МААМ-картинки

Влияние художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников

Елена Гоменюк
Влияние художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников

Паспорт проeкта

Название проекта: «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей подготовительной к школе группы».

Участники проекта: воспитатели, дети и родители подготовительной группы.

Тип проекта: по методу: информационно – практико – ориентированный;

по содержанию: групповой;

по времени проведения: краткосрочный

Публикация «Влияние художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах

Сроки действия проекта: с сентября по ноябрь 2015г.

Актуальность:

Социально – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости.

На фоне позитивных изменений в области дошкольного воспитания прослеживается явная тенденция интеллектуализации воспитательно-образовательного процесса часто в ущерб нравственному и духовному развитию личности пока еще маленького человека.

Степень овладения нравственными представлениями и понятиями у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.

Дошкольный возраст — сензитивный, т. е. наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.

Руководя деятельностью детей, педагог формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им.

В своем духовном мире ребенок может взрослеть и совершенствоваться непрерывно, до бесконечности. Он должен стать настоящим человеком, проявить себя таким в обществе. Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес.

К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту.

Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащает эмоциональную сферу.

Проблема:

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.

Нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый иносказательный стиль, доступный и понятный.

Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: «Книга — это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слововоздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Самыми доступными средствами для социально – нравственного развития ребенка, конечно же, является сказка.

Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе и к сказкам. В процессе работы возникла необходимость разнообразить методику работы по приобщению детей к художественной литературе.

Публикации по теме:

Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование.

Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Испокон века книга растит человека /Русский народный.

Комментарии к презентации «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» воспитатель Шапошникова в Слайд №2 Актуальность Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на нравственное воспитание детей» .

Копилка добрых дел в нравственном воспитании дошкольниковКопилка добрых дел в нравственном воспитании дошкольников «Добрые дела совершать легко» В последние годы много говорят о кризисе нравственности и без духовности. Этот кризис проявляется, прежде.

Проект «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей» Проект: «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей» Педагогический проект Воспитателя МБДОУ №40 Завориной.

Родительское собрание «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольника» Оформлена выставка детской художественной природоведческой литературы для чтения дошкольникам. Жизнь человечества в XXI веке, по мнению.

Роль художественной литературы в развитии и воспитании младших дошкольников МБДОУ ДС №2 «Колокольчик» г Старый Оскол Иванова Елена Вадимовна Инструктор по физической культуре Роль художественной литературы в развитии.

Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников из опыта работы воспитателя Шапошниковой В. Ю. «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир» Сухомлинский Актуальность Веками.

Влияние художественной литературы на развитие детской речи Роль общения в жизни человека огромна. Общение - это главное условие для развития и жизни человека. Каким мы видим общение с нашими детьми?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 12:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД