Наталья Цапалюк
Обеспечение психологической безопасности в детской среде. Рюкзак психологической разгрузки «Эмоша»
▼ Скачать + Заказать документы
Рюкзак психологической разгрузки «Эмоша»»
Актуальность методической разработки основана на указе президента Российской Федерации В. В. Путина от 17 мая 2023 года «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации до 2030 года». Дошкольное учреждение играют основополагающую роль в жизни ребенка, это незаменимый мостик, который дает шанс на успехи в дальнейшей жизни.
Публикация «Обеспечение психологической безопасности в детской среде, Рюкзак психологической разгрузки „Эмоша“» размещена в разделах
Часто дети приходят в детский сад с уже сформировавшимися в семье привычками негативного поведения, кто-то испытывает чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно, некоторые дети хотят постоянно быть в центре внимания, другие же, наоборот, боятся этого. Подобные особенности ребенка являются внутренними источниками угроз психологической безопасности. Все это приводит к тому, что в детском коллективе неизбежны конфликты между детьми, которые сопровождаются негативными эмоциями, выходящими за рамки правил и норм.
Психика ребенка дошкольного возраста уязвима, чувствительна и восприимчива. Каждый человек рождается с множеством нейронов, но очень небольшим количеством связей между ними. Эти связи строятся по мере взаимодействия с окружающим нас миром и в конечном счете и создают нас такими, какие мы есть. Какие модели поведения ребенок получил в детстве, такие же будет использовать и далее. И формирование новых нейронных путей во взрослом возрасте оказывается неожиданно сложным делом. Старые связи настолько эффективны, что отказ от них создает ощущение, что возникает угроза выживанию. Поэтому именно в дошкольном возрасте важно сформировать в поведении ребенка позитивные установки и научить технологиям выхода из конфликтных ситуаций без ущерба для собственной психики.
Психологическая разгрузка – очень важный элемент отдыха человека, который позволяет быстро и качественно снять напряжение, расслабиться и восстановить силы. Психологическая разгрузка может проявляться в различных формах: в движении, в рисунке, в снятии мышечных блоков и в релаксации. Проблему эмоционально-психологической помощи нам помогает решить рюкзак «Эмоша».
Этот рюкзачок находится на группе в свободном пользовании, бывает, что ребенок сам хочет в него поиграть, бывает, эта игра проводится совместно с воспитателем. Так же, как такового хода игры нет, это больше ситуативный помощник «всем» участникам образовательного процесса.
«Рюкзачок «Эмоша» -
Наш большой помощник.
С детками играем,
Настроение поднимаем.»
Необходимым элементом любого рюкзака, являются карманы. Конструктивно они могут быть расположены с боков, а также в несколько рядов. Карманы позволяют быстро найти желаемую игру. Карманы мы обозначили кружками разного цвета (каждый цвет — это цвет настроения ребенка, это игра, которой в данный момент он желает поиграть, выбрать).
Цвет кружочка — это наполняемость рюкзака «Эмоша» :
• желтый – «Весёлые пальчики» (пальчиковый театр – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, возможность обыграть и понять травмирующую ситуацию);
• зеленый – «Арбузик» - подушка-антистресс (она имеет специальный наполнитель, оказывающий на тело человека легкое массажное действие, которое положительно влияет на нервные окончания в месте воздействия);
• синий – мягкая игрушка-перевёртыш Осьминожка (хорошо развивает моторику рук и способен увлечь ребенка на долгое время);
• розовый – «Королевство» (зеркало);
• голубой – аудио релакс (колонка, наушники, флешка с музыкой «Детский релакс» : «Мокрый лепесток», «Волшебная дорога», «Таинственный сон», «Влюбленный жук», «Туманный дом»);
• коричневый – «Удивительный мир» (морские ракушки и камушки различного цвета и размера);
• оранжевый – «Поиграем вместе» - подборка дидактических игр;
• белый – набор для креативного творчества: исчезающие чернила, набор для модульной лепки, рисование по дереву;
• серый – галстук настроения;
• малиновый – «Чудо - лоскутки» - ткань различной фактуры;
• красный – «волшебные бутылочки» для исследовательской деятельности;
• фиолетовый – книжки-интриговашки (книжки необычного оформления, вызывающие у детей острый интерес);
• черный – пустой карман (ребенок говорит «плохое» слово и прячет его в черном кармашке, где оно исчезает);
• бежевый – «Тепло - холодно» - машинки, которые меняют цвет в зависимости от окружающей температуры;
• салатовый – песочные часы (игра со временем);
• золотой – «Говорящее письмо» - цифровая фоторамка (короткие послания от родных с пожеланием хорошего настроения, словам теплоты и заботы).
Наш рюкзак «Эмоша» мобилен и обновляем, в этом нам помогают родители наших воспитанников.
Психологическая безопасность — это, прежде всего, доверие к тому, что тебя окружает. Это подразумевает отсутствие страха, тревоги и других негативных чувств, возникающих при соприкосновении с миром.
В своей группе детского сада стараемся создать для детей условия психологического комфорта. Особое внимание уделяется межличностным отношениям детей между собой и установлению правил поведения в коллективе, которые приводят к дружеской обстановке. В нашей группе практикуются нормы справедливого и уважительного отношения ко всем ее членам.