Ирина Колесова
Конспект НОД в старшей группе «Наши друзья птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по познавательному развитию в старшей группе
«Наши друзья птицы»
Составила Колесова Ирина Анатольевна
Воспитатель ГБДОУ д/с № 92
Калининского района г. Санкт-Петербурга
Цель:систематизировать знания и представления о птицах весной, устанавливать причинно-следственные связи в жизни птиц.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Наши друзья птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные:вызывать интерес к жизни птиц; закреплять использование в речи названия птиц; познакомить детей с тем, что птицы делятся на две категории (зимующие и перелетные); устраивают себе гнезда, заботятся о потомстве.
Развивающие: развивать диалогическую речь, память, внимание, мышление, обогащать словарь.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к пернатым друзьям.
Активизация словаря: шелест, журчанье, щебетание, жаворонок, стриж.
Материал и оборудование:«Сорока» из театра «Би Ба БО»; иллюстрации птиц – перелетных, зимующих; карточки с изображением птиц и карточки с разновидностями гнезд; фонограмма «Звуки природы».
Предварительная работа: чтение произведений о птицах : В. Бианки «Лесные домишки». Т. Нуждина:«Сова», Сорока», «Кукушка», «Дятел», наблюдение за птицами на прогулке.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках, воспитатель стоит за дверью и стучится. На руку одета кукла «Сорока».
Сорока:Ребята здравствуйте! Я пролетала мимо, вокруг– такаякрасота! Очень нравится весна! Природа пробуждается, птицы возвращаются из жарких стран, слышны их голоса. Давайте послушаем, как поют птицы.
Включается запись «Звуки природы», по окончании Воспитатель обращается к «Сороке»
Воспитатель:Как хорошо, что ты прилетела к нам, устраивайся поудобнее, и послушай про наших друзей птиц, наша гостья!
«Сороку» поставить в театр на шест
Воспитатель: Мы сейчас с вами были в лесу, ребята. Какие голоса, звуки вы слышали?
(пение птиц, журчание ручья, листьев шелест, шум ветерка, карканье вороны, чириканье воробья, голоса скворцов, щебетание разных птиц).
Воспитатель:Почему они весной оживляются?
(радуются теплу, солнышку; некоторые птицы прилетели из теплых стран, и радуются возвращению в свои края)
Воспитатель: Скажите, ребята, на какие две группы делятся птицы?
(дети называют, если не знают – зимующие и перелетные)
Воспитатель: Назовите зимующих птиц.
( зимующие: воробей, синица, дятел, сорока, галка; перелетные: дрозд, грач, скворец, жаворонок, ласточка, кукушка, журавль, аист)
Воспитатель: Почему зимующие птицы остаются с нами на зиму?
(могут перенести холода)
Воспитатель: Чем они питаются зимой?
(диким ягодами, оставшимися с осени; еловыми и сосновыми семенами; птиц подкармливают люди)
Воспитатель: Как человек может помочь им в трудное холодное время года?
(делает кормушки)
Воспитатель: Почему некоторые птицы улетаю в теплые стразы зимовать?
(не переносят холода, зимой нет корма, которым они питаются: насекомых, червей)
Воспитатель: Зачем возвращаются обратно?
(у птиц есть родина)
Воспитатель: Да, ребята, у птиц тоже есть места, где они живут и привыкают к этим условиям жизни. Когда они прилетают, пережив холода в других теплых странах, они возвращаются на свою родину.
С наступлением весны, что происходит в жизни птиц? Чем они занимаются? Меняется ли их поведение?
(весело чирикают, строят гнезда, купаются в лужах, откладывают яйца, высиживают птенцов)
Воспитатель: А из чего строят свои гнезда птицы?
(соломинки,травинки, бумажки, кусочки тряпочек или ваты, найденные на улице, грязь)
Воспитатель:Для некоторых птиц люди строят домики, для скворцов, например. Называются они скворечники. Для чего это нужно птицам строить гнезда?
(чтобы было где вывести потомство – птенцов)
Физминутка
Маленькие птички, птички-невелички,
По лесу летают, песни распевают.
машут руками как крыльями
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел.
руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону
Спрячутся они в гнездо,
Там не тронет их никто.
приседаем на корточки, закрываем голову руками
Воспитатель обращается к «Сороке» :
Воспитатель:Вот видишь, Сорока, как много мы сегодня рассказали о птицах.
А,чтобы вспомнить названия птиц, голоса которых вы слышали сегодня, ребята, нам поможет наша гостья Сорока?Ведь Сорока живет в лесу круглый год, и знает всех птиц - и зимующих, и перелетных. Итак, «Крылатые загадки».
Сорока: Да, конечно, я вам помогу!
Сорока загадывает загадки. Воспитатель на каждую отгадку прикрепляет на доску картинку птицы и гнезда – (кроме кукушки, и спрашивает у детей перелетная птица или зимующая
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистый и нежней?
Кто же это?. (Соловей)
Эта птица гнезд не вьет,
И птенцов своих не ждет.
В гнездо чужое - яйцо «подбросит»
И никого о том не спросит.
(Кукушка - гнезда не строит, и яйца подкладывает другим птицам)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Вот пернатый сел на сук,
И колотит: тук, тук, тук,
Ищет пищу под корой
Он голодною порой. (Дятел)
Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. (Синица)
Все ворует, что блестит,
Глаз ее за всем следит.
На хвосте приносит вести,
Нрав болтливый всем известен.
На ветвях сидит высоко,
А зовут ее?. (Сорока)
Сорока: Вот какие молодцы! Все загадки отгадали, даже про меня! Это конечно не про всех птиц, так как их очень много, в следующий раз прилечу, и еще с вами про птиц поговорим.
Воспитатель: А, сейчас ребятки, давайте поиграем! И сорока тоже! Если наши дети не будут знать ответа, ты им подскажешь! Хорошо?
Сорока: (Да)
Д. И. «Назови птенцов»
(воспитатель называет птицу, а дети называют птенцов, если затрудняются «Сорока» подсказывает)
Кукушка – кукушонок
Сорока – сорочонок
Аист – аистенок
Воробей – воробышек
Галка – галчонок
Ворона – вороненок
Стриж – стрижонок
Скворец - скворчонок
Сорока:Спасибо вам, ребята! Молодцы!Ну ладно, мне некогда, полечу в лес, всем птицам расскажу новости про вас - какие вы умницы!До свидания!
Сорока «улетает»
Рефлексия
Воспитатель: Сорока улетела, а мы ребята, подведем итог нашего занятия.
Каких птиц вы знаете? (зимующие и перелетные)
Назовите их? (перечисляют)
Как ведут себя птицы весной?
Как нужно помогать птицам? (строить, развешивать кормушки, подкармливать)
Дети отвечают на вопросы, воспитатель хвалит, на этом занятие закончено