Папки-передвижки

Одаренные дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Подходы и перспективы работы

Екатерина Дорофеева
Одаренные дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Подходы и перспективы работы

Одарённые дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, которые, по мнению образовательной и медицинской систем, превосходят уровень интеллектуального и творческого развития других детей своего уровня и диагноза.

Некоторые особенности одарённых детей с ОВЗ :

-не гармоничность развития; трудности адаптации; незрелость мотивации учебной деятельности; сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Выявление одарённых детей начинается уже в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, и продолжается на каждом образовательном этапе жизни ребёнка. Сегодня в России растёт интерес к решению проблемы обучения одарённых детей с ограниченными возможностями здоровья в естественной для них микросреде – в среде их «нормальных» сверстников. Ведь завтра таким одаренным детям с ограниченными возможностями здоровья придётся жить и работать не в каком-то закрытом обществе, а среди обычных людей. Политика государства определила особую важность проблематики одарённости детей, в том числе и одаренным детям с ограниченными возможностями здоровья. Определение одаренности ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей. Признаки одарённости – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. При работе с такими детьми необходимо учитывать следующие принципы: - у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.

Публикация «Одаренные дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, Подходы и перспективы работы» размещена в разделах

В России, как и во всем мире, есть опыт обучения по интегративным программам, в детских садах это специальные коррекционные группы. Плюсом таких групп является индивидуальный подход к детям с особыми образовательными потребностями, но есть и минус, это, как следствие, исключение детей с ограниченными возможностями здоровья из культурной и социальной жизни образовательного учреждения посредством выделения «особых» групп в детском саду.

По этой причине, от модели “интеграции” стали переходить к идее “инклюзии” – совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями. Такой вид обучения в детском саду позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья легче влиться в детский коллектив на раннем этапе обучения, подготовить общество к принятию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также обеспечить родителей консультативной поддержкой и максимально приблизить образовательное учреждение к месту проживания ребенка. Хотелось бы поделиться опытом развития художественно творческих способностей воспитанника с нарушением слуха. Основным элементом любой творческой деятельности, является воображение. Поэтому изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения воспитанников. А развивается эта способность особенно интенсивно в возрасте от 3 до 7 лет. И если этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Воображение воспитанника с нарушениями слуха имеет свои особенности. Среди исследователей, занимающихся изучением изобразительной деятельности детей с недостатками слуха, следует отметить М. Ю. Рау. Изобразительное творчество - это одно из основных средств самовыражения, помогающее осуществить самоидентификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств. Задача воспитателя- бережно относиться к детскому творчеству. Важной особенностью является то, что глухота негативно влияет на развитие творческого воображения:

-ограничение общения со слышащими сверстниками и взрослыми лишает детей с нарушением слуха необходимого объёма информации (их представления менее полные и точные чем у слышащих сверстников) и знаний приёмов реконструкции имеющихся представлений;

-возникают трудности в приобретении жизненного опыта, в развитии познавательных процессов;

-эти дети с трудом овладевают обобщающим значением слов, их речь формируется замедленно, что тоже влияет на уровень творческого воображения.

Это своеобразие отражается и на изобразительной деятельности детей. Отмечается, что дети с недостатками слуха при восприятии объекта вычленяют и сохраняют в памяти меньше признаков, чем слышащие. Когда у этого ребенка начали проявляться способности в рисовании, я для себя отметила, что я не думаю о нем как о ребенке с ограниченными возможностями. Глухие люди — это просто сообщество с другим языком и способом общения. С помощью своих рисунков он хотел донести то, что невозможно донести голосом : мысли, понимание мира, мечты. Занятия по изобразительному искусству для него были самыми любимыми. Для работы с этим ребенком, мне пришлось прибегнуть к консультациям со специалистами и в какой-то степени заняться самообразованием. Наиболее подходящим я посчитала метод индивидуальной поисковой деятельности. Если воспитанникам группы давались задания, направленные на формирование умения передавать форму частей предмета, цвет, строение и пропорции, этому ребенку предлагалось использовать нетрадиционные техники для развития изобразительных умений. Наиболее доступными для детей с нарушениями слуха являются следующие нетрадиционные техники изображения: рисование пальцами (или «пальцевая живопись», техника оттиска (выполняется с помощью разнообразных штампов, техника «коллаж» и техника «тычок жёсткой кистью». К достоинствам перечисленных художественных техник относятся простота исполнения, яркость и фактурность материала, использование доступных для понимания и воспроизведения ребёнком изобразительных средств.

Индивидуальные занятия позволяют педагогу определить уровень художественных способностей каждого ребёнка, уточнить и дифференцировать направления коррекционно-развивающей работы по формированию технических умений и навыков, развитию интереса, как к процессу, так и к результату изобразительной деятельности. В этот период посещения занятий по изобразительному искусству, мы с родителями стали наблюдать определенные успехи у ребенка. У ребенка сформировался особенный внутреннего мир:

– повышенная эмоциональная отзывчивость;

– острота видения;

– глубина художественных впечатлений, обусловленная их новизной;

– искренность, правдивость, содержательность, яркость, красочность, воспринимаемых и создаваемых образов;

– стремление к экспериментированию при эстетическом восприятии мира.

Несколько раз в группе устраивались выставки тематических рисунков ребенка «Веселое лето», «Золотая осень», «День победы» и др. Была проведена работа по участию рисунков ребенка во Всероссийских конкурсах детского рисунка «Рисовать, как всем известно, очень-очень интересно!»; в Международном конкурсе детских рисунков и поделок «Рисуй и Твори» и др. На этом этапе (5 лет ребенку) потребовалось более активное участие родителей. Мыс родителями подключили к оценке творческих работ ребенка специалистов. Начиная с 5 лет ребенок стал заниматься в Доме детского творчества Рудничного района в студии «Рисунок. Живопись. Композиция»

При правильном руководстве изобразительной деятельностью, она может быть одним из средств личностного развития одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, так как в процессе деятельности развиваются активность, инициативность, формируются элементы самооценки, развивается эмоциональность восприятия окружающего мира.

Таким образом, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных учреждениях – это сложный и многогранный процесс, который требует комплексного подхода. Он должен включать в себя организацию специальных условий для обучения, разработку адаптированных программ, использование специализированного оборудования и постоянное взаимодействие с семьей ребенка. Важно, чтобы образовательная система была готова предоставить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья возможность для развития и социальной интеграции, что позволит ему стать полноценным членом общества.

Литература:

1. Дроздова Маргарита «Методика обучения дошкольников работе с цветом» (из опыта работы); LAP LambertAcademic Publishing - М., 2021.- 458 c.

2. Лыкова И. А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду "Цветные ладошки"; Цветной мир - М., 2021. - 313 c.

3. Нищева Наталия Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию; Детство-Пресс - М., 2024. - 981 c.

4. Пяткова Л. П. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании. Развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности; Учитель - М., 2000. - 636 c.

5. Речицкая Е. Г. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе; Владос - М., 2023. - 847 c.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Одаренные дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Подходы и перспективы работы
Опубликовано: 4 июля 2025 в 11:33
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Одаренные дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Подходы и перспективы работы» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Дорофеева (УИ 667026) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных