Ольга Борисовна Нефедова
О финансовой грамотности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО
Итоговое мероприятие по самообразованию педагога.
Сообщение на педсовете: «Игры в формировании финансовой грамотности дошкольников».
Автор-составитель воспитатель Нефедова О. Б.
Медвежьи озера 2021 год
Мастер класс по теме: «Финансовая грамотность дошкольников».
Цель
Публикация «О финансовой грамотности старших дошкольников» размещена в разделах
- повышение психолого-педагогической компетентности участников педсовета в области использования методов работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОУ.
Задачи:
- создать атмосферу заинтересованности данной темой, деловой атмосферы
- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
-расширить кругозор посредством знакомства с играми экономической направленности;
- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОО.
Оборудование:
Аудитория слушателей: воспитатели ДОУ.
Мяч большой, карточки – денежные знаки, выставка книг по финансовой грамотности взрослых и детей.
Ход мероприятия:
Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важных задач образовательного процесса начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг.» Тем не менее у большинства педагогов и родителей дошкольников это вызывает определенные сомнения «Зачем детям так рано что-то рассказывать про деньги?».
Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал, что «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».
В современной России происходят глобальные преобразования в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие не только творческих и интеллектуальных способностей, но и социальной компетентности детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура личности дошкольника, характеризующаяся наличием представлений об экономических категориях. В этих условиях для ДОУ актуальным становится реализация программ, направленных на развитие предпосылок к финансовой грамотности дошкольников.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются
- воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций,
- воспитание здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги,
- формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения. Способность к осознанности и волевой саморегуляции – это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности как экономика.
Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».
Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.
Таким образом в старшем дошкольном возрасте вполне можно знакомить ребенка с миром экономики как одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
Работу по знакомству с основами финансовой грамотности можно предположительно разделить на несколько блоков.
1. Блок «Потребности»
Педагогические задачи:
• знакомить с экономической категорией «потребность»;
• расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди;
• развивать творческие способности и воображения детей, их способность участвовать в дискуссиях, учить выслушивать мнения других, вежливо отстаивать свою точку зрения.
Первичное понимание экономических терминов: «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности».
Изучение раздела «Потребности» подготавливает дошкольников к изучению раздела «Труд», способствует пониманию взаимосвязи между категорией «потребности» и трудом как основным источником для удовлетворения многочисленных потребностей человека.
2. Блок «Труд - продукт (товар/услуга)»
Педагогические задачи:
• формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;
• учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
• стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. Где и как это делается в современном мире.
3. Блок «Деньги, цена (стоимость)».
Педагогические задачи:
• познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;
• воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);
• дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
• Что такое деньги и зачем они нужны:
• Деньги как мера стоимости; история денег.
• Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).
• Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.
• Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).
• Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.
• Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом, пенсии, пособия, стипендии.
• Деньги как средство платежа, накоплений.
• Обмен денег (причины, правила).
• Откуда берутся деньги.
• Зачем людям нужны деньги.
• • Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).
• Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле».
• Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.).
• Хозяин товара и продавец.
• Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п.).
• Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».
• Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.
• Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность.
4. Блок «Полезные навыки и привычки в быту».
Педагогические задачи:
• формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь;
• воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;
• воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей;
• дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора и др.
Представления о своем, чужом и общем.
Умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами
Хороший хозяин (хозяйка).
Воспитание у детей следующих привычек:
• бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим взрослым, сверстникам;
• разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);
• экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется);
• нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.
Сегодня я познакомила вас с несколькими играми. которые вы легко можете использовать в работе по формированию финансовой грамотности у дошкольников.
Подводя итог, можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.
Авербах Бертольд писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство». Так давайте поможем детям овладеть искусством управления деньгами.
Финансового благополучия вам и вашим детям! Спасибо за внимание!
Игры, которые используются в работе по указанной теме в гр «Радуга» МАДОУ Д / С29 «Солнечный зайчик»
1.«Груша-яблоко».
Цель: научить думать о планировании ресурсов.
Материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Ход игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
2.«Надо» и «хочу».
Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.
Задачи:
1. Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.
2. Сформировать представление о том, что желание и реальная потребность не совпадают.
3. Дать детям представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».
Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии).
3.«На золотом крыльце сидели: Царь, царевич…»
Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий, представление о необходимости трудиться, чтобы заработать «зарплату».
Материалы: шапочки с изображениями людей разных профессий (Повар, Портной, Художник, Учитель, Врач), большой мяч, карточки-деньги.
Все вместе проговаривают считалку. Мяч в это время двигается в руках детей. На окончание считалки у одного игрока оказывается мяч. Ему необходимо рассказать о том, кем он будет, когда вырастет и что будет тогда делать.
За каждое полное предложение он получает 1 карточку с изображением денежной единицы. Дети вместе считают предложения и определяют, кто из игроков больше заработал «карточек- денег» Выигрывает тот, у кого больше «зарплата».