Получи документы

«Обычаи и традиции дагестанского народа»

Темаева Мадина
«Обычаи и традиции дагестанского народа»

Традиции и обычаи даргинцев

Свадебная обрядность даргинцев включала получение согласия на брак, сватовство, сговор, обручение, пребывание в «другом доме». Обряды приобщения новобрачной к новой семье и хозяйству содержали: ввод в общую семейную комнату, первый выход за водой к сельскому роднику, возвращение домой.

В воспитании детей большое место занимало приучение с малых лет к занятиям взрослых:мальчик - это будущий воин, девочка - будущая хозяйка-мать. Отмечался праздник совершеннолетия, во время которого согласно обычаю юношу опоясывали кинжалом, девушка надевала хранимое в сундуке «взрослое украшение бабушки».

Публикация «„Обычаи и традиции дагестанского народа“» размещена в разделах

Наиболее торжественно даргинцы отмечали праздник первой борозды, знаменовавший собой начало нового сельскохозяйственного года и справлявшийся весной, в пору пробуждения природы. До этого праздника никто не имел права выйти на пахоту, а тот, кто нарушал традицию, платил штраф. Основа торжества - обрядовая запашка поля. Важное место в ритуале занимали магические приемы. Главным пахарем выбирали наиболее везучего, уважаемого человека, чтобы урожай был изобильным. Он надевал шубу, вывернутую наизнанку, что выражало пожелание богатого урожая: «Как густа шерсть у шубы, пусть так же густо вырастет урожай». Пахаря обливали водой, чтобы не было засухи.

Традиционным является праздник весны, который и в настоящее время очень красочно отмечается в селении Кубачи. Основные участники торжества - молодые люди. На этом празднике юноши присматривают себе невест.

Девушки особенно тщательно готовятся к празднику, шьют новые платья, вышивают белые покрывала. Важным условием участия в празднике является благополучие семей аула. В случае несчастья в какой-нибудь семье на праздник не выходят. Состояние погоды также играет существенную роль. Если погода туманная, дождливая, праздник откладывается.

Торжество начинается рано утром. Сигналом к началу праздника служит красный платок, который выстилается на горе, расположенной напротив аула. О начале торжества юноши оповещают выстрелами из ружей. Главная цель участников - дойти до дальнего родника. Девушки берут с собой начищенные до блеска медные кувшинчики, чтобы принести родниковую воду домой. У источника танцуют, молодые люди собирают цветы. Один из самых торжественных моментов - возвращение молодежи и встреча с жителями села. Здесь устраиваются совместные танцы.

Обрядовый праздник сорокового дня весны некогда был связан с торжественным шествием жителей к источнику за водой «от сглаза». Ее приносили домой для стариков, больных. Люди хотели приобщиться к чудодейственной, магической силе воды, которая, по их представлению, особенно усиливалась во время весеннего пробуждения природы.

Одним из древнейших был праздник урожая, совпадающий с окончанием полевых работ. Основа торжества - совместная трапеза, после которой организуют танцы и игры. Народный даргинский фольклор богат преданиями, легендами, сказками, пословицами и поговорками, героическими песнями и балладами.

Даргинские свадьбы - не только веселье, но и дань уважения предкам. Сразу после ЗАГСа молодые посещают мечеть, а потом приходят в дом к родителям с поклоном и словами благодарности. Раньше даргинские свадьбы праздновались так, что женщины и мужчины сидели за разными столами. Сегодня эту традицию соблюдают не все. После совершения всех положенных обрядов начинается обычное современное веселье.

Приметы и суеверия на свадьбу. Даргинцы считают, что чем больше людей почтят молодых своим присутствием на свадьбе, тем полнее будет их достаток и счастливее семейная жизнь. Мужчины, танцующие с невестой, должны осыпать ее золотом: так они желают счастья новой семье.

