Наталья Дмитриева
«Наша умная игротека» (часть 2). Авторские игры по формированию обобщающих понятий о мире животных
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию серию игр, способствующих закреплению знаний о характерных особенностях строения и поведения представителей животного мира. Программа обучения в детском саду, как известно, предполагает формирование у детей таких обобщающих понятий из мира животных, как класс рыб, класс птиц, класс зверей, класс насекомых (можно. конечно, добавить земноводных и пресмыкающихся, но чаще всего мы просто говорим об их представителях, не формируя общее понятие). Формирование понятия предполагает работу по выделению характерны признаков объекта, работу по выделению общих признаков объектов данного класса и умению находить основной принцип принадлежности того или иного объекта к данному классу. Все это - операции логического мышления, и, именно, это является главной целью представленных ниже игр. В качестве вспомогательного материала при разработке игр, я использовала (как вы заметили, любимые мною) опорные сигналы. Опорные сигналы помогают ребенку выделить признак, зрительно запомнить его и в дальнейшем использовать в своей самостоятельной деятельности. Часть опорных сигналов я позаимствовала из работ С. Кондратьевой и ее экологической программы " Мы", часть придумала сама. Хочу предупредить, что прежде чем дать ребенку игру, необходимо на занятиях познакомить их с этими опорными сигналами, объяснить их суть, выяснить, почему именно так мы обозначаем тот или иной признак.
Публикация «„Наша умная игротека“ (часть 2), Авторские игры по формированию обобщающих понятий о мире животных» размещена в разделах
- В мире животных. Игры, дидактические пособия
- Животные. В мире животных
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2013
Игры на формирование обобщающих понятий мира животных
Игры для детей младшего возраста
Игра " Хвосты"
Цель игры: узнавать характерные особенности строения разных животных, подбирать ту часть тела. которая подходит этому животному;
Как сделать:
- рисуем на отдельных картинках голову и хвост рыбы. птицы, зверя;
- делаем из картона рамочку основу, куда дети будут выкладывать две картинки: голову животного и соответствующий ему хвост;
Словесная игра " Узнай у кого?"
У детей в руках карточка с изображением опорного сигнала. Например: перо птицы.
Воспитатель по очереди называет представителей животного мира. Задача детей поднять карточку только тогда, когда они услышат название птицы.
Обязательно спрашиваем: почему ты поднял карточку? Ответ ребенка должен содержать пояснение, что воробей - птица, а все птицы покрыты перьями.
Пояснение: карточки с опорными сигналами сделаны на каждого ребенка (нарисуйте один раз, отскерокопируйте и наклейте на картон)
- в игре могут использоваться разные карточки в зависимости от того, какое понятие вы закрепляете. Например: у зверей четыре лапы
Настольная игра " Лото про животных"
Игра представляет из себя набор больших карт, разделенных на клеточки (я использую самоклейку, в верхней клетке приклеиваем карточку с опорным сигналом (в младшем возрасте это должны быть самые характерные особенности : покров, количество лап, наличие крыльев и т. д.). Отдельно делаем маленькие карточки с изображением различных представителей животного мира.
Действие ребенка: он должен определить, что обозначает опорный сигнал в верхней клетке и подобрать соответствующие маленькие карточки.
Игры для детей старшего возраста
Когда мы уже познакомили детей с характерными особенностями каждого класса животных и они знакомы с опорными сигналами по каждому классу, можно предложить им следующие игры;
Игра " Что лишнее"
Пояснение: на доске помещаются четыре опорных сигнала, три из них характеризуют один класс животных, а четвертый относится к другому классу. Дети должны определить лишний и объяснить свои действия. В данном случае первые три опорных сигнала относятся к классу рыб, а четвертый лишний, потому что четыре лапы бывает у зверей.
Примерные задания:
в данном случае лишними будут крылья и две лапы, т. к. принадлежат классу птиц, о все остальные карточки рассказывают о классе зверей.
В данном случае лишняя карточка - бутылочка с молоком - только звери кормят своих детенышей молоком, остальные карточки рассказывают о классе птиц.
Игра " Умные кубики"
Что представляет из себя игра: пять кубиков нанизаны на металлический стержень и закреплены с обеих концов деревянными пробками, та к, чтобы кубики могли вращаться.
На гранях первого кубика приклеены картинки с изображением представителей классов животных;
На гранях остальных четырех кубиков наклеены опорные сигналы, характеризующие данный класс животных:
Класс рыб:
Класс птиц:
Класс зверей:
Класс насекомых:
Задача ребенка правильно подобрать кубики с опорными сигналами к изображению животного.
Настольная игра " Найди и расскажи"
Игра представляет из себя большие карты, разделенные на клеточки, в первых клетках каждой строки наклеено изображение представителя животного мира. В наборе у детей карточки с опорными сигналами.
Задача детей: подобрать соответствующие карточки с опорными сигналами к каждому представителю и затем рассказать, почему он так сделал.
Настольная игра " Загадки - отгадки"
В игру входят:
- игровое поле (сделанное из картона, оклеенное самоклейкой, разделенное на девять квадратов);
- набор карточек с изображением представителей животного мира;
- набор карточек с опорными сигналами (не только основными, но и дополнительными, характеризующие какие-то особенности данного представителя)
Есть два варианта игры:
1. Один ребенок (играют двое) выкладывает в центре игрового поля картинку с изображением животного
Другой ребенок должен подобрать карточки с опорными сигналами, характеризующие данного представителя
2. Один ребенок выкладывает карточки с опорными сигналами, оставляя пустой серединку
Другой должен догадаться о ком идет речь и вставить отгадку в серединку
Расшифровка про дятла: это птица, покрыта перьями, у него красная шапочка на голове, черная спинка, живет в лесу, долбит (стучит) деревья, лечит деревья, ест разных насекомых.
В заключении предлагаю вам таблицу с условными обозначениями
(опорными сигналами) по основным классам животных
Вот такие игры, надеюсь вы что-то почерпнете для себя!
Извините долго редактировала, не загружались фотографии.