Нурсулу Ахметова
Открытый воспитательный час «Национальные орнаменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Областная санаторная школа – интернат № 4.
Открытый
воспитательный час :
«Национальные орнаменты,
о чём говорят»
Провела: учитель 1 класса
Ахметова Н. О
Атырау 2016г.
Цель: Ознакомление детей с народным творчеством, с созданием народных орнаментов; обучение умению различать элементы узора, их форм, расположения, цветовое сочетание, воспитание любви к народному творчеству.
Ход мероприятия:
Ян: Мы здесь сегодня собрались
Чтоб встретить праздник Наурыз!
Улыбки, шутки, звонкий смех,
Публикация «Открытый воспитательный час „Национальные орнаменты“» размещена в разделах
Пусть радуют сегодня всех!
Диляра: Открыта дверь для всех гостей –
Для пожилых и для детей.
Весна навстречу нам идет,
Весна на праздник нас зовет.
Народы самых стран
Шлют поздравленья в Казахстан.
Милора: Играй баян, звени домбра!
Желаем счастья и добра,
Здоровья и терпенья
Отличного настроения,
Чтоб мечты у всех сбылись –
Здравствуй, праздник Наурыз!
Ведущий: Сегодня на воспитательном часе «Национальные орнаменты, о чем говорят», мы познакомимся с казахскими орнаментами. Как вы знаете, казахский народ был кочевой народ. Кочуя по степи, люди любовались природой, наблюдали за окружающим их миром и то, что видели старались выразить в орнаменты.
Искусство орнамента настолько широко распространено на территории Казахастан, что даже говорят – казахский народ живет в мире орнамента, потому что им украшено практически все: дома, юрты, мебель, посуда, музыкальные инструменты, одежда, ювелирные украшения.
Камилла: Слово “орнамент” в переводе с латинского языка означает “украшение”. Украшения из узоров и орнаментов можно встретить повсюду: в интерьере помещений, на предметах, быта (шкатулках, книгах, посуде, одежде). Орнамент состоит из ряда последовательно расположенных элементов. Обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент служит для украшения поверхности какого – либо художественного изделия. Он придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму.
Диляра: Основным элементом, первоосновой всех орнаментов, считается орнамент “рог” (мйіз, в котором преобладают роговидные, дуговидные, линии. “Мйіз” можно назвать истоком, первоэлементом казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например,
“ошармйіз” – бараньи рога;
“арармйіз” – рога архара;
“бымйіз” – рога оленя;
“ырымйіз” – сорок рогов;
Ян: “осмйіз” – двойные рога;
“сыармйіз” – однорогий;
“сынымйіз” – сломанный рог;
Саша: а так же орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных, птиц: “тртла” – крестовина;
Никита: “осала” – это двойное ожерелье;
“санаты” – птичьи крылья;
“азтабан” – гусиные лапки.
Айдын: Орнамент, связанный с изображением домашних животных или отдельных частей их фигур: бараний рог, голова лошади, верблюжий глаз, сломанный рог, верблюжий след. Бараний рог – похож на завитки пары рогов
у барана, встречается украшениях национальной одежды, сырмаков, на подвесных сумках для посуды и постельного белья.
Милора: Орнаменты, связанный с изображением вселенной, луны, солнца, звезд: узор в виде полумесяца, круга, звезды. Звезда – подобен виду, звезд на небе. Используется для украшения ковров.
Диляра: Орнамент, связанный с изображением насекомых или мелких животных. Это бабочка, голова змеи, гусеница, мышиный след, птичий след, птичий клюв, птичье крыло. Мышиный след – узор в виде пунктира, похожи на след мышки. Украшал в виде позумента края, старинных женских головных уборов наших бабушек и прабабушек.
Ведущий: Ребята, вы поняли, для чего служит орнамент?
Дети: Для украшения.
Ведущий: Назовите предметы, украшенные орнаментом.
Ответы детей: (Юрта, национальная одежда, национальная посуда, ковры, казахстанский флаг)
Ведущий: Сейчас поближе познакомимся с наиболее часто встречающимися видами орнамента.
Диляра: (показывает изображение) «ошар мйіз» - бараньи рога. Этот орнамент похож на бараньи рога. Человеку с богатой фантазией может, показаться, что это изображение головы барана с ушами, мордой и т. д. Он используется при украшении текеметов, сырмаков, баскуров, алаша, ковров, кожаных изделий, а также изделий из шерсти, дерева и ювелирных изделий.
Никита: Сломанный рог – узор, изображающий изогнутый рог. Им украшают циновки из чия (песчаного тростника, крученная тесьма, паласы.
Камилла: Гл – цветок. Цветы тюльпана, ромашки, подснежника, розы. Им украшают женскую, национальную одежду, головной убор, украшения.
Никита: Те табан – след верблюда. Безводные пустыни может пересечь только верблюд, который неделями может не употреблять воду. Этими узорами украшали одежду и головные уборы купцов, караванщиков, которые совершали путь по Великому Шелковому пути.
Милора: Орнамент изображен на флаге РК. Слева по вертикали флага изоброжен золотой крыловидный орнамент. Орнамент на флаге представляет художественный и культурные традиции старых ханств и казахов.
Ведущий: Спасибо, ребята. К нам в гости пришли гости из России и Узбекистана. Они рещиди познакомить вас со своими орнаментами.
Миланна (гостья из России) : Здравствуйте, ребята. Я хочу вас познакомить с символикой плодородия. Она представлена очень характерным узором – ромбом (или квадратом, разделенным внутри ещё на четыре ромба. Это – поле. Маленькие ромбики – если хотите, лунки для семян. Если в маленьких ромбиках изображаются точки, это значит, что поле засеяно – это символ плодородия. Если маленькие ромбики пусты, значит поле не засеяно. Символы эти имеют соответственное магическое значение. Возможны бесчисленные вариации с ромбами, квадратными и точками. В целом, ромб (квадрат) с точкой посередине – это то, что может родить, то, что является источником благополучия и изобилия. Пустой ромб – то же, но не могущее (не оплодотворенное) родить.
Дария (гостья из Узбекиста) : основным орнаментом традиционной узбекской вышивки является пышный цветущий сад – символ плодородия, пожелание счастья и благополучия. Благоухающие и яркие цветы благодаря мастерству и фантазии народных художниц перешли из садов и степей на полотно. Изображние каждого цветка имеет свою символику: полевым васильком обозначали молодого мужчину, алым маком – юную девушку, роза символизировала мир и красоту, а тюльпан – невинность и чистоту.
Ведущий: Спасибо, гости дорогие. А теперь, наши дети хотят показать вам, как они делали аппликацию «Пиала» и украшали национальным орнаментом пиалу и казахское национальное платье.
Дети показывают и рассказывают, какие орнаменты они использваоли для украшения.
Ведущий: А теперь давайте все вместе украсим текемет. Нашим дорогим гостям мы предложим украсить центр текемета, а по краям казахские орнаменты.
Дети вместе с гостями украшают текемет.
Камилла: Ою – рнек сндігі
Кзді жауын алады
Болмаса зат рнексіз
Ешбір мнсіз алады.
Ведущий: И в заключении нашего мероприятия танец «Камажай»