Дергачева Марина
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством мордовской сказки
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время актуальным направлением воспитания детей национальных республик является формирование у ребенка интереса к национальной культуре и традициям родного края. Этот процесс будет проходить наиболее оптимально при обращении к историческим корням и национальным истокам народа. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста невозможно представить без обращения к истории своего народа, традициям и ее культуре. Национальное воспитание неполно без национальной сказки. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством мордовской сказки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.
Средств для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов множество, но я решила взять в помощь сказку, как могучее, действенное средство нравственно - патриотического воспитания детей.
Мордовская сказка несет черты национальных традиций, а также содержит много информации о родном крае, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас ребенка, обогащает внутренний мир детей.
Народные сказки представляют для детей не малый интерес. В них виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия.
Именно этим воспользовалась я, открывая детям сказочный мир мордовского народа.
Уже в первые годы жизни человек должен всей душой, всем сердцем полюбить родной край, свой народ, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости, «пустить корни в родную землю».
Причину успеха сказок у детей К. Д. Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. "В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы"
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Мордовские народные сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. На базе нашего МАДОУ «ЦРР-Детский сад №9» г. о. Саранск ведётся дополнительная общеобразовательная программа (бесплатный кружок) «Баягине». Основным направлением данной программы является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре. Знакомство детей с мордовским этносом и обучение их мордовскому языку, в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Дети получают много информации о культуре коренного народа, родном крае, о традициях и истории мордовского народа, тем самым приобщаясь к нравственно-патриотическому воспитанию через историю своего народа и края. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения. Язык - уникальное достояние человечества. Изучение родного языка способствует сохранению национально-культурной идентичности и самобытности этносов. Обучение дошкольников второму языку имеет большое значение для воспитания подрастающего поколения. Программа ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, языка, любви к нему.
В старшей и подготовительной группе детям читаем волшебные сказки : «Виреня», «Лыковый кошель», «Медведь-песельник», «Черная корова», «Три брата», «Куйгорож», «Ведява».
Чтобы подготовить детей к восприятию мордовской сказки, необходимо провести беседу; рассмотреть иллюстрации с изображениями героев сказки; показать предметы, о которых упоминается в сказке, и объяснить их назначение. В мордовских народных сказках встречается много незнакомых слов: это и названия предметов национальной одежды мордовского народа (сюлгамо – застежка и нагрудное украшение мордовских женщин; пулай – поясное украшение мордовских женщин; руця – верхняя рубашка и др., и мифологические персонажи (Ведява – русалка, богиня воды и деторождения; Вирява – богиня леса и плодородия; Паксява – хозяйка поля; Юртава – покровителница двора, хозяйства; Варда – злое сказочное существо, ведьма; Куйгорож – мордовский гном, видимый только своему хозяину, обладающий невероятной силой; Варма – ветер и др.) Знакомлю со сказкой посредством дословной передачи текста с сохранением языка автора, толкую неизвестные детям слова, рассказываю о их значении и употреблении. После прочтения сказки задается ряд вопросов по ее содержанию и форме: «Что вы прослушали? Как вы догадались, что это сказка? О чем рассказывается в этой сказке? Как сказка начинается? Как сказка заканчивается? Что вам больше всего понравилось в сказке? Почему? Какие слова и выражения в сказке вам понравились и запомнились? Объясните, что они означают».
С целью актуализации читательского опыта, я предлагаю детям провести параллели между мордовскими и русскими сказками (например, мордовская сказка «Три брата» и русская народная сказка «Сивка-бурка») и ответить на следующие вопросы: «Что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают?».
Мордовские народные сказки формируют у воспитанников нравственные представления о нормах социальных отношений и поведении, стремление подражать положительным героям. Они учат различать добро и зло, трудолюбие и лень, простоту и хитрость и т. п.
Во многих сказках внимание детей привлекается к красоте природы, к внешнему виду животных и птиц. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Важно, чтобы дошкольники не просто слушали ту или иную сказку, но и осознавали её идею, вдумывались в подробности происходящего.
Конечно, знакомство с мордовской сказкой не ограничивается только непосредственно организованной деятельностью. Вся работа с детьми по данной теме была представлена перед родителями, коллегами в различных формах. Это консультации, беседы, мастер-классы, открытые занятия, презентации, литературные викторины.
Для родителей подготавливаем консультации - «Мы в Мордовии живем», «История мордовского края», «Национальный фольклор для детей дошкольного возраста». Консультации «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Воспитываем примером», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством мордовского фольклора». Настоящим фольклорным праздником для детей было мероприятие «Литературная гостиная «Изба», где мы посетили выставку-реконструкцию, организованную на втором этаже холла детского сада. Я знакомила детей с бытом мордвы, ее культурой и обычаями, традициями. Дошкольники смогли прикоснуться к посуде, рассмотреть устройство прялки, зыбки для младенца. Поразила их вышивка и узорное творчество мордвы. Дети активно участвовали в беседе и задавали множество вопросов, касаемо уклада жизни наших предков. Подобные тематические занятия входят в память детей и остаются там надолго, тем самым вырабатывают чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину.
С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиций народа, учит добру и справедливости. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду.
Вышесказанное еще раз убеждает нас в том, что обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для нравственно-патриотического развития детей дошкольного возраста и формирует глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Мой край-Мордовия Моя!
Мордовия!
Земля моя, Отчизна роз и соловья.
Мордовия!
Страна певцов,
Страна стихов и храбрецов!