МААМ-картинки

Образец речи и имидж воспитателя

наталия лазарева
Образец речи и имидж воспитателя

«Образец речи и имидж воспитателя».

Подготовила: воспитатель Лазарева Н.А.

Слайд 1. Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек. Звание «педагог» нужно заслужить своим трудом, талантом, желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Имидж воспитателя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

Публикация «Образец речи и имидж воспитателя» размещена в разделах

Слайд 2. В своем выступлении мне хотелось подробнее остановиться именно на речи воспитателя, как части имиджа педагога. Какие же культурные и методические требования предъявляются к речи воспитателя дошкольного образовательного учреждения?

Речь является обязательным элементом общей культуры человека. От того, насколько грамотно и выразительно говорит человек, способен ли правильно донести информацию, мелодично ли и позитивно звучит его речь, зависит успех человека не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Слайд 3. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте внутренние механизмы речи ребенка развиваются исключительно под влиянием систематически организованной речи взрослых.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником культурной речи. Поэтому педагог должен правильно говорить: иметь хорошую дикцию, уметь выдержать определенные громкость и темп, сделать речь интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Автор книг «Речевое развитие дошкольников», «Теория и методика развития речи детей» Алексеева Муза Михайловна, отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи». Именно поэтому к речи педагога детского сада сегодня предъявляются высокие требования, и повышение культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Слайд 4. Что же такое «культура речи»? Профессор Скворцов Л. И. дает определение, согласно которому культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т. д., а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Культура речи педагога является важнейшим качеством его профессиональной педагогической деятельности.

Слайд 5. Какие же условия необходимы для овладения мастерством речи?

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога. Голос важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

– голос не должен вызывать неприятных ощущений, должен обладать благозвучностью;

– педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения;

– педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей;

– с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения;

– голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, выносливостью.

Слайд 6. Следующим компонентом речи является дикция. Дикция – это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Качество дикции обеспечивается точностью и синхронностью работы голосового, артикуляционного и дыхательного аппаратов.

Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, следует воспользоваться словарями или справочниками.

Слайд 7. Еще одним элементом профессиональности речи педагога является выразительность. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа, пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе, темпа (количество слов, произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, что позволяет выразить мысль более полно, закончено.

Слайд 8. Компоненты профессиональной речи воспитателя

Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяют следующие компоненты его профессиональной речи:

• качество языкового оформления речи;

• ценностно-личностные установки педагога;

• коммуникативная компетентность;

• четкий отбор информации для создания высказывания;

• ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Слайд 9. Сейчас я познакомлю вас с требованиями к речи воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Культурные и методические требования к речи педагога включают:

• строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на опыт ребенка;

• владение риторическим мастерством;

• знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.

Слайд 10. Наряду с требованиями к речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях, которые он должен предъявлять к воспитанникам:

• воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети;

• необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей);

• необходимо систематически контролировать речь детей, прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки;

• уделять внимание речи детей не только в процессе занятий, но и в повседневной деятельности.

Слайд 11. Определим коммуникативные качества речи педагога:

правильность речи;

логичность речи;

богатство речи;

точность речи;

чистота речи.

Слайд 12. Какие рекомендации можно дать по развитию речевой культуры педагога?

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз - речь безграмотна, а без психологических - бесцветна.

5. Речь педагога должна быть интонационно выдержана: должны быть поставлены логические ударения, выделены отдельные слова, важные для понимания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Педагог должен постоянно совершенствовать свою речь: читать классическую художественную литературу, содержащую лучшие образцы речевой культуры; внимательно вслушиваться и перенимать речевые приемы наиболее интеллигентных дикторов радио и телевидения, артистов, лекторов; расширять свой словарный запас, совершенствовать свою дикцию, образность, четкость, яркость и выразительность речи. Только при этих условиях он сможет в совершенстве владеть культурой речи – одним из важнейших профессиональных качеств.

В заключении можно сказать, что имидж является одним из показателей компетентности современного педагога. Именно педагог создает культуру последующих поколений, он должен быть интересен как личность. Педагог обучает, даже когда не говорит ни слова, он учит своим поведением, отношением к детям, своей личностью.

Литература

• Колосова И. В., Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 3/2009.

• Методика выразительного чтения. Под ред. Т. Ф. Завадской.

"Просвещение", Москва, 1977 г.

• Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.

• Розенталь Д. Э. А как лучше сказать?; Москва «Просвещение».- 1988.

• Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. — 3-е изд. — М. :Учпедгиз, 1963.

• Скворцов Л. И. «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995.

• Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М. : Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. 1976.

• Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.

Язовицкий Е. В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания / Е. В. Язовицкий. - М., 2003. - 399 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Имидж ДОУ глазами ребенка, родителей и сотрудников Имидж ДОУ глазами ребенка, родителей и сотрудников Быть привлекательным, обладать личным обаянием, обрести уверенность в себе, разве к этому.

Имидж ДОУ: традиции и современность Имидж ДОУ: традиции и современность На сегодняшний день, важно помнить, что образовательным учреждениям предъявляются все новые требования.

Консультация «Имидж младшего воспитателя в ДОУ» Имидж младшего воспитателя в ДОУ В соответствии с Типовым положением, дошкольное образовательное учреждение – тип образовательного учреждения,.

Презентация «Имидж современного педагога» Молодые специалисты часто задают себе вопрос "Каким быть должен воспитатель?"Я провела соцопрос среди коллег и родителей. Провела наблюдение.

Консультация для воспитателей «Роль речи воспитателя в развитии речи детей» Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Консультация «Имидж воспитателя. Профессиональный дресс-код воспитателя» Консультация. «Профессиональный дресс-код воспитателя» Профессиональный дресс-код воспитателя Воспитатель - это не только профессия, это.

Образец рецензии на детский спектакль Рецензия О проблеме греха и покаяния «О покаянии грешного человека», автор постановки ___, театральный клуб ___, возраст.

Семинар-практикум с элементами тренинга «Имидж педагога» Я желаю вам творческих успехов! До новых встреч. (слайд 8) «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». древнегреческий.

Тренинг для педагогов «Имидж современного педагога» Тренинг «Имидж современного педагога ДОУ» Мы с вами являемся педагогами дошкольного учреждения. Через нас ребенок постигает окружающий мир,.

Имидж педагога дополнительного образования как важный фактор делового общения с родителями Ефремова Людмила Сергеевна Педагог дополнительного образования МДОУ «Детский сад № 78» г. Энгельса Имидж педагога дополнительного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образец речи и имидж воспитателя
Опубликовано: 22 февраля 2019 в 01:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД