Приобщение к народной культуре «Национальные традиции»

Ольга Коновалова
Приобщение к народной культуре «Национальные традиции»

"Национальные традиции". Приобщение к народной культуре.

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствуют сохранению русских традиций и обычаев.

Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами народной культуры, отдает предпочтение народным праздникам. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои.

Накопленный народом опыт по воспитанию бережного разумного отношения к родной земле и природе, гуманного отношения к растительному и животному миру, знания и традиции экологического характера содержатся в источниках материальной и духовной культуры, идеях и традициях народной педагогики.

Экологическое образование дошкольников предусматривает усвоение ими сведений о природе, отражённых в этнопедагогическом наследии народа, а также овладение практическими умениями и навыками, выработанными в народной практике.

Проблемами экологического воспитания детей дошкольного возраста занимались Т. М. Бондаренко, А. И. Васильева, С. А. Веретенникова, Н. Ф. Виноградова, В. А. Дрязгунова, Л. И. Егоренков, Я. Н. Золотова, С. Н. Николаева, П. В. Саморукова, Л. П. Молодова и др. Экологические праздники и развлечения, методика их проведения рассмотрена в работах Т. М. Бондаренко, П. Г. Саморуковой, Л. П. Молодовой.

Праздники, обряды и обычаи русского народа как формы проявления душевного склада этноса рассматривались в фундаментальных трудах и работах А. Афанасьева, А. Бурцева, В. Даля, М. Забылина, Н. Костомарова, А. Коринфского, И. Калинского, С. Максимова, И. Снегирева, И. Сахарова, Н. Степанова, А. Терещенко, П. Шейна и многих других ученых-исследователей, этнографов, собирателей, описывавших быт и бытовую культуру, нравы и порядки, праздничное поведение русского народа. Попытка научно объяснить происхождение праздников и обрядов содержалась в работах ученых, представленных так называемым мифологическим направлением в изучении фольклора, крупнейшими представителями которого в России были А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, А. А. Потебня.

Традиции взаимодействия русского и мордовского народа с природой уходят с корнями в глубокое прошлое. Это отмечали в своих работах исследователи М. Е. Евсевьев, Л. С. Кавтаськин, А. Самошин, А. И. Маскаев, Э. Н. Таракина и др. Нравам и обычаям русского народа посвящены труды Н. И. Костомарова, И. М. Снегирева, И. П. Сахарова, А. А. Терещенко.

В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Народная культура прочно связана с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, былины, сказки неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. Все эти стремления человека нашли свое выражение в традиционных народных праздниках, которых насчитывается великое множество. Большая часть народных праздников возникла во времена язычества, и, несмотря на то, что христианская вера победила языческую, множество обрядов были оставлены и сохранились в форме увеселений, празднеств, некоторые из них проводятся в детском саду, для приобщения детей к народной культуре.

У мордвы календарно-обрядовая деятельность являлась одним из важнейших средств приобщения подрастающего поколения к национальной культуре.

Анализ этнографической литературы показывает, что среди большей части мордовского населения соблюдение годовых календарных языческих праздников считалось священным. Календарно-обрядовые праздники мордовского народа определялись солнечным календарем,воплощали в себе цикличность природных явлений: возрождение (весенние ритуалы, связанные с подготовкой к посеву) – расцветание (ожидание урожая) – засыпание (осенне-зимние обряды) природы.

Таким образом, историко–этнографический материал дает основание полагать, что предки мордвы осознавали свою неразрывную связь с природой. Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений. Существует противоречие между социальной значимостью проблемы, достижениями многовекового опыта народной педагогики русского и мордовского народа в воспитании культуры общения с природой и его использованием в формировании знаний у детей старшего дошкольного возраста, недостаточной научно–методической разработанностью этой области дошкольной педагогики.

Изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники,а именно: важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.

Публикации по теме:

«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Приобщение младших школьников к традициям и культуре кубанского казачества: направления деятельности воспитателя Я работаю воспитателем в общеобразовательной школе казачьей направленности, где существует особый обряд посвящения в казачата, проводимый.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Приобщение к народной культуре «Национальные традиции»
Опубликовано: 19 марта 2020 в 18:33
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
22 января. Треугольный день на МААМ

«Треугольник, три угла — посмотрите детвора» — очередной тематический день посвящен этой геометрической фигуре. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить ребенка с...

22 января. День рождения попкорна

В очередной тематический день предлагаем поговорить с детьми о полезном лакомстве – попкорне, устроить опыты и эксперименты с ним (благо, «попкорн для микроволновой печки» продаётся в любом магазине)....

Аппликация с детьми дошкольного возраста «Домик в снегу» с использованием кружевных...
Зима волшебное время года, сказочное. Она украшает всё – города, деревни, леса, поля. В распоряжении у других времён года любые цвета. У зимы только один...
Конспект ООД по аппликации к празднику аквариумных рыбок на МAAM «Красивые рыбки в...
Цель: Закрепить представление о многообразии живой природы через практическую деятельность. Задачи: Обучающая: -развивать чувство композиции, цветовое...
Фотоотчет о празднике, посвященном Дню Победы
Фотоотчет о празднике, посвященном Дню Победы! Тема: «Города – герои и Города воинской славы». Город – герой Тула. 2020 г. для всего мира оказался...