Получи документы

Проект «Народная игрушка — матрёшка»

Екатерина Оленчик
Проект «Народная игрушка — матрёшка»

Российская Федерация комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ДЕТСКИЙ САД №125

___

Проект на тему :

«Народная игрушка – матрёшка»

Срок реализации: 1 месяц

Возраст детей: 2-3 года

Авторы проекта :

Афанасьева И. В. Оленчик Е.

С. Руди И. Ленская Ю. В.

г. Калининград, 2019 г.

Публикация «Проект „Народная игрушка — матрёшка“» размещена в разделах

«Народная игрушка – матрёшка»

Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребёнка. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали и вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность.

Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие.

Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребёнка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребёнка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно, народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недостаточно информированы об истории происхождения матрёшки, как русской народной игрушки, недооценивают развивающую роль матрёшки.

Участники проекта :

Воспитатели младших групп, педагог – психолог.

Дети младших групп;

Родители воспитанников.

Актуальность темы:

Матрешка-красавица, с милым и задорным лицом – русская народная игрушка, которая покоряет сердца детей и взрослых со всего мира. И очень жаль, что не у каждого ребенка в нашей стране эта игрушка присутствует в жизни.

В наше время у детей большое разнообразие в игрушках, но они не имеют представления о традиционной русской игрушке. Да и многие взрослые имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей народа.

На примере народной игрушки, можно узнать о традициях, истории, культуре своего народа. Матрешка не просто народная игрушка, она хранительница исконно русской культуры. Она – сувенир, памятная кукла, на фартуке которой искусно прорисованы бытовые сценки, сказочные сюжеты, пейзажи, фантастические цветы. Матрешка – сувенир России и символ ее культуры.

Матрешка – развивающая игрушка для детей. С ее помощью можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Она способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления, речи, воспитывает усидчивость.

Цель проекта :

обобщить знания детей о русской народной игрушке – матрёшке;

развить у детей познавательный интерес к народным игрушкам;

создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребёнка;

способствовать развитию речевого общения, обогащению и активизации словаря детей;

развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;

развивать интерес и любовь к искусству.

Развивающие:

развивать чувство цвета, ритма и композиции, эстетическое восприятие;

развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность в поведении детей.

развивать у детей умение видеть прекрасное в окружающем мире и передавать его через изобразительную деятельность;

Воспитательные:

воспитывать любознательность, интерес к народному творчеству на примере русской народной игрушки – матрёшки;

воспитывать духовно-нравственные качества, чувство любви, доброты, милосердия и уважения к близким через умение видеть прекрасное в окружающем мире и передавать его через изобразительную деятельность;

содействовать освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;

Вид проекта : познавательно-речевой, творческий.

Продолжительность проекта :

1 месяц.

Сроки реализации: 2019г.

Системная паутинка

Образовательная область Задачи Ценностные категории Методы, формы

Чтение художественной литературы: песенки, потешки, сказки, загадки. Задачи: вызвать желание слушать потешки, песенки, сказки, загадки учить рассказывать вместе

воспитателем, отвечать на вопросы, побуждать к непроизвольному заучиванию;

развивать речь, умственную активность, память;

воспитывать умение слушать друг друга, воспитывать любовь к

народным фольклорным песенкам и стихам. Традиции

Семья

Литература

Благодарность

Великодушие

Красота

Родина

Патриотизм

Добросердечие *Творческое задание;

*Ознакомление с произведениями народного творчества.

*Просмотр видеоматериала по данной теме.

Взаимодействие с родителями: организация мини музея; консультации; совместные праздники и развлечения.

(Какие именно? Названия)

Музыкальные занятия и развлечения: песни, хороводы, музыкально- ритмичные движения. - формирование навыка ритмичной ходьбы,

- развитие слухового внимания, умения начинать и заканчивать движения под музыку,

- развитие координации движений,

- развитие ориентировки в пространстве.

Музыкально-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способностей способствует развитию общей структуры личности. Благодаря тем или иным видам музыкальной деятельности развиваются фантазия, мышление, речь. *Рассматривание картин, чтение стихов

* беседы;

наблюдения;

игровая деятельность;

Взаимодействие с родителями:

Консультация

Беседы

(Конкретно? Названия)

Игровая деятельность: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки. формирование у детей игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры. Развивать двигательную память ребенка, научить соотносить движения в соответствии с текстом. Способность действовать в плане представлений, благодаря которому происходит развитие продуктивного воображения.

2. Способность ориентироваться в сфере человеческих отношений.

3. Способность координировать свои действия с другими. Постоянно изменяющаяся обстановка игры требует согласования усилий её участников, что способствует развитию сотрудничества, общения между детьми.

*Наглядный материал

*Чтение стихов

* Беседа – обсуждение *Разучивание стихов

*Подготовка к итоговому мероприятию

Взаимодействие с родителями:

*Консультации

*Беседы

Конкретно? Названия)

Взаимодействие с семьями воспитанников: организация мини-музея, совместные праздники и развлечения. Обогащать восприятия жизненных впечатлений. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Продолжать формировать у детей познавательный интерес к объекту. Способствовать накоплению познавательных эмоциональных впечатлений от контакта с игрушкой. Развивать интерес к игрушке, желание с ней играть.

Книжная культура

Искусство

Труд

Усидчивость

Терпение

Родная культура *Художественное творчество

*Коллективные и индивидуальные работы

*Совместные работы 2-3 детей

*Тематические занятия

*Дидактические игры

*Развлечения

Взаимодействие с родителями:

*Консультации, беседы

*Конкурсы работ родителей и воспитанников

*Выставки детских работ для родителей

*Стенгазеты

Конкретно? Названия)

Продуктивная деятельность: лепка, аппликация и рисование. - предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы, - формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки, - приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. *Дыхательная гимнастика

*Психогимнастика

*Физминутки

*Игровые упражнения, задания

Взаимодействие с родителями:

*Консультации

Конкретно? Названия)

Планируемый результат:

• освоение детьми доступных знаний о русской народной игрушке – матрёшке;

• развитие у детей интереса к русской народной игрушке – матрешке;

• использование детьми игр с матрёшками в разных видах деятельности (подвижные, сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки);

• проявление доброты, заботы, бережного отношения к игрушкам;

• развитие речевой активности детей в разных видах деятельности;

• умение рисовать простейшие элементы росписи матрёшек;

• повышение активности родителей в проведении мероприятий для детей.

Роль родителей в реализации проекта : родители принимали активное участие в проектной деятельности : изготовление дидактических игр «Найди одинаковых матрешек», «Большие и маленькие матрешки»; подборка стихотворений, загадок о матрешках; оформление выставки рисунков «Русская красавица – матрешка».

Этапы реализации проекта

Этапы проведения и реализации проекта :

Подготовительный этап:

1. Изучение интереса детей для определения целей проекта;

2. Определение цели и задач проекта;

3. Определение необходимых средств реализации проекта;

4. Изучение методической, научно-популярной литературы;

подбор потешек, стихов, загадок, песенок, мультфильмов о матрешках;

пополнение предметно-развивающей среды новыми материалами, атрибутами.

Основной этап:

1. Чтение рассказов, сказок о матрешках, загадывание загадок;

2. Просмотр видеофильмов, мультипликационных фильмов о матрешках;

3. Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением матрешек;

4. Беседы с детьми: «Народная игрушка – матрешка», «Как играть с матрешкой», «В гости к нам пришла матрешка»;

5Отгадывание загадок о матрешках;

6. Разучивание потешек, стихов, песенок о матрешках;

Заключительный этап:

1. Выставка творческих работ, поделок, рисунков детей, выполненных в ходе реализации проекта;

2. Выступления ребят по домашнему заданию - демонстрация поделки «Моя Матрешка».

План реализации проекта

№ Мероприятия Цели Сроки

1 этап – концептуальный

1. Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов.

Декабрь

2 этап – подготовительный

1. Подбор и знакомство с методической литературой по проблеме духовено – нравственного воспитания дошкольников Повышение знаний педагогов Декабрь

2. Подбор наглядного и практического материала для организации работы с дошкольниками по теме Создать условия для реализации проекта.

Декабрь

2 этап – внедренческий

1. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, народных игрушек, иллюстраций, книг

Составление и отгадывание загадок о народных промыслах Доставить детям радость от совместного творческого процесса и прикосновения к прекрасному. Воспитывать художественный вкус, создавать эмоциональное настроение.

Декабрь

2. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей народного творчества». Формирование познавательного интереса к русской народной игрушке через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Декабрь

3. Пение «Ложкари», музыка и слова Н. И. Суховой; Игрушкины частушки, муз. Т. Ореховой, слова П. Синявского Приобщать детей к русской национальной культуре; развивать музыкальные способности дошкольников; Декабрь

4. Чтение «Краса ненаглядная» Е. Осетров; «Дарума и Ванька-встанька» Э. Котляр, «Матрешкины потешки»

В. Берестов;

Познакомить детей с новыми произведениями; Активизировать мыслительную деятельность.

Воспитывать эстетическое отношение к народно - прикладному искусству.

Декабрь

5. «Разрезанные картинки», «Русские узоры», игра – эстафета «Веселые мастера», «Собери матрешку» Развивать мышление у ребенка, формировать навык сравнения отдельных частей картинки, определения их местонахождения. Развивать зрительное внимание. декабрь

6. Художественно-продуктивная деятельность: рисование «Матрешки» Учить составлять узор, заполняя картинку по краям и середине. Расширить знания детей о матрёшках. Закрепить понятия «большой», «меньше», «еще меньше», «самый маленький». Закрепить понятия «один», «много», «ни одного». Развивать изобразительное творчество детей. Создать радостное настроение. Закрепить знание цветов.

Декабрь

7. Слушание музыкальных произведений: «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; Формировать у детей умение слушать музыкальное произведение.

Вызывать эстетические чувства у детей, художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на произведение искусств, воспитывать умение внимательно слушать. Декабрь

3 этап - заключительный

1. Праздник «Ярмарка народной игрушки» Обобщить представления о разнообразии народных игрушек. Декабрь

2. Презентация для родителей и педагогов. Подведение итогов проекта

3. Анкетирование родителей Обратная связь Декабрь

Условия реализации проекта :

1. Учебно-методические ресурсы проекта

План работы;

Список методической литературы;

Сборники стихов;

выставка продуктов детской деятельности.

2. Материально – технические ресурсы проекта.

DVD-центр, музыкальный центр, компьютер;

Иллюстрации на бумажном и электронном носителе;

Сборники стихов, загадок.

3. Организация РППС (Вы представили список используемой литературы. Каким образом организована среда не указали)

• Веракса Н. Е, Веракса А. Н «Проектная деятельность дошкольников».

• Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

• Клиентов А. «Народные промыслы».

• Козлова Е. «Матрешке – 100».

«Матрёшка : история русской любимой куклы»

https://www.dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor

«Матрёшка – русская игрушка»

• Пополнение библиотеки группы стихами Ф. И. Тютчева, С. Д Дрожжина, С. А. Есенина, А. А. Блока.?)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по изодеятельности «Народная игрушка — русский сувенир матрёшка» с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.

Народная игрушка своими руками из пластилинаНародная игрушка своими руками из пластилина Дымковская игрушка – яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Для производства фигурки применяется красная.

Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка»Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка» Тема: «О чём расскажет народная игрушка»Цель - Продолжить знакомить детей с кожлянской игрушкой, с историей возникновения промысла. •Познакомить.

Лэпбук «Народная игрушка»Лэпбук «Народная игрушка» Лэпбук - сравнительно новое методическое пособие, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Лэпбук направлен на развитие.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Народная игрушка в детском садуНародная игрушка в детском саду «Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…». В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно,.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Растягивающаяся игрушка «Матрёшка» (мастер-класс)Растягивающаяся игрушка «Матрёшка» (мастер-класс) Для изготовления этой игрушки понадобятся следующие материалы и инструменты: 2 листа цветной гофрированной бумаги, картон зелёного цвета,.

Русская народная игрушкаРусская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Народная игрушка — матрёшка»
Опубликовано: 21 апреля 2020 в 14:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД