Приложение МААМ

Обучение условным предложениям учащихся старших классов на уроке иностранного языка

Ирина Апрышкина
Обучение условным предложениям учащихся старших классов на уроке иностранного языка
▼ Скачать + Заказать документы

Наиболее сложным для российских учеников является изучение английской грамматики. Система времен в английском языке и другие грамматические явления отличаются от того, что учащиеся встречают в своем родном языке.

Я хочу поделиться приемами и материалами, которые использую при изучении темы «Conditional Sentences». Я думаю, мои коллеги согласятся с тем, что это одна из наиболее сложных тем, и для того, чтобы учащиеся свободно употребляли в речи три типа условных предложений, требуется долгая и кропотливая работа.

Публикация «Обучение условным предложениям учащихся старших классов на уроке иностранного языка» размещена в разделах

В своей практике я часто использую английские песни, прослушивание которых сопровождаю каким-либо конкретным заданием. Неоценимую помощь в преподавании грамматики оказывает курс (Longman, состоящий из десяти песенок, каждая из которых основана на определенном грамматическом материале.

Знакомство с первым типом условных предложений мои ученики обычно начинают с прослушивания песни.

If you go to Rome

You' ll see the Coliseum.

If you go to London

Maybe you’ ll see the Queen.

If you stay with me

You won’t see anything.

But you’ ll be very happy,

That’s for sure.

If you climb the mountains,

You’ ll be above the noisy crowds.

If you catch a jet plane,

You’ ll be above the clouds.

If you stay with me,

You won’t see anything/

But you’ll be very happy,

That’s for sure.

If you leave me now,

I’ll be sad and lonely.

If you walk away,

I’ll search around for you.

If it takes a year,

I’ll find you, my darling.

And you’ll be very happy,

That’s for sure.

If I make some money,

Will you come and live with me?

If I make some money,

Will you change your mind?

If I ask you nicely,

Will you make a cup of tea?

Then I’ll be very happy,

That’s for sure.

Организовать работу с песней можно по-разному, это зависит от возраста учащихся и их уровня владения английским языком. Можно попросить школьников заполнить пропуски в тексте песни, ответить на вопросы, закончить предложения, найти предложения со структурой If I {you}, I {you} will… Можно раздать ребятам карточки с предложениями из песни и попросить выстроить их в нужном порядке. Цель этих заданий – презентация новой структуры, объяснение ее значения, формы и употребления.

Следующий этап- отработка структуры. На этом этапе задача учителя – обеспечить максимум упражнений для отработки данной структуры с тем, чтобы учащиеся почувствовали уверенность в использовании нового грамматического явления. Учитель контролирует школьников, исправляет ошибки, дает дополнительные объяснения, подсказывает. Можно использовать классические тренировочные упражнения из различных учебников по грамматике. Я чаще всего использую сборник «English Grammar in Use» (intermediate, материалы из Интернета и других источников. Но, как показывает практика, наибольший интерес у ребят вызывают упражнения, основанные на их личном опыте. А где интерес, там и более эффективное усвоение нового материала. Неисчерпаемый источник такого вида упражнений – книги Penny Ur u. Так, например, увлеченно работают ребята с предложениями, получив задание закончить их.

If I go to the USA this summer, I will visit.

If I feel hungry this evening, I will eat …

If I have time next weekend, I will go….

If I have to write a story for homework, I will write about….

If you come to my home, you will see…

If it is cold tomorrow, I will put on ….

Далее задача усложняется :

If we finish early today….

If I quarrel with my parents….

If I lose my keys….

If we get too much homework…

If my friend gets into trouble…

I’ll eat an ice- cream if…

We will be very happy if…

I will be angry with my friend if ,

Will you help me if? И т. д.

Другой очень интересный материал, на котором можно отрабатывать условные предложения первого типа,- это приметы.

If a girl catches the bride’s bouquet after a wedding, she will be the next to marry.

If you break a mirror, you will have seven years bad luck.

If you talk of the devil, he will appear.

If you see a small spider, you will get a lot of money.

If you scratch your left hand, you will give money away.

If you touch wood, your good luck will continue.

If a black cat crosses your path, you will have good luck.{In Britain}.

If a black cat crosses your path, you will have bad luck. (In Russia).

Учащимся могут быть предложены различные виды работы. Менее подготовленным можно раздать карточки: на одних – начала предложений, на других–окончания. Ребятам предлагается объединить обе части предложения в единое целое. С увлечением выполняют это задание дети в группах в форме соревнования.

Более подготовленных учеников можно попросить закончить предложения :

If you see a small spider. Школьники могут предложить самые невероятные варианты, и это всегда вызывает живой отклик у одноклассников. Потом учащиеся сравнивают свои ответы с существующими приметами. После этого я прошу учеников вспомнить другие приметы. Если это вызывает затруднение, ребята получают домашнее задание: найти приметы в книгах, расспросить своих домашних, рассказать о том, есть ли у них свои собственные приметы. (If I get a bad mark, I shan’t be allowed to watch TV in the evening). Таким образом, данная грамматическая структура закрепляется на интересном материале, взятом из жизни. Это позволяет учащимся в дальнейшем успешно использовать условные предложения первого типа в неподготовленной речи.

Аналогично проводится отработка условных предложений второго и третьего типа: сначала – презентация структуры, затем ее тщательная отработка под контролем учителя и, наконец, использование в неподготовленной речи. Мне хочется привести здесь наиболее интересные, на мой взгляд, примеры, упражнения и виды работ, которые можно использовать для отработки и закрепления данного языкового материала.

1. Finish the sentences.

If you asked me out for the meal, I would order…

If I could live anywhere I wanted, I would live…

If I had 20 children, I would be….

If I had a museum, I would collect…

If we were all geniuses…

If you came to visit me…

If I could adopt a wild animal…

I would stand on my head if…

We would all be very ill if…

Our teacher would be delighted if….

Would you become a doctor if…

My father would give up smoking if…

2. Answer the questions.

What if you could become someone else for a day? (Decide who you would choose to be and explain your choice. Make out your schedule for the day.)

What if everything red turned green? (List five ways your life would be affected.)

What if you could be a school principal for a day? { Say what you would or would not do as principal.}

What if you could go back in time? (Name the historical period you would want to visit first and describe an adventure you might have there.)

What if you could snap your fingers and go anywhere you wished? { Coose the places you would like to visit most and say why.}

What if you were elected president of Russia? (Think of five improvements you would try to make.)

What if you were asked to make up five < What if > questions of your own? { Write your five < What if > questions and exchange them with a friend. Answer one another’s questions.}

3.”If they asked me to cut my hair…”.

Это упражнение я заимствовала из пособия «Сreative Grammar”. Задания, содержащиеся в нем, позволяют не только тренировать учащихся в употреблении той или иной грамматической структуры, но и развивать творческие способности школьников. На основе текста (модели, построенного на определенном грамматическом материале, ребятам предлагается создать свой собственный текст.

Model Text

If they asked me to cut my hair

I’d grow it long.

If they told me to tidy up my room

I’d make a mess.

If they ordered me to study harder

I’d burn my books.

But the trouble is

That they leave me alone

and I hate them for that.

Данный текст я прочитываю дважды. Учащиеся внимательно слушают, не делая никаких записей. Затем им предлагается самим воссоздать этот текст письменно. После этого в парах или небольших группах школьники сравнивают свои версии и составляют окончательный вариант, который прочитывается перед всем классом. Если возникнут трудности, учитель может еще раз прочитать текст- модель, записанный на интерактивной доске.

Следующий этап – создание собственного текста на основе текста – опоры;

Skeleton text :

If they asked me … I’d …

I’d … But the trouble is

If they told me … that

I’d … and I …

If they ordered me …

Перед тем, как предложить учащимся создать собственный текст, нужно подготовить их к этому, например, расспросить о том, кто, по их мнению, написал текст – модель (мальчик или девочка, их возраст, какие проблемы их волнуют и т. д.) Затем можно поговорить о том, есть ли аналогичные проблемы у ребят и как они их решают.

4. «Chains of events». (Цепочка событий).

Учитель или ученик предлагает условное предложение любого типа. Затем по цепочке школьники называют результат, к которому приводит действие, описанное в предыдущем предложении, например;

If I go to London, I’ll visit the Tower.

If I visit the Tower, I’ll see ravens there.

If I see ravens there, I’ll take their pictures.

If I take their pictures, I’ll show them to my friends.

If I show them to my friends, …

If I won a car in a lottery, I would learn to drive it.

If I learnt to drive it, I would go to school by car.

If I went to school by car, my friends would envy me.

Очень интересной получается отработка условных предложений третьего типа на материале известных сказок, например;

If Cinderella hadn’t met a Fairy, she wouldn’t have gone to the ball.

If she hadn’t gone to the ball, the Prince wouldn’t have met her.

If the Prince hadn’t met her, he wouldn’t have fallen in love with her.

If he hadn’t fallen in love with her, he wouldn’t have tried to find her.

If he hadn’t tried to find her, …

5.” Looking back” (Оглядываясь назад).

Прошу школьников вспомнить о событиях, которые произошли (или не произошли по каким- либо причинам) в их жизни вчера (год назад, на каникулах и т. д.) и записать их.

Things I regret :

I was rude to my mother.

I didn’t go swimming with my friends

Things I am glad about :

My mother bought a very nice dress for me.

I made it up with my friend.

Потом ребята пытаются представить, что могло случиться, если бы эти события не произошли (произошли).

If I hadn’t been rude to my mother, she wouldn’t have kept me from visiting my friends on Sunday.

If I hadn’t made it up with my friend, we wouldn’t have had such a good time together on the beach. И т. д.

6. “Planning a holiday”

Это задание учащиеся выполняли в конце учебного года, когда все уже думали о лете, о предстоящих каникулах и с нетерпением ждали и того, и другого. Школьникам была предложена такая ситуация; Imagine that one morning you see in your mailbox a letter with the following text : Congratulations! You’ve won a wonderful trip to the Canary Isles,For further details call 926 75 00.

Сначала ребята должны были написать 10 вопросов о предстоящей поездке, которые они хотели бы задать по телефону:

Do I have to pay for the air tickets? How long will the trip last? И т. д. Затем на основе своих вопросов они рассказывали друг другу, о чем бы им хотелось расспросить работников туристической фирмы:

I’d like to find out if I have to pay for the air tickets. I’m going to ask them how long the trip will last. И т. д. И, наконец, ребята обсуждали, при каких условиях они поехали бы на Канарские острова: I would go there if the tickets were free. I would go to the Canary Isles if the trip lasted no less than one week. И так далее. Так новая грамматическая структура естественным образом была включена в ранее освоенный материал (direct and indirect questions). Также мне очень нравится использовать на уроках при изучении условных предложений приметы и стихотворения, взятые из сборника «Mother Goose Rhymes». Вот некоторые из них:

Условные предложения первого типа :

If a rooster crows when he goes to bed

He’ll get up with rain on his head.

If you mend your clothes on your back,

You will leave much money to lack.

If you find even ash, or four-leafed clover,

You will see your love before the day’s over.

If you plant turnips on the twenty-fifth of July,

You will have turnips, wet or dry.

If the oak is out before the ash,

Then we’ll only have a splash.

If the ash is out before the oak,

Then we’ll surely have a soak.

If you wed in bleak November,

Only joys will come, remember.

If you merry in Lent

You will live in repent.

If you wed when March winds blow,

Joy and sorrow you’ll both know.

Условные предложения второго типа :

If all the seas were one sea,

What a great sea that would be!

If all the trees were one tree,

What a great tree that would be!

And if all the axes were one axe,

What a great axe that would be!

And if all the men were one man,

What a great man that would be!

And if the great man took the great axe!

And cut down the great tree,

And let it fall into the great sea,

What a splish-splash that would be!

If wishes were horses,

Beggars would ride,

If turnips were watches,

I would wear one by my side.

And if “ifs” and “ands”

Were pots and pans

There’d be no work for tinkers!

Из этого стихотворения вошло в язык выражение ‘ if ifs and ands were pots and pans’ – «если бы да кабы».

Изучение такой сложной грамматической темы как придаточные предложения разных типов, можно организовать в виде увлекательного процесса, в котором принимают участие все ученики класса. Применение интерактивных технологий на уроках английского языка позволяет учащимся усвоить систему времен в английском языке и другие грамматические явления, отличающиеся от того, что они встречают в своем родном языке. Специально подобранные песни, стихи, упражнения, кроссворды, пословицы и поговорки, тексты, приметы, сказки и диалоги не только украшают уроки, но и делают их более понятными и интересными для ребят, повышают интерес к предмету. Разноуровневые задания позволяют активно работать на уроках не только сильным ученикам, но и слабым, с более низким уровнем знаний. Особенно эффективным является использование личного жизненного опыта детей в процессе обучения. Поэтому я часто спрашиваю учеников о том, как бы они поступили в данной ситуации, интересуюсь их мнением и желаниями. Такая доброжелательная обстановка на уроке, когда учитель и ученик партнеры, друзья, они взаимодействуют, обмениваются информацией, совместно выбирают формы работы, раскрывает творческие способности детей, развивает их фантазию и желание изучать английский язык.

Публикации по теме:

Сценарий диспута «Спор о вреде курения» для учащихся старших классов «Спор о вреде курения» возраст (14–16 лет) Цель: - Показать учащимся пагубное воздействие никотина на организм человека, развеять миф о.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Консультация для учителей английского языка «Изучение иностранного языка интереснее, когда легко запоминается новая лексика» Введение Не секрет, что изучение иностранного языка – это трудоемкий процесс и для качественного осуществления коммуникативной деятельности.

Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов «Когда поют солдаты» Литературно-музыкальная композиция «Когда поют солдаты» Учитель: Кудрявцева Лидия Ивановна Цель: ознакомление с песнями самодеятельных.

Прохождение краеведческого веб-квеста «Памятники города Сосногорска». Проект учащихся старших классовПрохождение краеведческого веб-квеста «Памятники города Сосногорска». Проект учащихся старших классов Цель нашего веб-квеста - развитие навыков исследовательской работы, воспитание у школьников патриотических чувств и умения работать с информацией.

Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся старших классов Л. М. Ахремкина Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №26» г. Дзержинск Нижегородской области Если говорить о.

Сценарий школьной агитбригады для учащихся старших классов «ЗОЖ» Молодежь (песня Трофима) 1. Мы не сделали революции Да мы знаем, что это сложно. Мы изменим нашу жизнь к лучшему, Мы – Россия, мы это.

Сценарий мероприятия «Всемирный день ребенка» для детей старших групп и учащихся начальных классовСценарий мероприятия «Всемирный день ребенка» для детей старших групп и учащихся начальных классов Сценарий мероприятия «Всемирный День Ребенка» для детей старших групп и учащихся начальных классов. Участники: дети и воспитатель детского.

Театрализация на уроках иностранного языка как незаменимый ресурс преподавания «Театрализация как незаменимый ресурс преподавания иностранных языков» «Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, – это уже.

Театрализованная игровая программа для учащихся старших классов «Галерея гоголевских портретов»Театрализованная игровая программа для учащихся старших классов «Галерея гоголевских портретов» Действующие лица и исполнители 1 Ведущая 2 Оксана 3 Солоха 4 Чуб 5 Кум 6 Хлестаков 7 Цыганка 8 Шинкарка 9 Ткачиха 10 Переперчиха 11.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение условным предложениям учащихся старших классов на уроке иностранного языка
Опубликовано: 18 декабря 2014 в 15:17
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение условным предложениям учащихся старших классов на уроке иностранного языка» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Апрышкина (УИ 288515) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД