Светлана Гуськова
Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога
▼ Скачать + Заказать документы
«Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога»
В настоящее время в нашем обществе дошкольному образованию стало уделяться больше внимания. Реформируется система дошкольного образования, строятся новые детские сады с целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях. Однако вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих становится только острее. Педагогов-практиков мало, зачастую работают люди, которые не имеют профильного педагогического образования, прошедшие дистанционные курсы профпереподготовки.
Публикация «Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога» размещена в разделах
- Наставничество. Работа наставника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
В нашем образовательном учреждении мы выделили две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:
1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю) или без специального образования.
Общим для этих категорий педагогов является отсутствие опыта и специальных знаний, большинство из них боятся собственной несостоятельности и критики администрации. Проблема также в том, что с первого дня работы начинающий воспитатель имеет те же самые обязанности и несёт ту же ответственность, что и педагог с многолетним стажем, и все вокруг ожидают от них одинаково безупречного профессионализма.
Все эти факторы способствуют нестабильности педагогического коллектива в образовательных учреждениях. Текучесть кадров, нехватка педагогов-дошкольников – актуальный вопрос нашего времени. Что же может положительно повлиять на его решение? Ответ на этот вопрос лежит не только в экономической сфере, но и частично может быть решен с помощью введения системы наставничества в деятельность педагогических коллективов.
В профстандарте педагога четко определены профессиональные компетенции профессионала своего дела, именно эти компетенции создают основу для успешности воспитателя. Что же такое профессиональная компетентность и компетенции?
Компетенция – это совокупность требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой педагогической деятельности, а «компетентность» – системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. Обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность.
Педагог овладевает той или иной компетенцией, проходя 4 стадии:
1 Первая стадия – бессознательная некомпетентность.
• нет необходимых знаний, умений и навыков
• не знает, об их отсутствии
Профессиональная самооценка: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма - низкий).
2 Вторая стадия – сознательная некомпетентность.
• осознание того, каких профессиональных знаний, умений, навыков не хватает Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма – учебный).
3 Третья стадия – сознательная компетентность.
• знает содержание своих профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма – основной или номинальный).
4 Четвёртая стадия – бессознательная компетентность.
• профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение
•профессионализм является частью личности. Высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).
Суть наставничества и состоит в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки, то есть наставничество ускоряет процессы развития у молодого педагога профессиональных компетенций. Смысл наставничества – провести своего подопечного (подшефного) «над пропастью», по «бездне» через самые сложные моменты профессиональной деятельности. (Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Принципы наставничества:
1. Добровольность и целеустремленность работы наставника
2. Контакт наставника и подшефного
3. Личный пример наставника
4. Доброжелательность и взаимное уважение
5. Уважительное отношение к мнению всех участников процесса
6. Направленность плановой деятельности
Мы поставили перед собой цель - способствовать формированию профессионально адаптированного, компетентного молодого педагога-практика посредством наставничества и определила задачи:
- Способствовать личностной и социально-педагогической адаптации молодых педагогов
- Создавать условия для развития профессионального мышления педагогов и готовности к инновационным преобразованиям
- Стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности каждого педагога
- Способствовать формированию уверенности педагогов в своем профессиональном росте
- Продолжать обогащать методическую базу ДОУ
Мы предположили, что использование системы наставничества в ДОУ позволяет начинающим педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность, овладеть всеми компетенциями современного педагога дошкольника
Работу мы разделили на 3 этапа: подготовительный, практический и итоговый
На первом этапе мы изучили уровень профессионально-педагогической компетентности молодых педагогов, проанализировали деятельность учреждения, кадровые условия ДОУ, разобралась в вопросах продуктивной организации методической работы ДОУ и вопросах организации наставничества.
2 этап работы мы разделили на 3 подэтапа:
- адаптационный
- деятельностный
- контрольно-оценочный
На адаптационном этапе мы познакомили молодых педагогов с коллективом и с работой учреждения, определили требования к организации учебного процесса, к ведению документации, провели инструктирование, анкетирование, помогли определить слабые стороны. А самое главное на этом этапе мы старались обеспечить эмоциональную поддержу молодым педагогам, создать комфортную среду для их профессионального роста. Прикрепили к каждому молодому воспитателю профессионального наставника с большим опытом работы.
Деятельностный этап – это сложный процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, развитие авторитета среди детей, родителей, коллег с помощью педагогов-наставников. С этой целью была проведена огромная работа, в ходе которой мы применяли разнообразные современные формы методической работы, которые не только формируют определенный багаж знаний, но и развивают навыки и умения как эти знания применять на практике с детьми, т. е. взаимодействие с молодыми педагогами имело практический характер. Мы организовывали такие мероприятия как:
- Дискуссии
- Консультации
- Практикумы
- Мастер-классы
- Квик-настройка от психолога
- Каучинг
- Кейс Решение проблемных ситуации
- Методическая мастерская
- Серии открытых мероприятий
- Методические тренинги
- Совместное создание экологической тропы в детском саду, STEM лаборатории в детском саду
- участие в педагогической конференции
- участие в подготовке методических объединений
- Творческие часы
- Педагогические советы
- Ярмарка педагогических идей
- Творческий диалог и т. д.
Кроме работы мы организовывали совместные вечера досуга и коллективные выезды в театры. В целом взаимодействие с молодыми педагогами проводилось на основе моделей общения-поддержки и общения снятия психологических барьеров.
Мы старались приобщить молодых педагогов к инновационной деятельности детского сада, помогли разобраться в методике работы, совместно создавали развивающую среду и организовали кружковую деятельность с детьми.
На контрольно-оценочном этапе молодые педагоги уже самостоятельно могли показать свой уровень профессиональных компетенций: проводили открытые мероприятий с детьми, с родителями, с педагогами, участвовали со своими воспитанниками в детских творческих конкурсах, сами педагоги принимали участие в конкурсах профессионального мастерства, выступали на педагогических советах, районных методических объединениях, транслировали свой педагогический опыт в профессиональных сообществах, создавали собственные образовательные ресурсы
На третьем итоговом этапе мы изучали уровень профессионально-педагогической компетентности молодых педагогов, проводили мониторинг методической активности воспитателей, подводили итоги, формулировали выводы, делились педагогическим опытом
- В результате проделанной работы методическая копилка нашего детского сада пополнилась полезными методическими материалами:
- разработан перспективный план «Школы молодого педагога» и организована его работа
- разработаны методические рекомендации и сообщения с использованием компьютерных презентаций на разные темы.
- подготовлены сообщения с использованием презентаций «Ознакомление с нормативно-правовой базой«, «Организация развивающей предметно - пространственной среды в группе в свете требований ФГОС ДО», «Физическое развитие дошкольников», «Инновационные технологии в ДОО» и др.)
- оформлены различные картотеки (подвижных, словесных, дидактических, театрализованных игр по возрастам, словесных)
- разработаны буклеты,
-создана STEM лаборатории и экологической тропы в детском саду
- самое главное создана электронной методической базы ДОУ
Мы изучили уровень профессиональной компетентности молодых педагогов и увидели, что у ушел страх, сложилась система работы, появились собственные разработки, педагоги стал внедрять в свою работу новые технологии. Происходило совершенствование, саморазвитие, накопление и обобщение своего опыта работы.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане педагогов-наставников и молодых специалистов обязательно должен быть список результатов, которых необходимо достичь за определенный срок. Результатами деятельности наставничества для нас стало:
- повышение качества самообразования молодого педагога;
- разработанные или изданные методические материалы, статьи, программы, сценарии, исследования, проекты, дидактические игры;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления на мероприятиях разного уровня; разработка дидактических материалов, анкет, наглядного материала;
- проведенные открытые мероприятия.
Эффективность работы наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, его подопечным, другими сотрудниками и руководителем. У них должно установиться единое видение в восприятии реальности. Только в этом случае передаваемые знания и навыки будут иметь практическое воплощение. Хорошие плоды даст наставничество, если у обеих сторон будет система мотивов, побуждающих их к совместным действиям. И, пожалуй, одним из основных факторов успеха наставничества является парадигма, основанная на философии «я выиграл – ты выиграл». Небольшая личная победа обучаемого – это успех наставника и, в конечном итоге, успех детского сада и системы образования в целом.
Вся наша работа в школе молодого педагога работает под девизом Теодора Рузвельта: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки».
План Школы молодого воспитателя на 2019 – 2021 учебный год
[/b]
1 год
Сентябрь
1. Час вопросов и ответов Первое заседание школы молодого педагога. Анкетирование, наблюдение. Выявление проблем воспитательно-образовательной деятельности, уровня профессиональной компетентности молодых воспитателей
2. Индивидуальные беседы и самоанализ. Закрепление за каждым молодым педагогом наставника. Определение сложностей в работе, перспектив к взаимодействию
Октябрь
3. Консультационный пункт "Ознакомление с нормативно-правовой базой" Оформление документации воспитателя ДОО в соответствии с ФГОС ДО.
4. Деловая игра "Планирование образовательного процесса в рамках комплексно - тематического планирования в условиях введения ФГОС ДО" Выбор темы по самообразованию. Задание оформление плана по самообразованию.
