Ирина Бастрон
«Образовательная программа ДОУ — ориентация на ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
. Школьное обучение
никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Л. С. Выготский
Процесс стандартизации образовательных систем – общемировая тенденция.
На смену Временным (примерным) пришли Федеральные государственные требования, утвержденные приказом Министерства Образования Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года.
Публикация «„Образовательная программа ДОУ — ориентация на ФГОС“» размещена в разделах
ФГТ способствуют стандартизации содержания дошкольного образования. Они достаточно четко разъясняют, какой должна быть образовательная программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать, чтобы дать каждому ребенку адекватный его возрасту уровень развития.
Стандартизация позволяет дошкольному образованию стать частью общей системы образования. Ставится акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет гендерного подхода при организации педагогического процесса, ориентацию на универсальность и интеграцию содержания дошкольного образования, документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования и для учителей начальной школы.
ФГТ соответствуют Концепции дошкольного воспитания, провозгласившей идею самоценности дошкольного периода, и Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
Это положении мы учитывали при составлении основной общеобразовательной программы детского сада. В образовательной программе мы выделили десять образовательных областей в соответствии с требованиями ФГТ.
Наряду с традиционными областями, представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность» весьма условна. Например, область «Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелью, а средством развития навыков общения.
При составлении основной общеобразовательной программы мы учитывали основополагающий принцип интеграции образовательных областей, который станавливает принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу. Весь образовательный процесс происходит по индивидуально - ориентированной программе.
В школах с первого сентября 2011года введены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Данные нормативные документы (Федеральные государственные образовательные стандарты и Федеральные государственные требования) направлены на обеспечение подлинной преемственности двух подсистем образования : детского сада и школы, которая достигается, в первую очередь, за счет преемственности самих программ, условий их реализации и адекватных для каждого возраста результатов освоения.
Поэтому мы старались сохранить такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования, который может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.
Сопоставление основополагающих документов (ФГТ и ФГОС) позволяет нам убедиться в том, что впервые создана реальная нормативная основа. Единые общетеоретические основания и принципы построения образовательной работы с детьми, согласованность и преемственность целей образования, выделение в качестве результатов освоения образовательной Программы интегративных качеств являются основой для начала реализации на практике решения проблемы преемственности.
Исходя из основополагающих положений вышеуказанных нормативных документов, нами были внесены изменения в структуру и содержание основной общеобразовательной программы детского сада «Солнышко».
В структуру образовательной программы, в соответствии с Федеральными государственными требованиями, разработан и включен раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», в котором впервые обозначены планируемые промежуточные результаты освоения детьми программы, описывающие личностные качества, необходимые знания, умения и навыки, а также универсальные предпосылки учебной деятельности на каждом возрастном этапе дошкольного возраста. В данном разделе также описаны планируемые итоговые результаты при выпуске ребенка из образовательного учреждения перед поступлением в школу (портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения, что позволяет воспитателям отслеживать качество организуемой педагогической работы с детьми.
Следует заметить, что портрет выпускника детского сада по основным позициям так же совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги детского сада и школы формируют у детей одни и те же качества личности.
В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий приобретает особое значение.
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника.
В данном направлении мы делаем первые шаги, формируем пакет диагностических материалов, которые помогут оценить качество дошкольного образования в количественном эквиваленте.
Далее представлены фрагменты системы критериев и показателей по которым реально можно оценить уровень готовности ребенка к школе.
Критерии сформированности внутренней позиции школьника таковы:
Критерий Я хочу учиться! (мотивация) Характеризует положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.
Критерий Я готов к познанию! (интерес к новой информации)
Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых, в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии содержательного представления о подготовке к школе.
Критерий Я – субъект детского сообщества! (умение работпать в коллективе)
Предпочтение коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отмены дошкольных способов поощрения (сладости, подарки) (Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер, 1988).
Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:
• умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
• умение сохранять заданную цель;
• умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
• умение контролировать свою деятельность по результату;
• умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
В сфере формирования коммуникативных универсальных учебных действий предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:
• потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
• владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
• желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
• ориентация на партнера по общению,
• умение слушать собеседника.
Важно отметить тот факт, что предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят свое развитие на начальной сту-пени образования, на это указывают данные таблицы, представленные на слайде: мотивация к школе, взаимоотношение со сверстниками, организаторские способности, коммуникативные навыки и взаимодействие с окружающим миром и др.
С целью обеспечения качественного дошкольного и начального общего образования, современные педагоги должны умело подойти к реализации ФГТ и ФГОС. Вместе с тем, педагогические коллективы хорошо осознают, что введение в действие ФГТ и ФГОС является сложным и многоплановым процессом.
Мы надеемся, что проблема преемственности как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена, а это значит, что наши дети полно-ценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.