Лучший педагог года

Нравственное воспитание дошкольников 4–5 лет средствами художественной литературы

Арзуманян Екатерина
Нравственное воспитание дошкольников 4–5 лет средствами художественной литературы

Испокон века книга растит человека.

Русский народный фольклор.

Понятие «нравственность» включает в себя представления о морали, идеале, гуманизме.

Мораль - регулятор поведения в обществе.

Идеал - тот образ человека, который создавался веками.

Гуманизм – человечность, человеколюбие.

Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования. Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. Не случайно в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования чтение художественной литературы впервые выделено в самостоятельную образовательную область.

Публикация «Нравственное воспитание дошкольников 4–5 лет средствами художественной литературы» размещена в разделах

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Правила социально- нравственного поведения приобретают в художественном произведении живое содержание.

1. Актуальность, цели и задачи

Актуальность: Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности.

Цели: Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка. Способствовать коррекции нарушений эмоционально- волевой сферы в процессе художественной деятельности, связанной с нравственным содержанием произведения. Способствовать коррекции нарушений эмоционально- волевой сферы в процессе художественной деятельности, связанной с нравственным содержанием произведения. Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путём введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, потешки). Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путём введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, потешки). Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании. Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.

Задачи: 1. Помогать усвоению детьми духовно- нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень и т. д.) и правил доброй, счастливой жизни.

2. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. 4. Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор. 5. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и принимать помощь с благодарностью.

6. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам своего и чужого труда. 7. Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями.

2. Воспитание нравственных чувств, через художественную литературу

Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литература, которая своей яркой образной формой, смысловым содержанием раскрывает внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, сопереживать.

В связи с важностью данного направления мы решили углубленно заняться этой проблемой, создать авторскую систему работы по нравственному воспитанию детей средней группы средствами художественной литературы.

Наметили этапы работы:

1. Изучение и анализ условий в группе для нравственного воспитания детей

2. Постановка цели и задач.

3. Организация работы по нравственному воспитанию детей средствами художественной литературы.

4. Определение эффективности работы с детьми.

Рассмотрим этапы работы подробнее.

1 этап.

Провели диагностику и анализ нравственных восприятий детей. В результате получили следующие данные:

• Высокий уровень – 0%

Средний уровень -12%

• Низкий уровень – 88%.

Анализ результатов показал, что интерес у детей к чтению художественной литературы развит недостаточно, так как родители дома уделяют данному вопросу мало внимания, у детей возникает затруднение в определении названий произведений, узнавании персонажей, не могут дать оценку действий героев. Интерес к сказкам – драматизации развит, но дети не могут передать эмоции и характерные особенности персонажей и без помощи взрослого не могут распределять и брать на себя роли.

На 2 этапе работы исходя из результатов, мы определили цель: расширить нравственные представления у детей 4-5 лет через художественную литературу.

Для достижения данной цели мы обозначили следующие задачи:

1. Формирование представлений у детей о нравственных качествах через художественное слово и сказки : человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали.

2. Развитие эмоций, воображения детей.

3. Воспитание у детей милосердия, сострадания, терпимого отношения к окружающим.

3 этап: организация работы по нравственному воспитанию детей средствами художественной литературы.

Наша система работы по данной проблеме включает следующие направления:

- предметно-пространственная развивающая среда;

-организация детской деятельности;

-работа с семьей.

Читая детям художественную литературу, мы учим их передавать эмоции, чувства, действия персонажей, расширяем кругозор и активизируем речь. Чтение художественных произведений сопровождаем показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций помогает понять смысл произведения. Подбор книг с качеством печати, иллюстраций, доступностью языка, образов позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует лучшему запоминанию текста. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Организация детской деятельности:

- беседы: «Моя любимая книга», «Книжкин дом», Как сыграть сказку» и т. д.

- игры-занятия: «Путешествие в поисках книжного уголка», «Книжкина больница», «Интервью», «Необыкновенные книги».

- игры, задания и упражнения в книжном уголке.

- НОД: «Какие бывают книги», «Путешествие в Литературию»

Работа с семьей.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:

- групповые собрания;

- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Что и как читать ребёнку дома»,«Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»;

- полезные советы;

- выставки книг;

- совместная творческая деятельность родителей и детей.

Таким образом вовлечение родителей в образовательный процесс способствует повышению их педагогической компетентности, соблюдению преемственности в воспитании детей.

Заключение

Мы недавно начали работу в этом направлении и ожидаем следующих результатов

Предполагаемые результаты 1. Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру. 2. Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. 3. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость. 4. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества. 5. Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильных домашних делах. 6. Деятельное отношение к труду. 7. Ответственность за свои дела и поступки.

Итак, можно сказать, что наша система работы по нравственному воспитанию детей средствами художественной литературы является целенаправленной и носит индивидуально – дифференцированный характер.

Литература

1. Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2012.

2. Гарбуза Л. Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. – 2012.

3. Рыбакова И. А. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. – 2013.

4. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей с тяжёлым нарушением речи средствами художественной литературы Муниципальное образовательное учреждение г. Мурманска № 34 Учитель-логопед Гриценко Светлана Эдуардовна «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМ.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Консультация для родителей «Развитие речи детей средствами художественной литературы» В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают.

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста.

Перспективный план полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Месяц Чтение художественной литературы Тема этических бесед Другие виды детской деятельности Сентябрь Э. Успенский «Что у мальчика в кармане».

Развитие личности дошкольника средствами художественной литературы и фольклора Художественная литература и фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств.

Развитие творческого воображения дошкольников средствами художественной литературы Развитие творческого воображения дошкольников средствами художественной литературы (выполнила : воспитатель Примаченко С. Ю.) Воображение.

Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы на 2018–2019 [bАктуальность проблемы В настоящее время повышается интерес к нравственному воспитанию, как ученых, так и работников образования. Повышение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание дошкольников 4–5 лет средствами художественной литературы
Опубликовано: 18 марта 2019 в 09:32
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД