Арзуманян Екатерина
Нравственное воспитание дошкольников 4–5 лет средствами художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Испокон века книга растит человека.
Русский народный фольклор.
Понятие «нравственность» включает в себя представления о морали, идеале, гуманизме.
Мораль - регулятор поведения в обществе.
Идеал - тот образ человека, который создавался веками.
Гуманизм – человечность, человеколюбие.
Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования. Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. Не случайно в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования чтение художественной литературы впервые выделено в самостоятельную образовательную область.
Публикация «Нравственное воспитание дошкольников 4–5 лет средствами художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Темочки
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Правила социально- нравственного поведения приобретают в художественном произведении живое содержание.
1. Актуальность, цели и задачи
Актуальность: Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности.
Цели: Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка. Способствовать коррекции нарушений эмоционально- волевой сферы в процессе художественной деятельности, связанной с нравственным содержанием произведения. Способствовать коррекции нарушений эмоционально- волевой сферы в процессе художественной деятельности, связанной с нравственным содержанием произведения. Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путём введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, потешки). Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путём введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, потешки). Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании. Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.
Задачи: 1. Помогать усвоению детьми духовно- нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень и т. д.) и правил доброй, счастливой жизни.
2. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. 4. Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор. 5. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и принимать помощь с благодарностью.
6. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам своего и чужого труда. 7. Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями.
2. Воспитание нравственных чувств, через художественную литературу
Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литература, которая своей яркой образной формой, смысловым содержанием раскрывает внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, сопереживать.
В связи с важностью данного направления мы решили углубленно заняться этой проблемой, создать авторскую систему работы по нравственному воспитанию детей средней группы средствами художественной литературы.
Наметили этапы работы:
1. Изучение и анализ условий в группе для нравственного воспитания детей
2. Постановка цели и задач.
3. Организация работы по нравственному воспитанию детей средствами художественной литературы.
4. Определение эффективности работы с детьми.
Рассмотрим этапы работы подробнее.
1 этап.
Провели диагностику и анализ нравственных восприятий детей. В результате получили следующие данные:
• Высокий уровень – 0%
• Средний уровень -12%
• Низкий уровень – 88%.
Анализ результатов показал, что интерес у детей к чтению художественной литературы развит недостаточно, так как родители дома уделяют данному вопросу мало внимания, у детей возникает затруднение в определении названий произведений, узнавании персонажей, не могут дать оценку действий героев. Интерес к сказкам – драматизации развит, но дети не могут передать эмоции и характерные особенности персонажей и без помощи взрослого не могут распределять и брать на себя роли.
На 2 этапе работы исходя из результатов, мы определили цель: расширить нравственные представления у детей 4-5 лет через художественную литературу.
Для достижения данной цели мы обозначили следующие задачи:
1. Формирование представлений у детей о нравственных качествах через художественное слово и сказки : человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали.
2. Развитие эмоций, воображения детей.
3. Воспитание у детей милосердия, сострадания, терпимого отношения к окружающим.
3 этап: организация работы по нравственному воспитанию детей средствами художественной литературы.
Наша система работы по данной проблеме включает следующие направления:
- предметно-пространственная развивающая среда;
-организация детской деятельности;
-работа с семьей.
Читая детям художественную литературу, мы учим их передавать эмоции, чувства, действия персонажей, расширяем кругозор и активизируем речь. Чтение художественных произведений сопровождаем показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций помогает понять смысл произведения. Подбор книг с качеством печати, иллюстраций, доступностью языка, образов позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует лучшему запоминанию текста. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
Организация детской деятельности:
- беседы: «Моя любимая книга», «Книжкин дом», Как сыграть сказку» и т. д.
- игры-занятия: «Путешествие в поисках книжного уголка», «Книжкина больница», «Интервью», «Необыкновенные книги».
- игры, задания и упражнения в книжном уголке.
- НОД: «Какие бывают книги», «Путешествие в Литературию»
Работа с семьей.
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:
- групповые собрания;
- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Что и как читать ребёнку дома»,«Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»;
- полезные советы;
- выставки книг;
- совместная творческая деятельность родителей и детей.
Таким образом вовлечение родителей в образовательный процесс способствует повышению их педагогической компетентности, соблюдению преемственности в воспитании детей.
Заключение
Мы недавно начали работу в этом направлении и ожидаем следующих результатов
Предполагаемые результаты 1. Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру. 2. Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. 3. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость. 4. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества. 5. Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильных домашних делах. 6. Деятельное отношение к труду. 7. Ответственность за свои дела и поступки.
Итак, можно сказать, что наша система работы по нравственному воспитанию детей средствами художественной литературы является целенаправленной и носит индивидуально – дифференцированный характер.
Литература
1. Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2012.
2. Гарбуза Л. Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. – 2012.
3. Рыбакова И. А. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. – 2013.
4. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.