Антонина Полетаева
«Нетрадиционные техники в рисовании как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло его детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Василий Александрович Сухомлинский.
В истории педагогики проблема духовно-нравственного воспитания всегда была актуальна во всех видах деятельности дошкольников, в том числе и изобразительной. В настоящее время она стала чрезвычайно актуальной. Нравственность и духовность не рождаются сами собой. Их воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на дошкольника. Воспитатель первый человек после родителей, приобщающий малыша к красоте, развивающий его творческие способности, обогащающий его духовный мир.
Публикация «„Нетрадиционные техники в рисовании как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что уровень сформированности духовно-нравственных качеств дошкольников не отвечает требованиям программы. Родители, как правило, недооценивают роль изобразительной деятельности в воспитании основ духовной нравственности у детей. Они нуждаются в педагогическом просвещении. А ведь рисование для ребёнка радостный и вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, а важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Чтобы решить эту проблему я поставила перед собой ряд задач:
-изучение и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме;
-выявление сформированности духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста;
-создание условий для организации данной работы в группе;
-разработка и апробирование мероприятий, направленных на воспитание духовно-нравственных качеств у детей с использованием нетрадиционных техник в рисовании ;
-педагогическое просвещение родителей о роли изобразительной деятельности в воспитании основ духовной нравственности у детей;
Эти задачи я попыталась решить через использование нетрадиционных техник рисования в рамках образовательной области «Художественное творчество», вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс в группе, кружковую работу с детьми.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольника. Она позволяет ребёнку отразить в изображаемых образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним, имеет неоценимое значение для духовно-нравственного воспитания.
О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений писали педагоги прошлого Фребель, Каменский. Еще художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для духовного воспитания. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время.
В России ежегодно в ноябре отмечается замечательный праздник «День матери», самого любимого и дорогого человека для ребёнка. В ходе предварительной работы к этому дню мы оформили с детьми фотоальбом «Наши любимые мамы», в котором поместили фотографии своих мам.
Были проведены беседы с детьми, в которых я старалась передать детям самые высокие представления о матери: «Моя мама лучше всех», «Как я маме помогаю», «Говорят у мамы руки золотые». Также заучили ряд стихотворений о матери. Выучили пословицы и поговорки по данной теме. Прочитали сказки и рассказы народов мира. Вместе с музыкальным руководителем пели песни о маме. Это позволило дошкольникам наиболее ярко представить образ матери.
Завершающим этапом нашей подготовки к празднику было огромное желание каждого из моих воспитанников нарисовать открытку для своей мамочки, используя нетрадиционную технику в рисовании – «рисование пальчиком». Дети выразили своё отношение в своих рисунках. Работы получились яркие, красочные, наполненные огромной любовью к самому близкому и дорогому для них человеку. Праздничные открытки, сделанные своими руками, дети вручили всем своим мамочкам. Праздник «День матери» никого из детей не оставил равнодушным и я надеюсь, что он станет доброй семейной традицией.
Организация общения детей друг с другом во время творческой продуктивной деятельности может носить целенаправленный, деятельностный характер и обогащать их духовно-нравственным содержанием. В процессе общения и взаимодействия дети учатся видеть и слышать собеседника, учитывать его мнение, договариваться о том, что они будут рисовать, работать вместе, согласовывать свои желания друг с другом. Дошкольники учатся соучастию. Детям это сложно. Поэтому, включать детей в совместную деятельность важно начинать в дошкольном возрасте. Этому способствует организация коллективной деятельности детей по рисованию, выполненная в нетрадиционных техниках:
1.«Солнышко» - техника «рисование ладошками», когда ребёнок рисует лучики ладошкой. Сколько детей, столько и лучиков у солнышка.
2.«Листопад» - техника «рисование мазками», когда детские мазки превращаются в падающие листья.
3.«Зажжём на ёлочке огни» - техника «рисование пальчиками», когда все дети рисуют пальчиком огоньки на силуэте одной ёлки.
Конспект организованной деятельности детей по рисованию во второй младшей группе.
Тема:
[/i] «Зажжём на ёлочке огоньки»
Цели: учить рисовать пальчиками огоньки на ёлке, располагая огоньки в определённых местах (на гирлянде, чередуя их по цвету, развивать у детей способность создавать сюжетно-игровой замысел; продолжать учить отвечать на вопросы; учить различать предметы по цвету; воспитывать умение рисовать вместе, желание любоваться совместным творчеством, хвалить друг друга.
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация, познание.
Планируемые результаты: умеют поддерживать беседу, выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, интересуются изобразительной деятельностью (зажигают огоньки на ёлочке). Содержание организованной деятельности:
L Рассматривание картины с изображением ёлочки.
Беседа по вопросам:[/b]
-Что изображено на картинке? (Ёлочка.);
-Какая ёлочка? (Высокая, стройная.)
-Какого цвета ёлочка на картинке? (Зелёного).
2. Рассматривание наряженной ёлки.
-Ребята, какими новогодними игрушками украшена ёлка? (Шарики, хлопушки, огоньки.)
-А на нашей картинке тоже горят огоньки? (Нет.)
-А что же сделать, чтобы наша ёлочка стала красивой? (Нарисовать огоньки.)
-Посмотрите внимательно на огоньки и скажите, какого они цвета? (Красные, жёлтые, зелёные).
-Есть ли гуашь такого цвета на моём столике? (Да.)
-А где горят огоньки? (На гирлянде.)
3.Рисование огоньков.
Дети по очереди рисуют огоньки в определённых местах. (На гирлянде, чередуя их по цвету.
-Ребята, какая красивая ёлочка у нас получилась! Теперь на нашей
картине настоящая новогодняя ёлочка. Дети любуются ёлочкой, хвалят друг
друга.
4.Физминутка.
-Огоньки на ёлочке
-Хороши, хороши. (Дети показывают фонарики.)
-Пляшут возле ёлочки
-Малыши, малыши. (Дети выполняют пружинку.)
Для родителей предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей. Периодически оформляются тематические выставки рисунков с использованием нетрадиционных техник в рисовании. Разработаны памятки и консультации по данной теме.
В группе ведётся кружковая работа с использованием нетрадиционных техник в рисовании. Работы детей кружка «Малышок» выставляются на тематических выставках в детском саду и других конкурсах.
По итогам работы по теме «Нетрадиционные техники в рисовании, как средство духовно-нравственного воспитания» у детей прослеживается положительная динамика в развитии духовно-нравственных качеств.
Духовно-нравственное воспитание - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.