Получи документы

Дополнительная программа «Нейропсихологический подход в коррекции речи дошкольников»

Динара Жантимирова
Дополнительная программа «Нейропсихологический подход в коррекции речи дошкольников»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа представляет собой цикл занятий для детей с низконормативным и условно отклоняющимся типом развития, имеющих общее недоразвитие речи, нарушения речевой и двигательной сфер, нарушения пространственного восприятия и восприятия схемы тела (соматогнозиса). Занятия могут проводиться для детей с разным уровнем интеллектуального развития и разными особенностями личности. Являясь технологией работы, построенной в рамках нейропсихологической парадигмы, программа соединяет в себе логопедическую и нейропсихологическую коррекцию. Научно-практическая новизна программы состоит в том, что когнитивные и двигательные методы коррекции используются одновременно и взаимно дополняют друг друга, что позволяет быстрее запустить механизмы развития речи. Оба метода не просто иерархиезированы и последовательно соединены друг с другом, а тесно вплетены друг в друга. Дети с низконормативным и условно отклоняющимся типом развития - это, как правило, дети, страдающие нарушением ритмологических основ жизнедеятельности. Полноценное же развитие психических процессов предполагает в своей основе слаженную работу различных функциональных систем детского организма, что в свою очередь, обеспечивается запуском ритмов и их синергичной работой во всех этих системах. Таким образом, воздействие на ритмологические системы организма позволяет развивать все высшие психические функции, что способствует активному общему развитию ребёнка.

Публикация «Дополнительная программа „Нейропсихологический подход в коррекции речи дошкольников“» размещена в разделах

Практическая направленность.

Программа направлена на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов, на оптимизацию функционального статуса глубинных образований мозга, формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. В процессе освоения программы формируются коммуникативная и обобщающая функции речи, происходит коррекция речедвигательной сферы, артикуляционной, мелкой и общей

моторики; развивается сфера пространственных представлений, прежде всего происходит усвоение схемы тела (соматогнозиса); будет удовлетворён один из основных принципов развития речи - востребованность извне, что, в свою очередь, повлечёт за собой общее развитие ребёнка. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.

Системный подход к развитию физического и психического развития ребенка диктует необходимость включения в программу методов смежных с логопедией наук. Межпредметные связи с нейропсихологией, нейрофизиологией, лингвистическими науками позволяют расширить рамки воздействия, оказываемого на развитие ребенка. Связи с педагогикой, логопедией, методиками обучения родному языку, возрастной психологией помогают установить контакт с детьми, выбрать наиболее оптимальные методы воздействия, обучения и воспитания ребёнка, предупредить аномальное развитие его личности.

Актуальность и перспективность.

Увеличение числа детей, имеющих различные проблемы со здоровьем и несформированность в той или иной мере практически всех высших психических функций, ставит нас перед необходимостью искать новые пути помощи и коррекции. Современными нейрофизиологическими исследованиями установлено, что чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребёнка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание ЦНС. Программа разработана таким образом, что воздействие производится, прежде всего, на сенсомоторный уровень развития ребёнка, т. к, именно он является базальным для дальнейшего развития речи и других ВПФ. Двигательные методы восстанавливают, активизируют и простраивают взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности, одним из которых является речь. Когнитивные же методы позволяют осознанно применять приобретённые навыки и способствуют развитию произвольной регуляции деятельности и речи ребёнка.

Научная обоснованность. В отечественной логопедии нарушения речи никогда не рассматриваюсь изолированно, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания педагога. Методологически программа опирается на теорию о трёх функциональных блоках мозга (по А. Р. Лурия, на учение Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации, на метод «замещающего онтогенеза»

(А. В. Семенович, Б. А. Архипов, на учение Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности и операциях восприятия и порождения речевого высказывания. Методически - на адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно- ориентированных, этологических, логопедических и иных психотехник применительно к детскому возрасту.

Цели и задачи.

Цель- коррекция речевой и двигательной сфер, коррекция ритмологических

основ жизнедеятельности.

Задачи:

1) Формирование схемы тела (соматогнозиса).

2) Развитие общей моторики и координации движений.

3) Формирование реципрокной координации.

4) Развитие дыхания.

5) Формирование артикуляционной моторики и развитие речевого аппарата.

6) Развитие мелкой моторики.

7) Развитие речи.

8) Развитие коммуникативных навыков.

Общие сведения о программе, регламент и принципы работы.

Занятия по данной программе следует проводить, поделив детей на подгруппы по 10-15 человек. Такое количество детей позволяет в полной мере

осуществить принцип индивидуального подхода, организовать взаимопомощь, использовать сильные стороны каждого ребенка. При необходимости можно проводить занятия и с большим количеством детей, однако следует учитывать, что при этом педагогу будет труднее отследить правильность выполнения упражнений. Данные занятия показаны детям, имеющим проблемы в физическом развитии, развитии двигательной сферы (двигательная заторможенность или расторможенность, в развитии речи, в развитии эмоционально-личностной сферы (повышенная / неустойчивая эмоциональность, неустойчивость и истощаемость нервных процессов).

Периодичность занятий 1 раз в неделю, с обязательным обучением родителей. При условии выполнения упражнений 4-5 раз в неделю.

Длительность занятия: 35-40 минут.

Основное содержание занятий составляют игры и упражнения, направленные на коррекцию двигательной сферы и общей моторики, координацию речедвигательных анализаторов, ориентацию в пространстве, в схеме собственного тела, осознание своей деятельности через речь. Поэтому данная программа не требует обязательного раздела «Здоровьесбережение», т. к. сама по себе является здоровьесберегающей технологией. Требования к ведущему группы.

Занятия проводятся одним или двумя педагогами (если в состав группы входят дети, имеющие сложную структуру дефекта, или группа состоит из большого числа детей). Это могут быть воспитатели, педагоги по физическому воспитанию, музыкальные работники, психологи, дефектологи, логопеды, социальные педагоги. Все вышеперечисленные категории педагогических работников должны иметь педагогическое образование и обладать начальнымизнаниями возрастной психологии. Следует в дальнейшем обучить их основамлогопедии, нейропсихологии, физиологии.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ месяц Количество часов

1. декабрь 4

2. январь 3

3. февраль 4

4. март 4

5. апрель 4

6. май 4

Всего: 28

Разминка: ходьба, бег

Дыхательная гимнастика

Растяжки, оптимизация тонуса

Глазодвигательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Фонематическое восприятие

Ползание

Итоговое занятие

Общая структура занятий:

1. Вводные занятия:

Вводные занятия предполагают различные формы знакомства участников группы и ведущих; разработку ритуалов приветствия; детям проговариваются «правила группы» до тех пор, пока дети не запомнят их. Как показывает практика, вводных занятий должно быть не менее трёх и ритуалы должны повторяться ведущими без модификаций.

2. Разминка: обязательна на каждом занятии и включает в себя различные виды ходьбы и бега, которые должны быть отработаны и превратиться в навык.

3. Дыхательная гимнастика: предполагает обучение ритмичному полному дыханию строго в нейропсихологической парадигме.

4. Растяжки, оптимизация тонуса: данные упражнения способствуют активации мышечной деятельности, повышению двигательной активности организма, улучшению подвижности суставов, развитию соматогнозиса.

5. Глазодвигательная гимнастика: способствует развитию полей зрения, формированию базовых реципрокных взаимодействий.

6. Артикуляционная гимнастика: предполагает развитие речевого праксиса, способствует развитию правильного звукопроизношения.

7. Пальчиковая гимнастика: развивает мелкую моторику, способствует развитию ритмичных движений и стимулирует речевую активность.

8. Фонематическое восприятие: данные упражнения предполагают активное развитие неречевого слуха, что является базой для слуха фонематического, и способствуют концентрации внимания.

9. Ползание: данные упражнения способствуют развитию реципрокной координации, являясь обязательным компонентом метода замещающего онтогенеза.

10. Консультирование родителей, домашнее задание: необходимое условие работы группы. Как правило, родители присутствуют на занятиях, и затем дома вместе с ребёнком отрабатывают всё, что делалось на занятии, т. к. без систематического воздействия у ребёнка не произойдёт закрепления соответствующего навыка. Дыхательные и глазодвигательные упражнения на первых этапах работы отрабатываются только во время групповых занятий под руководством ведущего. Во время занятия ведущий обучает родителей приёмам работы с собственным ребёнком и объясняет механизмы воздействия на те, или иные телесные паттерны у конкретного ребёнка.

Общая структура занятий:

I. Ритуал приветствия: разрабатывается совместно участниками группы на первых двух занятиях.

II. Разминка: ходьба, бег, прыжки, физические упражнения, подготавливающие к основной работе.

III. Основная часть: система логопедических игр и психотехнических упражнений, направленных на развитие того или иного двигательного анализатора, речевого аппарата (метод замещающего онтогенеза) :

1) дыхательные упражнения;

2) упражнения, способствующие оптимизации тонуса и повышающие уровень активации, энергоснабжения и статокинетический баланс психических процессов:

3) глазодвигательные упражнения;

4) игры и упражнения, направленные на развитие слухового внимания; фонематического восприятия;

5) игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики;

6) артикуляционная гимнастика;

7) речевые игры (работа на фонетическом, лексическом, семантическом уровнях ведётся параллельно на протяжении всего курса); работа над гласными А, О, У, И, Ы, Э;

8) двигательные упражнения (схема тела, ориентирование в пространстве, формирование реципрокных взаимодействий);

9) подвижные игры;

10) релаксация;

11) подведение итогов занятия, домашнее задание.

IV. Ритуал прощания.

V. Консультирование родителей, домашнее задание.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Образец Занятия

I. Организационный момент.

Ритуал приветствия: знакомство педагога с детьми, знакомство детей друг с другом.

«Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

На 1 хлопок здороваемся руками

На 2 хлопка - плечиками

На 3 хлопка - спинками

1) «Давайте познакомимся» :

2) Дети встают в круг, в руках у педагога мяч. Участники группы называют свои имена. Педагог бросает мяч одному из детей и называет своё имя. Ребёнок, получивший мяч, бросает его другому ребёнку и называет своё имя и т. д.

3) «Здравствуйте» :

Проводится, начиная с 4-ого - 5-ого занятия.

Участники группы встают в круг, берутся за руки. Покачивая руками, дети хором говорят: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте». Затем хором, обращаясь к каждому ребёнку, приветствуют его: «Здравствуй, Коля» и т. д.

II. Разминка

Ходьба и бег:

1) педагог стучит в бубен сначала на счёт раз-два, затем меняя темп, стучит то быстро и громко, то тихо и медленно. Дети в ходьбе повторяют тот же темп;

2) ходьба на мысках;

3) ходьба на пятках;

4) «Мишка косолапый» - ходьба на внешней стороне стопы;

5) «Орел» - бег по кругу, широко взмахивая «руками-крыльями».

III. Основная часть

1. Растяжки:

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Глазки открываются, дети просыпаются!

6. Игры, направленные на развитие тонкой моторики (пальчиковая гимнастика) :

1) «Дружба»

2) «Этот пальчик хочет спать.»

3) «Пальцы -дружная семья»

4) «Солнышко проснулось»

5) «Замок» (см. зан. 4).

7. Артикуляционная гимнастика:

1) «Улыбка»

2) «Трубочка»

3) «Улыбка - трубочка»

4)«Где живёшь, язычок?»

5)«Пошлепай непослушный язычок» (см. занятие 3).

6) «Лопатка»

7) «Улыбка- лопатка»

8. Игры, направленные на развитие слухового внимания: «Угадай, что звучит» (см. зан. 4).

9. Игры на звукоподражания:

Гласный «У» (показывается артикуляция гласного с ситуативным произнесением). Звукоподражания со звуками «А» и «О».

10. Ползание

1) «Разведчики»- «Мёртвый солдат»

2) «Волчата» (см. занятие 3).

3) «Кошечка» (см. занятие 4).

11. Подвижные игры 1) «Вышибалы».

12. Подведение итогов занятия- покажи, что мы сегодня делали.

13. Ритуал прощания, консультирование родителей.

Публикации по теме:

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

«Визуально-ритмический круг» в коррекции речи старших дошкольников«Визуально-ритмический круг» в коррекции речи старших дошкольников «Визуально-ритмический круг» - деревянный круговой тренажёр, разделённый на 12 сегментов. Направлен на развитие чувства ритма, слухового,.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная программа «Нейропсихологический подход в коррекции речи дошкольников»
Опубликовано: 16 сентября 2023 в 22:31
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД