Получи документы

Роль экспериментирования в развитии познавательного интереса младших дошкольников

Татьяна Реутова
Роль экспериментирования в развитии познавательного интереса младших дошкольников

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.

Публикация «Роль экспериментирования в развитии познавательного интереса младших дошкольников» размещена в разделах

Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Не осознавая того, он постоянно экспериментирует с материалами, которые находятся под рукой: переливает воду, пересыпает песок. Такая исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мышление.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка.

Он настроен на познание мира. Исследовать, открыть, изучить – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста является проведение элементарных опытов.

В своей группе я проводила разные опыты по экспериментированию. 1.«Вода, бумага» При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

2.«Песок» На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. Делают вывод: из сухого песка не получается угощение, а мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

3.«Вода» Дети получили представления о том, что вода прозрачная, не имеет вкуса. Некоторые вещества в воде растворяются и могут передавать ей свой вкус. Вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду. Лёд прозрачный, холодный, твёрдый, хрупкий, бывает тонкий, толстый. Водой можно умываться. Опускать в нее и вылавливать различные предметы. Вода может литься, а может брызгать. Предметы станут чище, если помыть их водой. Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить. Вода может быть теплой и холодной. Дети с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют: тонут или плавают игрушки. Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может- предмет тонет.

4. «Воздух» При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть в пакетах. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

Детям предлагается сделать глубокий вдох, набрать в рот воздух и подуть на листочки. Что происходит? (листочки улетают). Да, листочки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает листочки. Дети убедились, что ветер - это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вдох и подуть.

Проводимые опыты использовались для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Их значимость в работе заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты). Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Дети приобретают опыт поисковых действий, получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, развивается речь, формируется самостоятельность, развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности.

В своей работе использую следующие правила:

— не заставлять ребенка играть, а создать условия для возникновения интереса к игре.

— не сдерживать двигательную активность детей.

— хвалить ребенка за успехи.

Возраст детей младшего дошкольного возраста– самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому, важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком.

Таким образом, развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность и формирует на её основе устойчивые познавательные интересы.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. «Психология развития человека». – М. : Смысл, 2010.-

2. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997.- № 2.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом//М. : Сфера, 2010.

4. Шапиро. Научные развлечения с простыми вещами.

5. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Формирование познавательного интереса путем экспериментирования» Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей.

Формирование познавательного интереса у дошкольников на основе представлений о природе в процессе эспериментирования Введение Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается.

Формирование познавательного интереса дошкольников через экологическое воспитание Работа воспитателя направленна на воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве, формирование основ базовой культуры личности, развитие.

Консультация для педагогов «Роль экспериментирования в развитии дошкольников» Литвинова Оксана Ивановна Ребёнок — это исследователь всего окружающего. Малыш видит мир через свои ощущения. «Чем больше ребёнок видел,.

Консультация для воспитателей «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста» «Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте, основу которой составляет познавательная активность….

Мастер-класс «Формирование познавательного интереса младших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности» .

Внедрение в практику работы воспитателей метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников Аннотация: В статье рассматривается необходимость создания и развития познавательно-исследовательской деятельности в ДОО для того, чтобы.

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством ознакомления с природой и проектной деятельности «Мир, окружающий ребенка- это прежде всего мир природы, с бесконечными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный.

Роль игровой мотивации в развитии интереса дошкольников к физической культуре Роль игровой мотивации в развитии интереса дошкольников к физической культуре. Цель Развитие интереса у дошкольников к физической культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль экспериментирования в развитии познавательного интереса младших дошкольников
Опубликовано: 23 сентября 2018 в 13:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД