
Музыка занимает особое место в воспитании нравственности детей, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию.
Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:
- развитие у детей чувства патриотизма;
- развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со
сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;
- выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
-формирование ответственности в труде, трудолюбия, дисциплинированности;
- формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;
- формирование навыков культуры поведения и др.
Восприятие музыки, безусловно, зависит от личности, соприкасающейся с этим искусством. Формирование музыкально-эстетической культуры личности — своеобразного показателя развития самого человека — является
эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Поэтому, развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что очень важно. Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства.
Список литературы:
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. -М. ; Просвещение, 1981г.
2. Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Ветлугиной Н. А. -М, 1982г.
3. Тарасов Г. С. Педагогика в системе музыкального образования. - М. ; 1986г
4. Радынова О. П., Катинене А. И., Полавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников / под. ред. О. П. Радыновой -М. : Просвещение: Владос, 1994;
5. С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, Т. В. Воликова, В. А. Сластинин «Педагогика», М. : - Просвещение, 1981 стр. 48
6. П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. Методика музыкального воспитания, М. :- Музыка, 1990 г., стр. 11
7. Л. Михеева. Музыка- детям. //Вопросы музыкально-эстетического воспитания. - Л. : Музыка, вып. 3-1981, вып. 4-1976.
8. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1975. С. 173
9. Бодина Е. А. Воздействие музыки на воспитание личности // Педагогика. 1992. № 5—6.