Ноябрь
5. Дискуссия «Формы и методы, используемые при организации режимных моментов»
Систематизация знаний об особенностях организации режимных моментов с детьми дошкольного возраста. Взаимопосещения "Режимные моменты"
6. Консультация «Формы работы с родителями». Планирование работы с родителями. Использование нетрадиционных форм взаимодействия.
Декабрь
7. Практикум «Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями (психолог)
8. Мастер-класс «Организация развивающей предметно - пространственной среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования»
9. Совместная подготовка и участие молодых специалистов и педагогов наставников к Новогодним утренникам
Январь
10. Квик-настройка «Искусство общения» (психолог)
11. Каучинг «Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Классификация игр»
Мастер-классы педагогов - наставников: «Театрализованная игра», «Дидактическая игра», «Подвижная игра», «Словесная игра», «Музыкальная игра», «Интерактивная игра»
Февраль
12. Кейс «Особенности организации, методы и приемы организации занятий в детском саду»
Решение проблемных ситуации
13. Методическая мастерская «Физическое развитие дошкольников. Создание условий для охраны жизни и здоровья»
• Особенности воспитательно-образовательной работы по направлению физического развития.
• Организация двигательного режима в разных возрастных группах.
• Разработка конспекта занятия, организация занятия или другой формы работы.
• Использование подвижных игр на прогулке. Оформление картотеки подвижных игр по возрастам (Инструктор по ФК)
14. Серия открытых занятий организация ООД по физическому развитию в разных возрастных группах
Март
15. Методический тренинг «Методы и приемы познавательного развития дошкольников»
16. Практикум «Занимательный материал по математике и его использование при организации регламентируемой и индивидуальной деятельности с детьми дошкольного возраста» (педагоги-наставники)
Апрель
17. Открытое мероприятие «ООД по ФЭМП»
Просмотр открытого занятия с последующим анализом и самоанализом организованной образовательной деятельности (педагоги- наставники)
18. Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (педагоги- наставники)
Открытое мероприятие «ООД по ознакомлению с предметным миром»
Просмотр открытого занятия с последующим анализом и самоанализом организованной образовательной деятельности (педагоги-наставники)
Май
19. Мастер – класс «ООД по ознакомлению с миром природы» (педагоги - наставники)
20. Совместное создание экологической тропы в детском саду
21. Совместное создание STEM лаборатории в детском саду
2 год
[/b]
Сентябрь
1. Педагогическая конференция "Цифровые технологии - как средство повышения эффективности качества образования"
2. Педагогический совет "Результаты летне-оздоровительной радоты ДОУ"
Октябрь
3. Методический тренинг «Методы и приемы социально-коммуникативному развитию дошкольников»
4. Открытое мероприятие «ООД по социально-коммуникативному развитию» Просмотр открытого занятия с последующим анализом и самоанализом организованной образовательной деятельности.
Ноябрь
5. Творческий час «Развитие личности ребёнка в трудовой деятельности»
• Оборудование необходимое для организации трудовой деятельности дошкольника.
• Виды труда и их освоение детьми данной возрастной группы.
• Самостоятельная организация и руководство трудом дошкольников.
• Сотворчество воспитателя и детей в продуктивном виде деятельности
6. Методический тренинг «Методы и приемы речевого развития дошкольников» (Учителя-логопеды)
Декабрь
7. Открытое мероприятие «ООД по речевому развитию»
Просмотр открытого занятия с последующим анализом и самоанализом организованной образовательной деятельности (педагоги - наставники)
8. Консультация "Методы и приему художественно-эстетического развития дошкольников"
Мастер-класс по изготовлению лэпбуков по области художественно-эстетическое развитие
Январь
9. Мастер-класс "Технология рисования на воде "Эбру"
10. Творческий диалог «Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя». Сущность взаимодействия специалистов для достижения наилучших результатов развития детей. Памятка: «Центр музыки в группе» (Музыкальные руководители)
Февраль
11. Ярмарка методических идей:
«Инновационные технологии в ДОО»
- Технология ТРИЗ
- Технология Дьенеша
- Технология Воскобовича
- Песочная анимация в детском саду.
- Использование ИКТ – технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология палочки Кьюзинера
- Правополушарное рисование
- Робототехника
Март
12. Практикум «Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности». Кейс - технология (Педагог-психолог)
13. Проведение открытых занятий с детьми начинающими педагогами.
- Анализ мероприятий
- Самоанализ молодых педагогов
Апрель
14. Открытые занятия для родителей молодыми педагогами
Май
15. Педагогический совет "Реализация годовой задачи ДОУ. Подведение итогов учебного года"
16. Семинар "Итоги работы «Школы молодого педагога»
- Анкетирование «Мои достижения
- Перспективы работы школы на следующий учебный год.