МААМ-картинки

«Мы в ответе за каждую жизнь» (из опыта работы дошкольного учреждения по профилактике ДДТТ)

СВЕТЛАНА ФЕДЮКОВИЧ
«Мы в ответе за каждую жизнь» (из опыта работы дошкольного учреждения по профилактике ДДТТ)
▼ Скачать + Заказать документы

По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Публикация «„Мы в ответе за каждую жизнь“ (из опыта работы дошкольного учреждения по профилактике ДДТТ)» размещена в разделах

Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.

Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с ПДД, с дорожными знаками.

Одной из главных задач родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Педагоги нашего дошкольного учреждения разработали систему профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучение дошкольниками правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребёнка.

Цель системы – этоповышение активности педагогического коллектива, родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения, активизация работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни, формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения охватывает все ви-ды деятельности, формы которых различны: занятия, прогулки и экскурсии, развлечения. Их основная задача - привить детям необходимые навыки безопасного поведения на дорогах в различных дорожно-транспортных ситуациях, дать возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность ее избежать, сформировать соответствующую модель поведения.

Работа ведется в четырех направлениях:

Работа с педагогами;

Работа с родителями;

Работа с детьми;

Работа с общественными организациями.

Для реализации поставленной цели в дошкольном учреждении, в рамках системы, разработаны : направления работы педагогического коллектива, модели по организации обучения детей правилам дорожного движения, составлен перспективный план, обозначены формы работы по данным направлениям. С педагогами проведено анкетирование, с целью выявления знаний правил дорожного движения. Результаты показали необходимость проведения организационно-педагогической, методической работы с воспитателями по обучению дошкольников правилам дорожного движения. В связи с этим составлен и перспективный план методической работы.

В рамках работы системы по первому направлению большое внимание уделяется совершенствованию профессионального мастерства педагогов. Этому способствует методическое сопровождение по данной проблеме: анкетирование, педагогические часы, тематические консультации, тренинги, практические игры-тренинги, семинары-практикумы, круглые столы, дискуссии, открытые просмотры занятий, контроль, смотры – конкурсы, КВНы, совместная организация праздников, викторин, обмен опытом, публикация в СМИ.

Активно внедряется в работу детского сада проектный метод. В рамках реализации работы в этом направлении в ДОУ создан долгосрочный проект по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения".

Лучшими групповыми проектами признаны проекты: “Правила дорожного движения – достойны уважения” (однодневный проект, старшая группа, “За детство без травм или дорожная безопасность” (недельный проект, подготовительная группа).

В помощь воспитателям по организации обучения детей Правилам дорожного движения в методическом кабинете детского сада создан учебно-методический комплекс: методическая литература, дидактический и демонстрационный материал, обучающие видеофильмы, перспективные планы знакомства детей с Правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Имеется «Копилка педагогического мастерства» педагогов детского сада, где собран ряд конспектов занятий, картотеки бесед и прогулок, стихотворений и загадок, игры, развлечений, досугов для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Дошкольное учреждение тесно сотрудничает с методическим отделом по профилактике ДДТТ. В рамках сотрудничества составлен перспективный план работы по профилактике и предупреждению ДДТТ, проводятся встречи по проблеме безопасности детей на дорогах, юидовцы проводят дополнительные занятия, досуги, конкурсы по обучению детей Правилам дорожного движения.

Педагоги дошкольного учреждения не раз принимали участие в конкурсе разработок конспектов занятий, развлечений и прогулок. Лучшие разработки напечатаны в методическом пособии по обучению детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах для воспитателей детских дошкольных учреждений. О нашем сотрудничестве не раз писалось в газете «Добрая Дорога Детства» (г. Москва).

Воспитатель Савицкая С. В. принимала участие в цикле телевизионных передач по обучению дошкольников Правилам дорожного движения, обобщила опыт работы по теме «Примерный пешеход», который широко используется в практике коллегами. Воспитатель Рублева Л. С. заняла III место в областном конкурсе «Мы в ответе за каждую жизнь», ведет кружок «Трехцветик»,обобщила опыт работы «Играя, изучаем правила дорожного движения»,

Деятельность с дошкольниками по обучению Правилам дорожного движения мы начали с выявления их уровня знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков. Тестирования детей проводились в виде беседы, наблюдений, игр–занятий, что позволило педагогам определить дальнейшие цели, задачи и пути, выстроить систему работы с дошкольниками по данному направлению.

При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения учитывались два аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

• Ребенок – пешеход;

• Ребенок – пассажир городского транспорта;

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводится планово, систематически, постоянно, согласно с разработанным перспективным планом. Она охватывает все виды деятельности: ребенок, полученные знания пропускает через продуктивную деятельность и затем реализует в играх и повседневной жизни за пределами детского сада, т. е. обучение правилам дорожного движения проводится на занятиях по разным видам деятельности (рисование, конструирование, развитие речи, театральная деятельность, музыкальные занятия, физкультурные занятия).

При обучении детей основам «дорожной грамоты» воспитатели поставили перед собой следующие задачи, и придерживаются определенных правил:

• Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах;

• Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;

• Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе;

• Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте;

• Не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге;

• Сочетать изучение Правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности;

• Использовать все доступные формы и методы работы, считая их основными, а не второстепенными. Рассказ и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ видеофильмов, чтение книги и экскурсии все необходимо для воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Реализация задач осуществляется поэтапно, на основе общих дидактических принципов.

