Вера Гутенко
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Обыкновенное чудо»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Образовательные:
Расширять представления детей о предметах окружающего мира: строения, и свойства яйца;
Способствовать формированию навыков исследовательского поведения через участие в проведении серии экспериментов и наблюдений.
Развивающие:
Продолжать развивать мышление, умение высказывать свои предположения, делать простые выводы;
Расширять словарный запас.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Обыкновенное чудо“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Воспитывать познавательный интерес, коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в микрогруппе;
Воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь.
Материал:
1. Магнитофон, аудиозаписи, мультимедийная установка.
2. Политическая карта мира.
3. Большая мягкая игрушка – динозаврик.
4. Два куриных яйца (вареное и сырое, два подноса.
5. Яйца сырые, подносы и салфетки по количеству детей.
6. Пол-литровые банки, наполовину наполненные чистой водой.
7. Емкости для соли, столовые ложки по количеству детей.
8. Фломастеры, листы бумаги, картинки птиц и рептилий по количеству детей.
9. Гнезда птиц и рептилий
10. Яйцо динозавра, изготовленное в технике папье-маше.
11. Два микроскопа
12. Заготовки для открыток-подарков (скорлупа яичная разных цветов, клей, кисточки)
Дети заходят в зал.
Воспитатель Ребята, поздоровайтесь с гостями и динозавриком Дино. Он тоже будет сегодня у нас в гостях. – А мы с мамой сочинили стихотворение про динозаврика. Данил П. подходит к динозавру и читает стихотворение.
Ребята, давайте определим сколько частей в слове «динозавры» (прохлопывают, а в слове динозаврик – тоже четыре.
Дино очень грустный, потому что одинокий. Как быть? (Ответы детей – давайте мы будем его друзьями, надо помочь Дино найти ему друга, другого динозаврика и т. д.)
Дети, кого можно назвать другом? Пословицы о дружбе.
Но Дино даже не знает кто он такой. Может вы, ребята, расскажите.
Ребенок Дино – динозавр. Динозавры жили на нашей планете много миллионов лет назад. В переводе с латыни динозавр означает «ужасный ящер». Науке известно много видов динозавров. Они отличались друг от друга внешним видом, окраской, величиной, средой обитания, т. к. некоторые динозавры могли, по мнению ученых, длительное время находиться под водой. Они были все разные: травоядные и хищники. А сейчас динозавров нет. Они все вымерли.
Воспитатель Дино очень рад, что узнал кто он и хочет с вами поиграть.
Игра.
Вот динозаврик отдыхает
В дремучей чаще древней,
Плечами грустно пожимает:
«Нас больше нет на свете».
Он ищет друга справа, слева,
В высоком небе и в траве.
И вот пришел он очень смело
За помощью к тебе, ко мне.
Да, ребята, это очень трудная задача – найти динозаврика, и поэтому Дино дает нам в помощь вот этот сундук, в котором мы будем находить подсказки. Итак, Дино пусть посидит пока, а мы начнем наши поиски.
Посмотрим, что же в сундуке. (Сверху лежит записка, в ней загадка. Кто-нибудь из детей читает).
Может разбиться,
Может и свариться,
А может и в динозаврика превратиться.
Что означает эта подсказка? (Может нам надо искать не самого динозаврика, а яйцо) С первой подсказкой мы справились. Что еще есть в сундуке? Помогите мне, пожалуйста. (Дети достают из сундука корзинку с двумя одинаковыми яйцами).
Могут ли из них вылупиться маленькие динозаврики? (Нет. Из них никто не может вылупиться, потому что нет условий: для этого нужна забота и определенная температура).
Посмотрите на них внимательно и скажите, может они чем-то отличаются? (одинаковые)
Да, внешне они одинаковые, но внутри разные. Каким образом они могут быть разными внутри? (Одно из них вареное, а другое – сырое).
Верно. Но как распознать, какое вареное, а какое сырое не разбивая из? Оказывается, есть очень простой способ, при котором не надо разбивать яйца. Надо раскрутить его: если яйцо крутиться медленно – сырое, а если быстро и легко – вареное. (Вызвать двоих детей, они крутят). Сейчас проверим свои предположения.
(Саша разбивает сырое яйцо. Взять скорлупу) а Славик почистит вареное яйцо (вытереть руки салфеткой)
Из чего состоит яйцо? (из скорлупы, белка и желтка)
Можно ли пить сырые яйца? (Нет)
Давайте рассмотрим скорлупу под микроскопом. Что вы увидели? (На скорлупе точечки) Точки – это поры, через которое яйцо дышит, но также через эти поры в яйцо могут проникнуть бактерии сальмонеллы, которые опасны для человека. И человек может заболеть страшной болезнью – сальмонеллезом. Так к какому выводу мы пришли? ( Дети: есть можно только вареные яйца)
Ребята, а кто вылупляется из яйца? (Ответы) Я предлагаю поиграть в игру «Найди гнездо»
Да, но здесь яйца динозавра не оказалось. Не расстраивайся, Дино. Давайте нарисуем друзей для Дино. Дети ложатся по кругу, у каждого лист бумаги и фломастер неповторяющегося цвета. По сигналу восп-ля начать рисовать динозаврика, через 10 сек. Опять по сигналу прекратить рисовать и передать свой лист лежащему справа. На новом листе дорисовать фрагмент и передать свой лист лежащему справа. И так до тех пор, пока до ребенка не дойдет его первоначальный лист, который он узнает по цвету фломастера.
Отдавайте динозавриков Дино, чтоб ему не было скучно, а мы продолжим поиски. Нам нужна следующая подсказка. Посмотрим, что еще есть в сундуке. Помогите мне. Снова яйца? Наверное, мы с вами узнали еще не все о яйце. (Воспитатель достает разные по цвету и величине яйца по количеству детей)
Для начала давайте определим, какие они – вареные или сырые.
Опыт «Раскрути-ка»
Интересно, что произойдет с яйцом, если положить его в обычную пресную воду? (Дети высказывают предположения) Сейчас проверим! Кто же из вас оказался прав – утонет или не утонет яйцо? (Яйца опускают в банку с чистой водой, они тонут.)
Да, они утонули, опустились на самое дно. Почему? (Дети высказывают предположения).
А сейчас достаньте яйцо из банки и положите на салфетку. Я предлагаю добавить соль в пресную воду. Пусть каждый из вас положит в свою банку с чистой водой по три полные столовые ложки соли и тщательно размешает до полного растворения соли. Но сначала скажите технику безопасности при работе со стеклянной посудой. Дети, надо размешивать быстро, но аккуратно, не бить по стеклу, т. к. оно очень хрупкое.
Какой станет вода, когда растворится в ней соль?
А где в природе встречается такая соленая вода, что ее даже пить нельзя? (Кто первый размешает, подойти к карте и показать моря или мертвое море)
Опыт «Зависшее яйцо»
Последовательность проведения опыта :
- наполнить банку до половины пресной водой, опустить в нее сырое яйцо;
- добавить в воду 3 ст. л. соли, хорошо перемешать;
- положить в банку то же самое яйцо. Оно зависнет в воде.
Яйцо всплывает в соленой воде из-за плотности воды. Плотность воды зависит от растворенных в ней веществ. Соленая вода тяжелее обычной водопроводной.
Итак, погружаем яйцо в соленую воду. Что происходит?
Вывод: В соленой воде яйцо не тонет, а в обычной тонет.
Подсказка использована. Но как оказалось, среди этих яиц тоже нет яйца динозавра. Не переживай, Дино, мы продолжаем поиски.
Что же еще есть в сундуке? Это карта! Может она поможет нам разыскать место, где водятся динозавры? Здесь нарисован…Остров с необычными растениями из другого времени. Ведь динозавры жил на земле очень давно. На чем можно отправиться на этот остров? (Ответы детей)
Я предлагаю всем отправиться на машине времени (повернуть доску). Давайте выберем нужную эпоху на ленте времени и прикрепим наших динозавриков – это будет ориентир, куда мы должны отправиться. И, конечно, возьмем с собой Дино на его родину. Возьмите кресла и занимайте места. На что похожи ваши кресла? (Ответы детей – на геометрические фигуры)
Итак, отправляемся! (звучит космическая музыка, занавес открывается)
Открывайте глаза, мы на месте. Мы на острове в океане, где обитают динозавры, поэтому ведем себя тихо, чтобы не разбудить динозавров. Давайте и мы превратимся в хищных и травоядных динозавров.
Покружись, повертись,
В динозавра превратись.
Игра малой подвижности «Хищные и травоядные»
Дети начинают движение по кругу. По команде воспитателя «Хищники!» дети-хищники принимают позу нападения и угрожающе рычат, а дети-травоядные приседают на корточки и замирают. По команде «Травоядные!» дети-травоядные имитируют движения динозавров, поедающих корм (т. е. вытягивают шеи, встают на носочки, а дети-хищники замирают в позе нападения.
Покружись, повертись
И в ребяток превратись.
Что-то мы заигрались, а Дино опять загрустил. Где же нам найти яйцо. Давайте еще раз внимательно посмотрим на карту. Здесь что-то написано в самом углу мелкими буквами. (Опустить чистый угол карты в воду)
Опыт «Тайная записка»
Последовательность проведения опыта :
- окунуть один лист в воду;
- положить сухой лист на мокрый и написать записку. Она отпечатается на мокром листке. Высушить мокрый листок – надпись исчезнет;
- снова намочить листок – надпись появится.
Почему буквы стали видимыми? Из-за давления, которое оказывает стержень ручки на бумагу, волокна бумаги разрушаются. Будучи смоченными, волокна не позволяют свету проходить, становятся видимыми.
На карте появилась еще одна запись.
«То, что ищете, среди зарослей папоротников»
Дети находят яйцо. Отдайте яйцо тому, кому оно принадлежит по праву – Дино. Когда-нибудь из него обязательно вылупится маленький динозаврик – друг для Дино. А мы давайте для Дино, в память о нашей встрече, сделаем открытки из яичной скорлупы.
Дети выполняют работы. Слышится треск. Что это? Кажется яйцо трескается. Поможем выбраться маленькому динозаврику на белый свет. Вот и появился маленький друг для нашего Дино. Подарите открытки Дино и его другу. А нам пора отправляться домой.
Под музыку дети выходят из зала.