Лариса Шекера
Музыкальная предметно-развивающая среда в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние предметно-развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно.
Развивающая среда каждой возрастной группы должна носить специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей.
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трё м основным блокам:
Восприятие музыки
Воспроизведение музыки
Музыкально-творческая деятельность
Публикация «Музыкальная предметно-развивающая среда в логопедической группе» размещена в разделах
Оформляя музыкальные мини-центры в группах (музыкальные уголки, зоны) нужно учитывать, что в группах младшего дошкольного возраста нужно опираться на сюжетную основу, в старших и подготовительных – на дидактическую.
У детей с речевыми нарушениями чрезвычайно важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важных коррекционных задач. И поэтому в каждой речевой группе должен быть магнитофон с набором дисков народной, классической, программной музыки, детских песен и сказок. Работая над развитием музыкального восприятия, желательно использовать музыку с другими видами искусства: поэзией, живописью, а так же в различных режимных моментах.
Для воспроизведения музыки желательно иметь музыкальные инструменты и музыкальные игрушки. Так,например, развитию координации движений способствует игра на бубне, барабане, металлофоне, маракасе. Развитию мелкой моторики рук – дудочки, пианино озвученные, беззвучные, металлофон, колокольчик. Развитию дыхания – триолы, дудочки. В каждой речевой группе должны быть музыкально-дидактические игры, способствующие развитию фонетико-фонематического слуха. Так, на первом этапе работы, когда большое внимание уделяется развитию слухового внимания, слуховой памяти, деференциации речевых звуков полезно использовать следующие игры: «На каком инструменте играю?», «Отгадай и сыграй как я», «Музыкальные молоточки»
На втором этапе работы по развитию фонетико-фонематического слуха, когда детей учат различать звукокомплексы (воспринимать не фонемы, а слово целиком) слова и фразы, ориентироваться на особенности голоса, можно использовать музыкально-дидактические игры с пением : «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» Арсеева, «Медведь» М. Красева, «В лесу» Е. Тиличеевой, «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой.
Значение музыкально-дидактических игр в логопедических группах не ограничивается лишь помощью в развитии фонетико-фонематического слуха. Произносительная сторона речи обладает определённой окраской(«просодикой», как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности как темповые изменения, характерный ритм, определённая звуковысотность, динамическая и тембровая окраска.
Поэтому музыкально-дидактические игры направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов,т. е оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями. Нельзя не сказать о положительном воздействии на детей театральной деятельности, поэтому в каждой речевой группе обязательно должны присутствовать все виды театра, уголки ряжения, маски и разнообразные атрибуты.
Используемая литература: журналы "Музыкальный руководитель"