Этапы работы :

Первый этап работы – это уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который может опереться педагог.

Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах дорожного движения посредством наблюдений движения транспорта по улице, встреч, бесед с сотрудниками Госавтоинспекции, организованной системой занятий.

Третий этап – формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.

Четвертый этап – это формирование у детей чувства ответственности.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. Продуманная организация учебно-воспитательной работы, умелое руководство педагога подведут детей к пониманию, как следует вести себя на улице.

Принципы обучения: преемственность, возрастной адресованности, последовательность и постепенность, дифференцированного подхода, интеграции,принцип развивающего обучения,доступность, наглядность,принцип единства воспитания и обучения.

Принципы воспитания: принцип индивидуального и дифференцированного подхода, принцип взаимодействия “дети – дорожная среда”, взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия, возрастной безопасности, социальной безопасности, принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.

Методы и технологии, применяемые с детьми:

• Интерактивный метод обучения.

• Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

• Личностно-ориентированная технология.

• Технология игрового обучения.

• Метод наблюдения и беседы.

Работа по ознакомлению с ПДД основывается на комплексном подходе. Педагоги проводят с детьми беседы, «Наш друг светофор», «Дорога не место для игр», минутки безопасности,тематические занятия «Безопасное поведение на улице и в транспорте», «Школа пешеходных наук», на которых детей знакомят с правилами поведения на улице, с дорожными знаками, воспитывают навыки безопасного поведения. Традицией в детском саду стало проведение недель безопасности дорожного движения «Грамотный пешеход». Дети ежегодно отправляются в увлекательное путешествие в страну дорожных наук. Для закрепления знаний детей проводятся викторины, КВНы. В свободное время дети читают рассказы, разучивают стихи, решают ребусы, кроссворды. Использование интерактивных форм занятий с детьми, несомненно, способствует развитию познаний окружающего мира, конкретно улицы, дороги, места пешеходов на них; развитию творческой инициативы каждого ребенка.

Знания детей по правилам дорожного движения будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь ею, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики.

Педагогами в каждой возрастной группе в соответствии с возрастом детей и требованиями программы созданы мини-центры безопасности дорожного движения. В играх и на занятиях воспитатели используют:транспорт различного функционального назначения, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дорожные знаки.

Во всех возрастных группах составлены картотеки книг по правилам дорожного движения, подвижных, интеллектуальных, игр.

Широко педагоги используют сюжетно-ролевые игры, позволяющие моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовывать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. Для игр изготовлены: макет улицы, оснащенный светофором, дорожными знаками, где обозначены перекресток, указатели для пешеходов, имеются макеты домов, магазины, аптек.

Значительное место воспитатели отводят таким практическим формам обучения как: наблюдения, экскурсии, целевые прогулки. Их основное отличие в характере познавательной деятельности детей – непосредственном восприятии дорожных ситуаций, наблюдений за поведением пешеходов, дорожным движением. После экскурсий и прогулок детям предлагается нарисовать рисунки.

Лучшему запоминанию детьми правил дорожного движения способствую театрализованные представления, такие как «Страна дорожных правил», «Волк и семеро козлят» (сказка на новый лад по правилам дорожного движения, «Дорога к теремку». В детском саду организована агитбригада «Зеленый огонек», которая выступает как перед детьми, так и перед родителями ДОУ на родительских собраниях.

Воспитание и обучение детей безопасному поведению на улице, может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведётся совместно с родителями, ведь именно родители являются авторитетом и предметом подражания.

При организации сотрудничества педагоги помнят, что оно не должно носить декларативный и назидательный характер. Поэтому строят контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими в процессе ее усвоения.

Ежегодно в ДОУ проводится общее родительское собрание, где приглашённый инспектор ГИБДД выступает перед родителями с призывом правильной перевозки маленьких пассажиров, с агитацией на плакатах и листовках.

В каждой возрастной группе оформлен информационный стенд безопасности с информацией для родителей и с выставкой детских работ.

Для повышения интереса родителей и детей к дорожной азбуке, мы организуем различные виды досуговой деятельности: викторины, конкурсы, праздники.

Так, стало хорошей традицией в конце учебного года проводить конкурс «На лучший рисунок по безопасности дорожного движения», обязательным требованием которого является участие взрослого и ребенка.

Подводя итоги совместной с родителями, систематической, плодотворной работы с детьми можно отметить, что наши дети хорошо ориентируются на улицах, прилегающих к детскому саду; при переходе через проезжую часть внимательны и осторожны; знают основные дорожные знаки; умеют вести себя на улице, руководствуясь правилами культуры поведения в общественных местах, т. к. имеют четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их. Мы уверены, что знания “дорожной грамоты”, приобретенные в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.

Публикации по теме:

«Правила дорожные всем нам знать положено» Изучение Правил дорожного движения является одной из главных задач. По результатам статистики ежегодно на дорогах нашей страны.

Проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Дорога и пешеход» По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно – транспортных происшествий с участием детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мы в ответе за каждую жизнь» (из опыта работы дошкольного учреждения по профилактике ДДТТ)
Опубликовано: 26 июля 2013 в 05:18
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мы в ответе за каждую жизнь» (из опыта работы дошкольного учреждения по профилактике ДДТТ)» (включая файлы) размещена пользователем СВЕТЛАНА ФЕДЮКОВИЧ (УИ 96906) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД