МААМ-картинки

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Космос»

Юлия Кудливская
Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Космос»

Проектировочный компонент

Реализация содержания программы в образовательных областях :

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Виды детской деятельности : двигательная, познавательно - экспериментальная, изобразительная деятельность.

Участники проекта: дети и воспитатель старшей группы.

Публикация «Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе „Космос“» размещена в разделах

Цель: формировать представления детей о космосе.

Задачи:

- познакомить с названиями планет;

- расширить представления о планетах, Солнце, Земле, Луне, кометах;

- развивать любознательность, речь;

- воспитывать чувство гордости за свою страну, одну из первых в освоении космоса;

- развивать изобразительные способности детей.

Целевые ориентиры дошкольного образования : развивать любознательность и познавательную мотивацию, развивать воображение и творческие способности детей, обогащение активного словаря, проявление инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности, активно взаимодействовать со сверстниками.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Умка», индивидуальные беседы на тему «Что ты знаешь о космосе, рассматривание иллюстраций Вселенной.

Словарная работа: комета, планета, Вселенная, Галактика, космическое пространство, астрономы, модель, кратеры, телескоп, конструкторы, атмосфера.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: иллюстрации космоса, планет, Солнца, Земли, Луны. Иллюстрации профессий. Иллюстрации Земли (легенды). Видеофильм «Через тернии к звёздам» (документальный, время – 2 мин, мультимедийная установка, глобус, карта Земли, макет Земля – Луна, лампочка и зеркало для опыта, картинки разного вида транспорта.

Раздаточный: пластилин, доски, стеки.

Организационный компонент

I. Дети сидят на стульях, стоящих на ковре полукругом. Идёт просмотр видеофильма «Через тернии к звёздам». Воспитатель:

- Ребята, неправда ли знакомая картина? Когда мы её наблюдаем? Ночью вот таким мы видим звёздное небо. Кто знает, как оно называется по – другому? (космос, космическое пространство, Вселенная, Галактика). Издавна человек мечтал изучить космос, вёл наблюдения и только астрономы – это такая профессия (показ иллюстрации, объяснение) положили начало изучению космоса.

- Как вы думаете, что такое космос? – ответы детей (пространство между планетами).

- Что есть в космосе?

- Есть Солнце – это звезда, в виде огромного раскалённого шара, на него нельзя смотреть и близко приближаться. Почему? Как вы думаете, есть ли жизнь на солнце?

- Вокруг Солнца по своим орбитам движутся ещё 9 планет. Все вместе они образуют Солнечную систему. Планеты холодные и не излучают света. Среди них и наша планета Земля.

Люди с древних времён спорили о том, что представляет из себя Земля. Одни говорили, что она круглая, другие – плоская и лежит на трёх китах, третьи – имеет форму чаши и лежит на слонах, которые стоят на черепахе (показ иллюстраций). Долго изучая Землю, учёные пришли к выводу, что это огромный твёрдый круглый шар, понадобиться много – много месяцев, чтобы его объехать. Этот шар вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Когда Земля поворачивается боком к Солнцу, там – лето, а на другой стороне – зима. Чтобы удобно было изучать Землю, учёные изобрели её модель (показ глобуса, можно поговорить, что обозначают цвета) и карту. Землю окружает воздушная атмосфера, которая защищает её от горячих солнечных лучей и от падающих из космоса камней и льда. И благодаря атмосфере на Земле есть жизнь. Это третья планета Солнечной системы и единственная известная и изученная. Она спутник Солнца. Живут на ней земляне – это мы с вами.

От Солнца третья по счёту планета.

Наша Земля поменьше звезды.

Но ей хватает тапла и света,

Чистого воздуха и воды

Жизнь на Земле – это разве не чудо7

Бабочки, птицы, жучок на цветке.

Жизнь на Земле вы найдёте повсюду –

В самом далёком, глухом уголке!

Земля не одна, у неё тоже есть спутник, друг, который всё время её сопровождает и который мы видим ночью на небе.

- Что это за спутник? Это Луна (показ макета).

Луна меньше Земли в четыре раза, вращается вокруг неё. Сама она не светит, а только как зеркало отражает падающие на неё солнечные лучи (показ опыта с помощью зеркала и лампы). У Луны нет атмосферы, воды на ней тоже нет. Поверхность её вся в кратерах от падающих метеоритов, поэтому нам кажется, что она вся в ямках.

- Как вы думаете есть ли жизнь на Луне? Почему?

- Давайте отправимся в путешествие в космос.

Физминутка:

Мы сегодня полетим руки в стороны

На самолёте? Нет. отрицательные кивки головой

На вертолёте? Нет.

Полетим мы на ракете, руки в виде крыши над головой,

На ракете мы летим. бегают в рассыпную

В иллюминаторы глядим руки изображают окошко, смотрят

Мы летим всё выше, выше подняться на носки

Звёзды к нам всё ближе, ближе взмахи руками к себе

Мы на Марсе погостили полуприсесть

Посидели на Луне сесть на корточки

Солнцу ручкой помахали помахать

Привет отправили Земле «воздушный» поцелуй

Время быстро пролетело

Возвращаться нам пора

Приземляемся спокойно присесть на одно колено

Родине – «Ура!» машут и кричат

II. Воспитатель продолжает беседу:

- Давайте познакомимся с другими планетами :

Меркурий – самая близкая к Солнцу планета и самая маленькая. Есть кратеры.

Венера – вторая планета, на ней тоже, как и на Земле есть атмосфера (воздушная оболочка, только она состоит из углекислого газа. Поэтому дышать на ней невозможно.

Марс – четвертая планета, в два раза меньше Земли, красного цвета, есть кратеры, мало кислорода и воды.

Юпитер – пятая и самая крупная планета – гигант. Она не твёрдый шар, состоит из газа и жидкости. На ней постоянно бури и ветры.

Сатурн – шестая, газовая планета, вокруг неё есть кольцо, это самая красивая планета.

Уран – седьмая, газовая планета – гигант, тоже есть кольца, лежит на боку и вращается не так, как другие планеты, самая таинственная.

Нептун - восьмая, газовая планета. Нептун – бог моря и планета синего цвета. Ледяная и самая холодная. Дуют холодные ветры.

Плутон – девятая карликовая планета, самая холодная, так как находится дальше всего от Солнца.

- Можно разглядеть эти планеты с земли? А с помощью какого прибора можно их рассмотреть и изучить? Телескоп (показ иллюстрации).

- Что ещё есть в космосе?

Звёзды – это горячие светящиеся небесные тела Яркие звёзды – ближе всего к нам, тусклые – самые дальние. Скопление звёзд в виде фигур – созвездия.

Можно увидеть падающие звёзды – это метеориты и кометы, за ними тянется светящийся хвост. Ударяясь о планету, они образуют кратеры, до Земли они не долетают.

- Планеты, космос мало изучен, мы не знает есть ли жизнь на планетах. Но наши учёные были одними из первых, кто стал изучать космос. Конструкторы изобрели ракету, спутники, луноход, марсоход.

Дид/игра «Найди космический транспорт» (ракета, спутники, луноход среди другого вида транпорта)

- Первый человек, полетевший в космос был россиянин. Кто это был? Какой в апреле праздник отмечает наша страна?

Физминутка:

Ты сегодня космонавт. ходьба на месте

Начинаем тренировку, рывки руками перед грудью

Чтобы сильным стать и ловким. показывают какие сильные

Мы отправимся на Марс, машут руками как приветствие

Звёзды ждите в гости нас.

Три, два, один…. летим! бегают на ковре

В невесомости плывём имитация плавания

Мы под самым потолком. подняться на носки

К Марсу путь был очень длинный.

Стоп! Выходим из кабины. ходьба на месте

Мы с полёта возвратились

И на Землю опустились. присесть

III. Воспитатель предлагает детям сделать барельеф своего звёздного неба, используя технику растягивания пластилина (изображают звёзды – растягивая лучи, кометы – растягивая хвост, планеты, месяц).

По завершении работы, воспитатель закрепляет барельефы на стенде, дети рассматривают Вселенную, звёзды разного цвета и размера. Можно прикрепить готовые изображения ракеты, спутников.

- Вы сегодня узнали много интересного о космосе, сделали своё звёздное небо, все старались, все были молодцы. А ещё можно играть в космос : сконструируем ракету из строительного материала, сделаем шлемы, пройдём испытания и можно лететь в космос.

Рефлексивный компонент

Целью данной образовательной деятельности явилось : расширить представления детей о космосе, сообщить элементарные сведения о планетах, Солнце, Земле, Луне. Для достижения этой цели были поставлены несколько важных задач, которые были успешно решены. Детям были интересны сведения, многие делились своими знаниями. В этом мне помогла ситуация сотрудничества, в которой дети дополняли меня, а также наглядные пособия, видеофильм, который создал ситуацию заинтересованности. Вопросы поискового характера заставляли детей думать и размышлять. Полученные знания мы закрепили в продуктивной деятельности, каждый изготовил своё звёздное небо, закрепив технику растягивания пластилина.

В группе царила благоприятная эмоционально – психологическая атмосфера для общения воспитателя и детей. Непосредственно – образовательная деятельность прошла на высоком познавательном уровне, детям было интересно, усталости не было и следа.

Для расширения кругозора необходимо продолжать знакомство детей с космосом, планетами в индивидуальных беседах. Но ещё не все дети проявляют интерес к такой сложной теме, нужно развивать любознательность с помощью иллюстраций, фото, небольших рассказов, сюжетно – ролевой игры в космонавтов, настольных игр с тематикой о космосе.

Публикации по теме:

Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Космос»
Опубликовано: 12 апреля 2015 в 10:19
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД