Папки-передвижки

Народные игры в жизни детей старшего дошкольного возраста

Лариса Кобцева
Народные игры в жизни детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Существует известное высказывание, ставшее народным : «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества : выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у детей и развивает физическую культуру. Народная игра способствует у детей старшего дошкольного возраста выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, воспитатель ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения. Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции : семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми. Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. Повидимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Публикация «Народные игры в жизни детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цели, задачи и принципы работы с народными играми

1. Расширение культурных границ.

2. Активизация мыслительной деятельности ребёнка.

3. Развитие памяти, речи, воображения.

4. Воспитание бережного отношения к культурному наследию своего народа.

Для реализации этого теоретического базиса необходимо выполнение следующих методических задач:

• пробуждение интереса детей к народной культуре, истории своего народа, традициям;

• развитие познавательных способностей детей при помощи фольклорных произведений (закличек, сказок, считалок и пр.);

• развитие чувств эстетического характера при помощи различных художественных образов;

• воспитание чувства партнёрства в совместной деятельности.

Реализовать поставленные задачи помогает соблюдение следующих принципов введения игр в процесс воспитания и обучения:

1. Наглядность в достаточном объёме. Необходимо помнить, что лучше всего дети воспринимают информацию зрительно.

2. Демонстрация должна быть последовательной, нужно также предусмотреть возможность вариативного сочетания её элементов. То есть, например, сначала дети учатся выбирать ведущего с помощью считалочек, а потом это становится неотъемлемой частью начала большинства игр.

3. Обязательно включение детей в анализ наблюдений за теми или иными объектами игры.

4. Необходимость соблюдения культуры показа и оформления наглядности (аккуратность, подходящий размер и т. д.).

«Змейка»

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи играющих выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая её вокруг крайнего игрока, затем её развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.

Правила. 1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась.

2. Точно повторять движения ведущего.

3. Ведущему не разрешается бегать быстро.

Указания к проведению. Играть в «Змейку» можно в любое время года на просторной площадке, лужайке, лесной опушке. Чем больше игроков, тем веселее проходит игра. Чтобы она проходила живо, надо учить детей придумывать интересные ситуации. Например, ведущий называет по имени последнего играющего, названный ребёнок и стоящий рядом с ним останавливаются, поднимают руки, и ведущий проводит змейку в ворота.

Или: по сигналу ведущего дети разбегаются, затем восстанавливают змейку.

«Челночок»

Все участники игры встают парами лицом друг к другу и берутся за руки — это ворота. Дети из последней пары пробегают иди проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами.

Правила. 1. Пробежать или пройти нужно так, чтобы не задеть ворота.

2. Пробегая в ворота, дети держат друг друга за руки.

Указания к проведению. Ворота по высоте могут быть разными: дети могут поднимать руки и держать их на уровне плеч или на уровне пояса. Чем ниже ворота, тем труднее пробегать под ними.

Более сложный вариант — когда дети, пробегая в ворота, проносят различные предметы, например, шарик в ложке, ведёрко, наполненное водой, или проходят, прокатывая рукой впереди себя большой мяч.

«Пустое место»

Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

Правила. 1. Дети бегают только за кругом.

2. Стоящие в кругу не должны задерживать бегущих.

3. Если дети прибегают к свободному месту одновременно, то они оба встают в круг, и выбирается новый водящий.

Указания к проведению. Играют в эту игру в любое время года на большой площадке, где можно бегать без помех.

Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга, руки у всех опущены. Если детей много, лучше организовать два круга играющих.

«Молчанка»

Играющие выбирают ведущего, садятся вокруг него и поют:

Кони, кони, мои кони,

Мы сидели на балконе,

Чаю пили, чашки мыли,

По – турецки говорили: -Чаб – чаляби, чаб – чаляби.

Прилетели журавли

И сказали нам: «Замри!»

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб.

Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять!

Как только споют последнее слово, все замолкают. Водящий старается рассмешить каждого из детей – движениями, смешными гримасами. Если кто – то из игроков засмеется или скажет слово, то отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего выполняют различные действия (поют, читают стих)

«Жаворонок»

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается подскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.

«Заря – Заряница»

Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря -Заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

Раз, два – не воронь

А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого- нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

У осетин игры развивались в основном на тех же основах, что и у других народов. С давних времен осетинские национальные игры являются частью повседневной жизни, любого праздника для детей и взрослых. Они выступают в роли не только отличного способа весело и с пользой для здоровья провести свое свободное время, а еще и являются отличной психологической разгрузкой, хорошим средством ненавязчиво обучающим подрастающее поколение быстроте, ловкости, смелости. Осетинские национальные игры имели огромное воспитательное значение, требовали от участников игрищ и забав не только физических усилий, а еще и смекалки, честности, доброты, взаимовыручки, присутствия духа в любой ситуации, настойчивости. Обычно все игры проводились на свежем воздухе и на неограниченном пространстве, что, несомненно, содействовало физическому развитию подрастающего поколения, воспитанию у детей чувства коллективизма, дружбы и товарищества, дисциплинированности и гуманности.

«Журавли»

Мальчики становятся в колонну по одному, каждый обхватывает руками талию впереди стоящего. Во главе колонны находится вожак, как у журавлей при перелете. Один из мальчиков выбирается волком, он и является водящим. Волк нападает на хвост колонны со словами «хърихъупп» (журавль, а колонна хором обращается к предводителю журавлей со словами: «Ма-ма зил» т. е. подожди. Вожак должен уберечь журавлей от волка.

«Слепой медведь»

В этой игре участвуют младшие школьники, от 5 до 40 человек. Размер площадки для игры - 10X10 м. Игра проводится без инвентаря (можно использовать палочки - по две для каждого играющего, кроме водящего. Одна из палочек гладкая, другая - с нарезанными на ней зубцами).

Описание. Одного из играющих выбирают водящим «медведем», завязывают ему глаза (или он закрывает их руками). Все играющие становятся вокруг «медведя» (или в стороне) на расстоянии 3-5 м и по сигналу хлопают в ладоши (или проводят гладкой палочкой по палочке с зубцами - издается дребезжащий звук). «Медведь» идет на звук хлопков (или палочек) и старается поймать кого-либо из играющих, которые убегают за границы площадки. Тот, кого он поймает, становится «медведем», т. е. водящим. Если он никого не поймает, продолжает водить.

Правила.

1. Играющие размещаются свободно на заранее очерченной площадке.

2. Хлопки (или дребезжащий звук палочками) выполняет тот игрок, к которому приближается «медведь».

3. Выбегать за линию площадки не разрешается. Вышедший за нее становится водящим.

4. Выбегать за линию площадки не разрешается. Вышедший за нее становится водящим.

«Узелок»

Описание: один из игроков - водящий. Остальные участники, образовав круг, садятся на землю или становятся на колени) на расстоянии не более 2 м яруг от друга. Водящий стоит за кругом с платком, завязанным в узелок. По сигналу руководителя водящий бросает узелок одному из игроков, сидящих в кругу, отходит на три шага назад. Сидящие начинают передавать узелок от одного игрока другому так быстро, как будто ой летит по кругу. Водящий бежит за узелком, чтобы перехватить его. Если это ему удается, он меняется ролью с игроком, у которого был перехвачен узелок. Правила: сидящие могут передавать узелок только своему соседу справа или слева. Водящий должен перехватить узелок из рук. Узелок не считается пойманным водящим, если поднят им с земли (если кто-то уронит) или схвачен на лету. Однако в игре младших ребят водящему разрешается брать узелок с пола (с земли, если его уронили. Во время передачи узелка можно менять направление. Это эмоциональная и увлекательная старинная осетинская игра, которая совершенствовала навыки метания, развивала силу, скорость, глазомер, воспитывала выдержку и внимание.

«Перетягивание»

Игру можно проводить на площадке на воздухе и в спортзале, с мальчиками-подростками и юношами. В ней участвует от 2 до 20 человек. Для игры требуется веревка длиной 2-2,5 м.

Описание. На площадке чертят круг диаметром 4 м. Через его середину проводят прямую линию, делящую круг на две равные части. По обе стороны прямой линии становятся спинами друг к другу 2 участника игры. На них надевается кольцо из веревки, так, чтобы веревка прошла под руками. Приседая, эти игроки подают туловище вперед, чтобы веревка была слегка натянута. По команде каждый начинает тянуть соперника из круга. Кому удалось вытянуть партнера из круга, тот выигрывает.

Правила.

1. Тянуть соперника из круга разрешается только вперед и по сигналу руководителя.

2. Тянуть можно только за счет движений туловища и рук, запрещается опираться руками о землю.

3. Игрок, нарушивший одно из правил, считается побежденным.

«Тохси»

На ровной площадке или на крыше осетинской сакли чертили два круга, вписывая один в другой. В центре малого круга в один ряд расставляли альчики или свинцовые пули от кремневых ружей, по одной от каждого игрока. Задача заключалась в том, чтобы более крупным альчиком выбить альчик или пулю за пределы большого круга.

«Жмурки»

Водящему завязывают глаза. Затем игроки по очереди начинают бить его по ладоням вытянутых вперед рук. Водящий должен угадать, кто из игроков его ударяет. Если он угадывает, то тот, кто ударил, становится водящим.

Сделаем вывод, что в народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка.

В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, а также в них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.

Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как воспитание и развитие детей в национальной традиционной культуре.

Публикации по теме:

Консультация «Игра и игрушка в жизни детей старшего дошкольного возраста» Сегодня мы поговорим с вами о современных игрушках. Многие из нас навсегда сохранили в своей памяти и в реальной жизни игрушки своего детства.

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Дидактическая настольно-печатная игра «Математические пазлы «Народные промыслы» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая настольно-печатная игра «Математические пазлы «Народные промыслы» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая, настольно-печатная игра "Математические пазлы: Народные промыслы" для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Развитие.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Фотоотчет «Лэпбук «Здоровый образ жизни» для воспитателей и детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет «Лэпбук «Здоровый образ жизни» для воспитателей и детей старшего дошкольного возраста Дорогие друзья, предлагаю вашему вниманию лэпбук по здоровому образу жизни. В настоящее время ведение здорового образа жизни стало не только.

Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возрастаКартотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста. Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Русские народные игры с мячом для детей старшего возраста Игра с мячом - самая простая и популярная игра. В такие игры любят играть и дети, и взрослые. Предлагаю несколько народных игр с мячом на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные игры в жизни детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 октября 2021 в 20:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народные игры в жизни детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Кобцева (УИ 72949) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД