Татьяна Рогалева
Нетрадиционные методы и приёмы в развитии музыкальности и творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционные методы и приёмы в развитии музыкальности и творчества дошкольников в условиях обновления содержания образования»
Реформирование системы дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся формы и методы работы с детьми. Гуманный стиль общения педагога и ребенка заставляет применять привлекательные для детей формы, методы и приемы организации музыкальной деятельности в ДОУ.
Публикация «Нетрадиционные методы и приёмы в развитии музыкальности и творчества дошкольников» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: музыкальные занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни ДОУ.
Цели, задачи и содержание музыкального образования определяют выбор методов и приемов. Исходя из специфики основных задач музыкального развития дошкольников, методы и приемы определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей и формирование музыкальных умений, развития творчества.
Наиболее устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные, практические (игровые).
Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов — наглядный, словесный и практический — должен применяться с нарастанием проблемности: от прямого воздействия к проблемному воспитанию и обучению.
Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет разновидности:
- Наглядно-слуховой метод – исполнение произведения педагогом или в аудиозаписи. Известно, что «живое» исполнение более действенно, но не в состоянии полностью заменить аудиозапись. Наиболее эффективно сравнение аудиозаписи с «живым» звучанием и их разумное чередование.
-Наглядно-зрительный метод – применение картин, рисунков, цветных карточек и т. д. Наиболее действенно применение наглядно-зрительного метода при знакомстве с музыкальными инструментами. Применение наглядно-зрительного метода значительно облегчает усвоение музыкальных знаний. Это показ репродукций, изображений инструментов, использование цветных карточек, моделирование высоты звуков и их ритмических соотношений, компьютерные технологии. («Угадай, что звучит?», «Высокий-низкий»)
Словесный метод предполагает : сообщение детям различных сведений о музыке; разъяснение новых понятий, обогащающих словарь ребенка, побуждающих детей осознанно высказываться о характере музыкальных произведений («Нарисуй картину словами»; объяснение того, как овладеть определенными умениями и т. д. Его разновидности: беседа, рассказ, пояснения, инструкции, поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, применение сказочного сюжета
Практический метод чрезвычайно важен в музыкальном воспитании детей. Он включает и показ педагогом исполнительных приемов в различных видах деятельности, и активное включение самих детей в процесс восприятия музыки, исполнительство («Ложки, бубны, погремушки»). В современных методиках широко используются такая разновидность практического метода как интонационно-речевое. Практический метод помогает закрепить музыкальные знания на собственном опыте, обеспечивая осознанность этого процесса. Использование вариативных показов, проблемных ситуаций, активизирующих творческую самостоятельность детей, повышает их интерес к деятельности и тем самым способствует быстроте и прочности освоения навыков и умений. Для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, необходимо сочетание практических приемов, основанных на подражании, с проблемными заданиями.
Так же используются приемы мимического уподобления (отражение настроения с помощью мимики, тактильного (прикосновение руки педагога к руке ребенка, отражающее характер звучащей музыки : нежно, ласково, тяжело, колюче и т. д., интонационное (высказывание о музыке с речевой интонацией, соответствующей характеру музыки, вокальное (подпевание музыкальных фраз, моторно-двигательное (дирижерский жест ребенка, мелкая моторика, танцевальные движения, цветовое (подбор цветовых карточек, соответствующих характеру музыки, тембровое (подбор музыкальных инструментов, тембр которых соответствует музыке, оркестровка произведения с их помощью, словесное (подбор эпитетов, стихотворных строк, полихудожественное (одновременное использование слова, цвета, драматизации и т. д.)
Игровой метод. Вхождение ребенка в мир музыкального искусства будет проходить легко и радостно через “волшебный мостик” игры. Игра является одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям и развитии музыкальных способностей.
Осознанному усвоению знаний способствует музыкально-дидактическая игра, она позволяет объединить слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей. При этом игровой метод помогает без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления («Что делают в домике?», «Назови и покажи музыкальный инструмент», «Угадай песенку по вступлению», «Теремок», «Гномик и великан».)
Для организации музыкально-игровой деятельности необходимы соответствующие пособия и игрушки. Игрушки используются как сюрпризный момент, сопровождают восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения. С помощью игрушек можно быстро составить сюжет развлечения или занятия.
Выбор методов и приемов зависит и от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не имеют разнообразного жизненного и музыкального опыта, велика доля наглядных (в том числе наглядно-зрительных) и практических методов и приемов. Детям этого возраста пока недоступно широкое применение словесных методов. Их речь еще недостаточно развита. Роль педагога в развитии их речи (в том числе образной) возрастает. Он использует приемы, побуждающие детей применять новые слова и одновременно облегчающие эту возможность. Например, альтернативные, подсказывающие вопросы, которые помогают выбрать подходящую характеристику: «Музыка нежная или задорная? спокойная или грустная?» Педагог дополняет ответы, разъясняет новые слова с помощью слуховой наглядности (звучания музыки) и зрительной. Для удержания внимания детей, создания интереса чаще используются игровые приемы, ситуации занимательности. Для этого возраста приемлемым являются следующие современные методы и приемы музыкальной деятельности :
1. Игровое экспериментирование со звуками.
2. Предметное коллекционирование (погремушки, любимые музыкальные игрушки).
3. Музыкально-игровые приемы (звукоподражание).
4. Музыкальные и музыкально-литературные загадки.
5. Музыкальные пальчиковые и музыкально- логоритмические игры.
6. Игры-путешествия в разнообразный мир звуков.
7. Музыкально-двигательные игры
В работе с детьми старшего дошкольного возраста все методы и приемы используются с большей долей проблемности, стимулирующей проявление самостоятельности и творчества. Современные формы и методы музыкальной деятельности для детей этой возрастной группы являются:
1. Музыкальные песни-игры.
2. Игры-путешествия.
3. Музыкально-дидактические игры.
4. Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием.
5. Беседы.
6. Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе.
Детское музыкальное творчество — важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности : пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст. Также дошкольники способны сочинить простейшие ритмические и мелодические мотивы, различные по характеру (маршевые, плясовые, спокойные, импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах.
«Песенное творчество» - это умение детей петь простейшие мелодии, солировать. Пение создает благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры и развития речи. Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме. Например, игровые задания на звукоподражание («Кто поет?» - развитие звуковысотного слуха; «Весело-грустно» - спеть двустишье знакомого стихотворения весело либо грустно; «Музыкальное лото» - пропеть название животного, изображенного на картинке; «Музыкальный магазин», «Волшебный волчок» - напеть песенку, выбранную покупателем или крутящимся диском. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т. д.). Для детей младшего дошкольного возраста предлагаем задания в разном темпе и ритме, направленные на подражание звукам пения птиц, голосов животных, движения транспорта и многим другим.
«Танцевальное творчество» - это умение детей выражать себя при помощи знакомых элементов танца, импровизировать. На первых этапах формирования у детей представления о танцевальном искусстве педагог помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером и формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказок создают свой особый, уникальный танец: «Сочини свой танец», «Кто как передвигается?», «Успей передать платочек», «Потанцуй руками (головой, левым плечом, носиком)». Очень хорошо для импровизационного движения помогают такие атрибуты, как ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки и др.
«Музыкально-игровое творчество» - это умение находить способы воплощения музыкально-игрового образа как самостоятельно, так и при помощи взрослых. Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх позволило им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых и творческих способностей детей.
У детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, доверчивее.
Дети с большим удовольствием учат свои роли, а во время репетиции легко обыгрывают не только их, но и роли других участников.
Развитие музыкально-игрового творчества дошкольников осуществляется поэтапно:
1. перед ребенком ставится задача передать несложный игровой образ в характерных, но однотипных движениях отдельных персонажей;
2. происходит развитие музыкально-игрового образа в действиях отдельных персонажей. Инсценируя знакомые песни, дети самостоятельно ищут характерные движения персонажей.
3. перед детьми ставится задача передать образы персонажей во взаимодействии, найдя характерные движения, присущие тому или иному персонажу («Котик и козлик» муз. Е. Тиличеевой, стихотворение В. А. Жуковского)
«Игра на музыкальных инструментах» является одним из видов детского исполнительства, развивающих творческие способности дошкольников. Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения, и одной из первых детских игрушек является погремушка. Игра на инструментах способствует не только развитию слуховых способностей, но и развивает мелкую моторику, чувство ритма. Важно научить детей правильно подбирать звуковой аккомпанемент по смыслу текста стихотворения или сказки, содержанию картины.
Игры: «Отгадай и повтори!» - на слух определять название муз. инструмента, играть на нем; «Погремушки» - развивать чувство ритма; «Барабан» - научить повторять ритмический рисунок;
Развитие музыкальных способностей в разнообразных видах деятельности
Музыка в повседневной жизни ДОУ.
Чтобы любое занятие стало ярким, впечатляющим, включают музыкальные произведения для создания необходимого эмоционального отклика на картину. Как в изобразительной деятельности можно использовать музыку, так и при чтении литературы. Музыкальные предпочтения воспитанников проявляются ещё и в детских играх, в которые они играют на протяжении всего дня. Дети могут играть в музыкальные занятия, в концерт, просто танцевать в группе, исполнять песни, выученные на занятиях.
Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику, физкультурные занятия.
Происходит дальнейшее развитие музыкальности : эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха, чувства ритма. Важно помнить о том, что музыкальное сопровождение должно соответствовать характеру движения, поскольку ведущая роль отводится двигательным задачам. Музыка создает определенный эмоциональный настрой, облегчает выполнение движений, поэтому нужно тщательно подбирать музыкальное сопровождение. Музыка должна быть понятна и интересна детям. Наиболее целесообразно использовать музыку при выполнении основных движений: ходьба, бег, прыжки, поскоки; в упражнениях, в подвижных играх. При подборе музыкального репертуара необходимо учитывать возрастные особенности детей. Такие музыкальные подвижные игры, как «Вышли мышки на опушку», «В гости к мишке», «Раз, два, три шагаем» помогают детям выполнять движения, соответствующие тексту игры, который они пропевают или проговаривают.