Кумыкские обычаю и традиции

Одним из самых радостных событий было рождение детей. Многодетность рассматривалась как признак семейного благополучия. Особенно торжественно отмечалось рождение мальчиков. Еще до рождения свекровь готовила младенцу одежду, пеленки, люльку. Считалось, что роженицу и новорожденного очень легко «испортить», поэтому в комнату, где она находилась, не допускались посторонние. Главным врагом рожениц считали злого духа - женщину огромного роста с распущенными волосами. Поэтому во время родов в помещении,где находилась роженица,закрывали все окна и двери. О рождении ребенка сначала сообщали свекрови, потом другим членам семьи. Женщину кормили специальным кушаньем из пшеничной муки с медом и виноградом. Принято было снимать с головы отца новорожденного папаху, которую тот был обязан выкупать. Поздравлять семью с рождением ребенка приходили родственники и соседи. Через неделю после рождения младенца укладывали в люльку и давали ему имя. На этой церемонии присутствовали только женщины. В люльку ставили миску с мукой как пожелание того, чтобы младенец дожил до глубокой старости, когда его волосы станут белыми, как мука. Имя выбиралось на семейном совете. Обычно младенца нарекали именем умершего родственника или кунака. Первой имя называла бабушка. До определенного возраста детей отцы участия в их воспитании не принимали, не принято было проявлять и свои родительские чувства. Даже мать при посторонних не должна была ласкать детей.

Лезгинские обычаи и традиции

Почитание старших.О степени воспитанности человека в лезгинском обществе принято было судить прежде всего по его отношению к старшим; воспитанный человек относился к ним с большим уважением и предупредительностью. При этом высокое уважение к старшему выражалось независимо от его социального положения, национальной принадлежности.

Нормы поведения людей по отношению к старшему свидетельствуют о высоком уровне массовой культуры народа. Эта система ценностей, созданная коллективным разумом наших предков, которой нынешнее поколение не может не дорожить. Эти добрые традиции соблюдаются ныне теми, кто будучи вполне современными людьми, сохранили в то же время добрые традиции прошлого, выделяющие их из окружения и делающие приятными и желанными в обществе.

Важнейшая форма проявления уважения к старшему у лезгин — приветствие. Встречаясь с лезгином, особенно старшим, вы обязательно должны поздороваться с ним первым. Всякий уважающий себя лезгин считал себя обязанным встать при появлении старшего, независимо оттого, знает он его или нет. Этикет требовал встать, уступить старшему место и не садиться до тех пор; пока человек, появление которого почтили вставанием, в свою очередь не попросит всех поднявшихся с мест не утруждать себя и сесть на свои места. Как бы младшего по возрасту ни просили, он не должен сесть раньше старшего из присутствующих. "Вас будут упрашивать, сажать насильно, но беда, если Вы поддадитесь:Вас сочтут за невежду. Поэтому Вы должны отговариваться и почтительно стоять. Этикет не позволял садиться рядом со старшим, а чуть поодаль, желательно на более отдаленной и низкой скамье. Молодой человек никогда не позволял себе в присутствии старших держать руки в кармане, сидеть вразвалку, расставив ноги, или положив ногу на ногу, словом, выбирал наиболее скромную позу.

В присутствии старшего младшие должны были слушать его молча, не следовало начинать разговор раньше него, вставлять свое слово в разговор старших, прерывать речь старшего, быть многословным, выпить лишнего.

Этикет не позволял пересекать дорогу старшем, входить раньше него в помещение. Порядок прохождения по старшинству соблюдался не только в домашних условиях, но и в пути. Когда младший едет со старшим, он непременно должен держаться с левой стороны. Если путников трое, то они идут в таком порядке: старший идет посередине, средний — с левой стороны, а младший — с правой. Старшему подавали огонь, если он курил; прикурить у старших не просили и вообще при них не курили. Когда старший произносил речь или тост за столом, младшие выслушивали его стоя и в абсолютной

тишине. Малейшее желание старшего следовало предугадать и предупредить, услуживать ему: младший знал свое место в обществе, в пути. Всякое непочтение к старшим осуждалось общественным мнением, считалось постыдным, роняющим достоинство человека. При старших не было принято говорить о любви, о женщинах, о своих детях. Совершенно исключались нецензурные и непристойные слова.

Наши предки отличалисьдолготетием.Главная причина заключалась в том, что старики у нас не чувствовали себя ни дома, ни в обществе лишними людьми или тягостной обузой, а наоборот, вполне сознавали свою полезность, что содействовало их моральной и физической стойкости и выносливости. Такая забота и внимание вселяли в них уверенность, содействовали долголетию.

Старшие руководили трудовыми процессами, выступали поручителями и соприсяжными на народных судах, консультантами по свадебным и похоронно-поминальным обрядам; они же в дни народных праздников произносили молитвы. Они жили активной жизнью. До конца своих дней оставались главами своих семейных коллективов, с ними советовались. В целом старший пользовался непререкаемым авторитетом.

Даже если сказанное старшим было неправильным, никто не позволял себе резко прерывать его. В большинстве случаев жизненный опыт и знания старшего часто не только не противоречили, но, наоборот, содействовали воспитанию духовно здорового поколения. Пренебрежение части молодежи мнением и советами старших, бездумное подражание ложно понятой европеизированном культуре и новациям ничего хорошего нам не принесли, а вреда — больше чем достаточно.

Как показала жизненная практика, любовь и уважение, детей к отцам, к человеку старшего поколения является одной из лучших этикетных норм лезгинского народа. Младший обязан оказывать старшему уважение, внимание и помощь. Самые почетные места за столом, самые почетные части мяса — старшим, прежде всего за их здоровье поднимали тосты. Со своей стороны и старший по отношению к молодым должен был вести себя в высшей степени корректно, тактично, не злоупотреблять своим положением старшего.

Умудренный опытом старший хорошо понимал свои права и обязанности, соблюдаемые вековой традицией, старался соответствовать им, прилагал усилия, чтобы преждевременно не одряхлеть, держаться на уровне, быть опрятным и подтянутым. Отношения старшего к младшему, и наоборот, младшего к старшему регламентировались обычным правом, которое обе стороны соблюдали весьма строго.

В настоящее время, когда наше общество повернулось лицом к национальной культуре, возрождение к жизни выдержавших испытание временем норм поведения, связанных с уважением к старшему по возрасту, — дело первостепенной важности

Рождение ребенка.Рождение ребенка, тем более первенца, считалось большим событием в семьях народностей лезгинской группы. Рождение его, особенно мальчика, несколько освобождало женщину от тяжелых обязанностей и давало ей заметные права. В честь рождения сына устраивали большой пир, в коем принимали участие все родственники, которые высказывали пожелания, чтобы в будущем «он имел много детей, долго жил и стал стариком». При рождении девочки желали, чтобы она была счастливой,

стала бабушкой, но чтобы была последней.

Во время беременности женщина не пользовалась специальным уходом и продолжала вести обычный образ жизни до самых родов, освобождаясь лишь от тяжелой физической работы. Ее желание охотно выполняли. В суеверных семьях к одежде беременной пришивали талисманы «хайклы» - обереги. Роды происходили в комнате, на земляном полу, в самой примитивной обстановке.

При родах ей помогала «генечи» (по-лезгински, «гана-баб» (по-табасарански) - бабка-повитуха. У части населения было распространено поверье, что беременную женщину окружают вереницы злых духов, старающихся погубить ее. Будучи бессильными оказать роженице реальную помощь,бабки-повитухи в трудных случаях прибегали к разного рода магическим средствам. Они развешивали в комнате роженицы «хайкелы» (амулеты, развязывали веник, надеясь этими приемами изгнать злые силы, лезгины верили в существование злого духа «Ал-паб», который, якобы, приносил страдание роженице. При трудных родах стреляли из ружья. Рождение мальчика считалось большим событием в жизни семьи и всех сородичей. Новорожденного мыли, пеленали и только после этого клали к матери. После родов роженицу кормили специальной ритуальной пищей «хешил», а также халвой. Все родственницы и соседки приходили навещать роженицу и ребенка. Они приносили с собой угощение и подарки. По обычаю при родах жены муж уходил из дому. При рождении мальчика родственник или сельчанин торопился обрадовать отца ребенка. Первый, кто успевал сообщить о рождении сына отцу, получал от него деньги или даже целого барана. В честь новорожденного сына-первенца родители раздавали наиболее уважаемым родственницам подарки, а через три дня готовили национальные блюда и угощали гостей. На торжество приглашалась и бабка-повитуха, принимавшая роды, которую наделяли подарками, а родственницы новорожденного старались поддерживать с ней хорошие отношения. Первые несколько дней ребенок лежал в постели у матери. Когда мать поднималась и принималась за работу, ребенка пеленали и клали на спину в специальную детскую национальную люльку «кьеб». К люльке подвешивали «хайкелы» (амулеты) от «дурного глаза», под подушку клали нож, ножницы и т. д.

Чеченские обычаи и традиции

В семейном кругу

«Отношение к старшим». Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях.

Обычно родители живут вместе с одним из сыновей. Утром хорошая сноха свою работу по хозяйству начинает на половине стариков. Только после этого она приступает к другим делам. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего идут к родителям, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами.

Не только сын, дочь, но и другие члены семьи, в том числе и внуки, проявляют заботу о стариках. Деда по - чеченски называют «большой отец», а бабушку чаще всего - «мама». Дети могут порой ослушаться, не выполнить просьбу отца или матери, и их за это простят. Но совершенно недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей. Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения - значит продемонстрировать плохое воспитание. Традиция не допускает употребления спиртных напитков в присутствии родителей или любых старших родственников. Нельзя также разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя.

Если родители не живут с одним из сыновей, то дети подчеркнуто внимательны по отношению к ним: например, лучшие продукты постоянно относятся в дом родителей. В сельской местности, как правило, для стариков ставят во дворе отдельный домик. Это давний обычай: там старшим в семье создают максимально комфортные условия для жизни, соответствующие их потребностям и возрасту.

«Родственные обязанности». Чеченские семьи в большинстве своем многодетны. Кроме того, в одном дворе или в одном селе нередко живут со своими семьями несколько братьев. Веками складывались правила родственных взаимоотношений. В общих чертах, они таковы.

Конфликтные ситуации, ссоры женщин, детей и тому подобное разрешает старший во дворе мужчина или женщина.

Мать детей, если их обидели, никогда не должна жаловаться мужу. В крайнем случае, она может обратиться к любому родственнику мужа. Хотя считается правилом хорошего тона вообще не обращать внимания на детские обиды, ссоры, слез.

Чеченские дети знают, что именно дядя с готовностью откликнется на любую их просьбу и поможет. Он скорей откажет в чем-то своему ребенку, но без очень серьезных оснований никогда не оставит безответной просьбу детей своих братьев и сестер.

Правила родственных взаимоотношений предполагают обязанности младших перед старшими, и наоборот. На старшее поколение возложена ответственность за укрепление семейных уз. Родители должны поддерживать атмосферу согласия и взаимопонимания в семьях сыновей. При этом особая корректность требуется по отношению к невестке. Так, свекр обязан быть крайне деликатным по отношению к женам своих сыновей: в их присутствии нельзя употреблять спиртное, браниться, нарушать принятую в чеченской семье форму одежды.

«Честь семьи». У чеченцев принято относить как заслуги, так и недостатки отдельного человека на счет всей его семьи. Неблаговидный поступок заставит многих родственников "почернеть лицом", "опустить голову". А о достойном поведении говорят обычно: "Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать" или: "Сын такого отца не мог поступить иначе".

Воспитывая детей в духе семейных традиций, чеченцы прививают им качество «яхь», которое имеет значение здорового соперничества - в смысле «быть лучше всех». Наставления старших звучат примерно так: «У тебя должен быть яхъ. Ни в коем случае ты не должен быть хуже своих товарищей. Не давай в обиду слабого, кто бы он ни был, и сам никого первый не обижай».

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Консультация  «Рождественские обычаи и традиции в России» Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах Рождество.

Консультация «Традиции и обычаи казаков» Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются.

Материал для бесед с детьми «Праздник «Сретение»: обычаи, традиции, народные приметы»Материал для бесед с детьми «Праздник «Сретение»: обычаи, традиции, народные приметы» Актуальность Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания зачастую утрачивается историческая преемственность.

Народный праздник Зажинки. История, обычаи и традицииНародный праздник Зажинки. История, обычаи и традиции День Казанской иконы Божией Матери празднуют дважды в год: летом 21 июля — в память явления иконы в Казани, и 4 ноября — в благодарность.

Праздник «Святая Троица». История, обычаи и традицииПраздник «Святая Троица». История, обычаи и традиции Роща юная, белоствольная На заре росою умоется, Звоны слышатся колокольные – Воскресенье святое - Троица! Звоны чистые, колокольные Разливаются.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции русского народа «Русская осень» в 1–4 классах МАОУ оош с. Быков Отрог Внеклассное мероприятие: Обычаи и традиции русского народа. «Русская осень». МАОУ ООШ с. Быков Отрог 1 - 4 классы.

Материал для бесед с детьми «Все о Пасхе: обычаи, традиции, стихи, народные приметы»Материал для бесед с детьми «Все о Пасхе: обычаи, традиции, стихи, народные приметы» КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ПАСХЕ. Дети готовятся к празднику светлого воскресенья вместе с родителями: красят яйца, расписывают их, пекут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Обычаи и традиции дагестанского народа»
Опубликовано: 18 января 2020 в 19:01
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД