Получи документы

Роль художественной литературы в развитии и воспитании младших дошкольников

елена иванова
Роль художественной литературы в развитии и воспитании младших дошкольников

Роль художественной литературы в развитии и воспитании младших дошкольников

МБДОУ ДС №2 «Колокольчик»

г Старый Оскол

Иванова Елена Вадимовна

Инструктор по физической культуре

Роль художественной литературы в развитии и воспитании младших дошкольников.

Публикация «Роль художественной литературы в развитии и воспитании младших дошкольников» размещена в разделах

Детская литература – это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщенных идей в яркой, художественной форме – в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение имеет художественный уровень литературного произведения.

Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность, приобщает ребенка к миру нравственных отношений. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Ребенок – слушатель – это уже читатель. Однако читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы привлечь к книге ребенка, должен сам любить литературу. От того, как сложатся у ребенка первые «отношения» с книгой, зависит очень много. Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Задача воспитателя довести произведение писателя до ребенка. Очень важное внимание уделяется голосу воспитателя, мимике, артикуляции. Для нас важно видеть лица детей, их сопереживания героям, видеть их реакцию на чтение.

При чтении художественной литературы у ребенка идет развитие мышления, а самое главное начинает формироваться личность.

Для малышей слушать книжку очень сложно. Подвижность ребенка и быстрая отвлекаемость затрудняют слушание, детей занимает сама книжка, перевертывающиеся листы, мелькающие картинки. Они выполняют в книге для младшего дошкольника роль первоначального импульса для мысленного воссоздания героев и событий; без рисунков художника воображение малыша может не включиться в работу и текст не будет понят. К слушанию чтения приходится приучать ребенка постепенно.

в младшей группе обычно уже в первой половине года все дети приучаются с интересом слушать чтение небольших художественных рассказов, стихов.

Научить детей воспринимать и любить словесное художественное произведение даст педагогу возможность получить способных детей, развитых как нравственно, так и грамотно.

Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующие логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Репка» и др.). Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, и наказывая злых.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

Эмоциональное отношение детей к героям всегда ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. Дети любят слушать стихи, явно предпочитая их прозе, поэтому именно стихами предпочитали писать для детей К. И Чуковский, С. Я Маршак, А. Л. Барто, и многие другие мастера художественного слова. При этом дети тяготеют прежде всего к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого – то малышам нравятся произведения детского фольклора.

Фольклор формирует у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка. Произведение русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь; уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка, сказка «Царевна лягушка» и др., трудолюбия, доброты («Ховрошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др., дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощи («Репка», «Лиса и заяц», «Кот петух и лиса» и др.). Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки и потешки.

Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке - белобоке», - это блестящий мини- спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актер, и чтец.

Таким образом в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Современная детская литература удовлетворяет разнообразные интересы и потребности ребенка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом и романтическом, познавательном и юмористическом и т. п.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.

Введение ФГОС позволяет воспитателям варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так, как они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование образования (развитие личности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических способностей).

Выстраивая систему работы по развитию речи младших дошкольников, по средствам художественной литературы необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это составление и разработка перспективного планирования по теме, подбор дидактических и подвижных игр и упражнений, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия и альбомы. К немало важному условию в решении вопроса развития речи по средствам художественной литературы является вовлечение в работу родителей, они должны осознавать значимость и серьёзность данного вопроса.

Таким образом, систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.

Список используемой литературы

1. Береговая Л. Б. «Ребенок и книга»

2. Комплексная образовательная программа «Детство»

3. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой»

Публикации по теме:

Роль экспериментирования в развитии познавательного интереса младших дошкольников Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную.

Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Испокон века книга растит человека /Русский народный.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

План по самообразованию «Роль загадки в развитии и воспитании дошкольника» Воспитатель: Охотникова Татьяна Романовна АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала.

Районное МО для воспитателей второй младшей группы «Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми»Районное МО для воспитателей второй младшей группы «Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми» 25.10.2018 года в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Майский сад «Солнышко» было проведено методическое объединение для.

Родительское собрание «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольника» Оформлена выставка детской художественной природоведческой литературы для чтения дошкольникам. Жизнь человечества в XXI веке, по мнению.

Роль фольклора в музыкальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста Актуальность Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сегодня остро стоит проблема.

Роль художественной литературы в развитии дошкольников Роль художественной литературы в развитии дошкольников. Воспитатель средней группы детского сада «Теремок» с. Санатория Алкино РБ Аслямова.

Сообщение для родителей «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» ФГОС ДО предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных,.

Значение и роль фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников и младших школьников Т. А. Гемранова. Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Мулловская детская школа искусств». Преподаватель отделения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль художественной литературы в развитии и воспитании младших дошкольников
Опубликовано: 23 декабря 2018 в 00:10
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД