МААМ-картинки

Об актуальности нравственно-патриотического воспитания на современном этапе

Зинаида Рябоконова
Об актуальности нравственно-патриотического воспитания на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы

Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к Отчизне необходимо закладывать с раннего детства. «Беречь все, что делает нас русскими» - эта тема для углубленной работы в дошкольном учреждении.

Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след. Что–то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории.

Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от предыдущей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, а значит и к Родным местам, к Родине!

Публикация «Об актуальности нравственно-патриотического воспитания на современном этапе» размещена в разделах

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, народная культура. Как работали, как отдыхали, что их радовало, что тревожило, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чём мечтали. Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Особая роль в решении этой проблемы отводится детскому саду. Кто как не воспитатель поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси. Необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях. Поставив задачу приобщить своих воспитанников к национальной культуре, мы понимаем, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа, к его истории. Уже первые шаги в данном направлении показали насколько – велик к этому интерес детей.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

*Общая цель работы по патриотическому воспитанию : всестороннее личностное развитие ребёнка, воспитание активной, целеустремлённой, самостоятельной личности, способной к сопереживанию, обладающей чувством собственного достоинства.

* В работе используются принципы:

принцип культуросообразности - воспитание основывается на общечеловеческих культурных ценностях и строится в соответствии с нормами присущих традициям нашего региона; принцип природосообразности - взаимосвязь естественных и социальных процессов. Воспитание должно стремиться к формированию у ребёнка чувства сопричастности к природе и ответственности за неё;

принцип гуманистической ориентации - ребёнок - главная ценность, доверие к ребёнку; осознание ребёнком социальной защищённости, учёт его интересов, уважительное отношение к нему;

индивидуализация воспитания - представление каждому возможности для самореализации, самоутверждения;

принцип приоритетности регионального культурного наследия - воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям и другим людям, природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцом национального местного фольклора, народным художественным промыслом, произведением местных поэтов, художников).

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольных образовательных учреждениях, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей.

Воспитание чувств патриотизма у дошкольников процесс сложный, длительный и требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Данная работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

*Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).

Взрослый (педагог и родители) также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

* Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач: — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к народным традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

*Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т. д., вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Следует подчеркнуть, что для ребенка- дошкольника характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

* Учет возрастных особенностей требует широкого применения игровых приемов, которые важны для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности. Итоги работы могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Публикации по теме:

Музыкальная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Нравственно-патриотическое воспитание – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса.

Фотоотчет о форуме «Проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»Фотоотчет о форуме «Проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» В нашем дошкольном образовательном учреждении вот уже 4 года подряд проходит городской форум "Проблемы нравственно-патриотического воспитания.

Региональный компонент как один из видов нравственно-патриотического воспитания у дошкольников ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Региональный компонент, как один из видов нравственно – патриотического воспитания у дошкольников» Выполнила:.

Комплексно-тематическое планирование в рамках нравственно-патриотического воспитания Комплексно – тематическое планирование /в рамках нравственно-патриотического воспитания/ Дата № п/п Тема Содержание работы Итоговое.

Конспект занятия «Мой город» для детей старшей группы по развитию нравственно-патриотического воспитания Конспект занятия «Мой город» для детей старшей группы по развитию нравственно-патриотического воспитания. Соавторы конспекта Бурдель Софья.

Консультация для педагогов «Инновационные формы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО» Консультация для педагогов «Инновационные формы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО» Никто не учит маленького.

Консультация для воспитателей «Развитие нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Консультация для воспитателей на тему: "Формы взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ, направленные на развитие нравственно.

Оформление уголка нравственно-патриотического воспитанияОформление уголка нравственно-патриотического воспитания Мною представлен уголок равственно-патриотического воспитания. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — необходимый педагогический.

Педагогический проект «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников» «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах нравственно - патриотического воспитания старших дошкольников посредством художественной.

Проект в рамках нравственно-патриотического воспитания «Северное лукошко» Проект «Северное лукошко» Актуальность реализации проекта: Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного, особенно щедра на подарки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Об актуальности нравственно-патриотического воспитания на современном этапе
Опубликовано: 25 марта 2019 в 15:40
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Об актуальности нравственно-патриотического воспитания на современном этапе» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Рябоконова (УИ 1154394) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД