Сообщение для родителей «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»

Ирина Плешакова
Сообщение для родителей «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»

ФГОС ДО предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – большой потенциал их всестороннего развития.

Метода экологического образования разнообразны, одним из ведущих является словестный – беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов. Особого рода ценностью в этом деле является чтение, так как, общаясь с книгой, человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески, то есть формируется нравственная и культурная основа его личности. Хорошая книга – лучший друг. Наша с вами задача – приобщить детей к детской литературе и детскому чтению, сделать их грамотными читателями.

Неправильные поступки в природе часто связанны с отсутствием достаточного количества знаний у детей. Чем мы в семье можем помочь детям? Конечно, можем что-то рассказать из своего опыта, так как сами имеем знания о природе. Но дело в том, что не всегда мы можем правильно, в доступной форме сообщить эти знания детям. И верным нашим помощником в данном случае являются книги. Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии. Так, Н. М. Павлова – учёный-растениевод – в течении 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг – «Жёлтый, белый и лиловый», В. Бианки – ученый-биолог – во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.) показывает сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высоко-художественной форме. Множество увлекательных книг создал Н. Сладков – топограф по профессии. Каждый из писателей пишет только в своей области наблюдений, но в каждой книге о природе заложены идеи ответственности человека за ее сохранения, призыв к маленькому читателю беречь и защищать, изучать природу. Много интересного о поведении птиц ребенок узнает из книг Г. Скребицина, Е. Чарушина, об интересных повадках насекомых рассказывают книги В. Танасийчука, Н. Розанова. Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья» дети узнают о строении листа и его назначении. Научить ориентироваться в многообразии мира травянистых растений поможет книга А. Огнева «На лесной поляне». Уже в дошкольном детстве ребенок чутко реагирует на поэтическое слово. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию, бережного отношения к родной природе, родному краю, к Родине.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе.

Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогает образный язык произведений и иллюстрации художников.

Блиц опрос

Как вы покупаете книги своему ребенку?

На что обращаете внимание? (На содержание, на иллюстрации, на отсутствие данной книги в вашей библиотеке, просто так покупаете.)

Как Вы читаете книги? (Читаю сразу с листа, сначала сам знакомлюсь с содержанием, сначала рассматриваю с ребенком иллюстрации.) Конечно, желательно, чтобы взрослые сначала сами познакомились с содержанием и лишь потом читали ребенку.

Надо ли учитывать возраст детей при чтении литературы? (Возраст учитывать надо и стараться не читать малышам историй страшных, которые могут их огорчить, с плохим концом.)

Вы, наверное, обратили внимание на то, что наши поэты, писатели очень нежно описывают и комара, и мошку, и жучка. Делают они это правильно. Необходимо, чтобы с ранних лет малыша окружали добро и ласка, чтобы у него возникло желание любоваться всем живым и беречь его - все это красиво, прекрасно. А в дальнейшем произойдет перенос такого поведения на взаимоотношения с людьми, которые окружают ребенка.

Часто ли вы читаете книги вместе с ребенком?

В какое время читаете? (Как попросит ребенок; перед сном; в свободную минутку.)

Какие книги о природе есть в вашей семье для чтения детям?

Обсуждаете ли вы прочитанное вместе с ребенком?

Нужно ли это делать?

Не пробовали ли вы после прочтения книги проводить на прогулке игры. (Например, кто может жить в кустах, а кто в траве.)

Как вы считаете, нужно это делать, дает это пользу детям?

Приходилось ли вам в жизни встречаться с аналогичной ситуацией, прочитанной прежде в книге?

Как вы считаете, оказывает ли литература влияние на поведение ребенка?

Меняется ли отношение детей к окружающей природе после чтения, бесед?

Итак, что необходимо родителям, прежде чем читать:

Во-первых, самим познакомиться с содержанием.

Во-вторых, учитывать возраст ребенка, поймет ли ее ребенок. В-третьих, постараться выбрать время, чтобы при чтении не спешить, не отвлекаться на посторонние дела.

В-четвертых, обговорить прочитанное, задать ребенку 2-3 вопроса, выяснить, понял ли он содержание, как он относится к поступкам героев.

И наконец, можно рассмотреть иллюстрации, но не самим рассказывать, а предложить ребенку самому рассказать. Можно также вместе с детьми смотреть телепередачи «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных». Но здесь важно не забывать о том, что должно обязательно присутствовать обсуждение увиденного (выясняем, как дети поняли, что запомнили, на что обратили внимание). Хорошо иметь дома подборку открыток с природоведческим содержанием, набор диафильмов и слайдов.

Вы все знаете, что ребят интересует многое, не всегда мы можем ответить на их вопросы. Поэтому будет очень хорошо, если в вашем доме, кроме детской литературы о природе, будет подборка и литературы для взрослых. Но при этом не забывайте о том, что нет необходимости сразу отвечать на все вопросы ребенка. Есть такие ситуации, где мы должны ребенку предложить самостоятельно понаблюдать и сделать вывод, получить ответ на свой вопрос.

И, наконец, никакие книги, никакие разговоры не помогут, если мы сами будем негативно относится к животным и растениям, если мы не будем поддерживать у детей интерес к природе, не будем учить детей любоваться ее красотами, если не будем практической деятельностью оказывать помощь природе. Важно сделать так, чтобы встреча с природой доставляла детям удовольствие.

В заключение разговора хочется пожелать вам успехов в воспитании детей.

Публикации по теме:

Дидактические игры экологического содержания их роль в экологическом воспитании дошкольников Игра -основное и любимое и любимое занятие детей,можно даже сказать - работа. Детская игра удовлетворяет детскую любознательность, вовлекает.

Роль сказки в экологическом воспитании дошкольниковРоль сказки в экологическом воспитании дошкольников Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое.

Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников» Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников» Экологические проблемы в настоящее.

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» Роль художественной литературы в развитие речи детей дошкольного возраста Художественная литература сопровождает человека с первых лет его.

Консультация для родителей «Роль сказки в экологическом воспитании ребёнка» Структурное подразделение «Детский сад Березка» МБОУ «Зеленодольская СОШ» Петропавловского района. Алтайского края Консультация.

Мастер-класс для педагогов «Роль сказки в экологическом воспитании у дошкольников» РОЛЬ СКАЗОК В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ. (Мастер класс для педагогов) Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира.

Памятка для родителей «Роль чтения художественной литературы в жизни ребёнка» «Чтение художественной литературы» Чтение художественной литературы направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в.

Роль дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может.

Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников Подготовила: Воспитатель МБДОУ д-с №4 «Солнышко» Коморная В. И. 2018г В нашей.

Роль макетов в экологическом воспитании дошкольников. Макеты «Дикие животные» и «Домашние животные»Роль макетов в экологическом воспитании дошкольников. Макеты «Дикие животные» и «Домашние животные» Роль макетов в экологическом воспитании дошкольниковСамым благоприятным периодом для усвоения экологических представлений, норм и правил.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Сообщение для родителей «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 30 апреля 2018 в 12:11
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

День именинника в средней гиуппе
Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о празднике, который сегодня прошел в нашем детском саду . Так получилось, что в октябре, только у...
Дидактическая игра из фетра «Подбери наряд»
Мастер-класс. Дидактическая игра "Подбери наряд" Цель: развитие творческих способностей, научиться подбирать стиль к особенностям фигуры человека на рисунке,...
Дидактическая игра-судоку «Компас»
Дидактическая игра Судоку «Компас» для детей 5-7 лет Аннотация: Настольная дидактическая игра Судоку «Компас» предназначена для детей 5-7 лет. Игра может...