Приложение МААМ

Описание системы работы педагога-наставника

Анжелла Шепенева
Описание системы работы педагога-наставника
▼ Скачать + Заказать документы

«Описание системы работы педагога-наставника»

Шепеневой Анжеллы Николаевны, старшего воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Актуальной целью профессиональной деятельности педагога-наставника в соответствии с современными федеральными документами (ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.10. 2013 г. № 1155, приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта педагога» от 18.10.2013 г. № 544н) и локальными правовыми актами («Положение о наставничестве в МБДОУ детский сад № 1» утвержденного приказом заведующего МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская от 22 октября 2015 года № 166 –О, приказы заведующего) является оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении; формирование в ДОУ кадрового ядра.

Публикация «Описание системы работы педагога-наставника» размещена в разделах

Основные задачи работы педагога – наставника :

• сформировать у молодых специалистов интерес к педагогической деятельности и закрепить их в ДОУ;

• ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

• способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ;

• организовать психолого-педагогическую поддержку и оказание помощи начинающим педагогам;

• оказывать помощь в проектировании и моделировании воспитательно-образовательного процесса;

• оказывать помощь в проектировании развития личности каждого ребёнка и детского коллектива в целом;

• способствовать формированию умений теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно-образовательной работы;

• формировать умение определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия их решения;

• способствовать повышению уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции.

Спецификой современного мира является тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться к новым для него условиям практической деятельности. Отличительная черта нашего дошкольного учреждения в том, что детский сад функционируют при постоянной смене кадрового состава, так как идет активное замещение педагогов пенсионного возраста на молодых специалистов.

Решение задач профессионального становления молодого специалиста в педагогической профессии, адаптации в трудовом коллективе, налаживания педагогических контактов проходит в МБДОУ детский сад № 1 станицы Старощербиновская через функционирование системы наставничества, которая опирается на «Положение о наставничестве в МБДОУ детский сад № 1» и регулируется приказами заведующего.

Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в профессиональной деятельности. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности.

В педагогической реальности существуют различные виды наставничества, для меня наиболее результативным является прямое индивидуальное и открытое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с педагогом, двустороннее взаимодействие, общение в различной обстановке: как на рабочем месте, так и по телефону, через социальные сети и мессенджеры. Так как я имею второе высшее образование по направлению «Психология», при взаимодействии с молодым специалистом использую психологические техники и приемы.

Первые дни самостоятельной работы самые трудные, волнительные, но при этом и самые радостные для педагога, ведь у него появляется возможность проявить себя. В этот момент стараюсь быть рядом и проявляю внимание к его эмоциональному состоянию, интересуюсь его настроением и даже самыми маленькими успехами и достижениями, данное участие позволяет наладить тесный эмоциональный контакт, который в последующем влияет на совместную деятельность. После установления эмоционального контакта провожу диагностику его потребностей в профессии, выявления пожеланий относительно организации и содержания совместного общения, изучения уровня его методической, педагогической, профессиональной грамотности, его опасений и ожиданий, мотивации к трудовой деятельности. Использую следующие методики: «Анкета по оценке мотивации сотрудников образовательного учреждения», «Анкета для молодого педагога», «Удовлетворенность своим трудом», «Самооценка профессиональных качеств педагога» (приложение 1). Диагностику, считаю, важнейшим этапом в организации взаимодействия, это своеобразный фундамент дальнейшей работы с молодым педагогом. Кроме первичной и итоговой диагностики, для выявления затруднений по определенным областям профессиональной деятельности, использую тематические тестирование и анкетирование (приложение 2). При дельнейшем взаимодействии, опираясь на полученные при анкетировании данные, реализую алгоритм наставничества, который позволяет молодому специалисту проводить рефлексию своих достижений, помогает определить вектор профессионального развития. Алгоритм работы с молодым педагогом предполагает изучение нормативно-правовых документов, деятельность, направленную на повышение профессиональной компетентности, повышение уровня квалификации. Ежегодно совместно с молодым педагогом составляется «План мероприятий профессионального становления», который является живой развивающейся системой (приложение 3). По мере продвижения вперед план корректируется, в него вносятся изменения и дополнения.

В ходе непосредственного взаимодействия с молодым педагогом использую разнообразные формы общения – индивидуальные встречи, мероприятия малыми подгруппами с привлечением других воспитателей или специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования). Совместно с молодым педагогом посещаю педагогические мероприятия в режиме он-лайн и оф-лайн различных уровней организации, с последующим анализом полученной информации, и возможностью её применения в своей деятельности. Наблюдение образовательной деятельности и мероприятий с родителями с последующим анализом работы молодого педагога стимулирует молодого педагога к рефлексии собственной деятельности, позволяет получить обратную связь, возможность корректировки совместной с наставником деятельности. Решая задачи профессионального становления, применяю традиционные и инновационные технологии. При работе в малых группах использую деловые и ролевые игры, при необходимости – информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированный подход, метод проблемного обучения. При индивидуальной форме организации общения с молодым педагогом использую кейс-методы, элементы коуч-сессии. В качестве прикладного инструмента организации взаимодействия использую авторский методический продукт «Ступеньки профессионального роста» (приложение 4). Это своего рода индивидуальный план и мотивационный дневник повышения уровня квалификации молодого специалиста. В ходе взаимодействия провожу как рефлексирующие и планирующие деятельность встречи, так и мотивирующие встречи, включающие в себя приемы арт-терапии. Результаты встреч фиксируются на страницах дневника «Ступеньки профессионального роста» - это заполнение чек-листов и мотивирующих страниц. По окончании планируемого периода, подводятся итоги и планируется деятельность на следующий временной отрезок.

В результате оказываемой поддержки и сотрудничества, молодой педагог с самого начала своей профессиональной деятельности активно включается в методические мероприятия учреждения и района, творческие группы, принимает участие в заседаниях педагогического совета, методического объединения педагогов ДОУ, участвует в конкурсах профессиональных и в конкурсах методических разработок, разрабатывает методические материалы.

Адаптацию в профессии можно считать успешной, если достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере: в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам и технологиям педагогического взаимодействия, профессиональное мастерство высоко оценивается коллегами, родителями воспитанников, сам педагог выражает удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, ощущает себя успешным человеком. Система наставничества, функционирующая в учреждении, показывает свои положительные результаты. Молодой педагог Кононенко А. А., наставником которого я являюсь (приказы заведующего от 07.02.2019 № 34 - О, от12.02.2021 № 26 - О, от 28.02.2022 № 50–1 - О) (приложение 5, за время с момента поступления на работу и по настоящее время, выступала на методических мероприятиях муниципального уровня:

• выступление с сообщением из опыта работы «Игровая деятельность, как средство формирования жизнестойкости старших дошкольников» в рамках РМО воспитателей ДОО Щербиновского района (сертификат МКУ «МК МОЩР» от 28.04.2021 № 463) (приложение 6);

• проведение мастер-класса «Использование пособий В. В. Воскобовича при организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников. Игровое пособие «Чудо – крестики»» в рамках муниципального семинар-практикума (сертификат МКУ «МК МОЩР» ОТ 23.03.2021 № 439) (приложение 7);

• проведение мастер-класса «Развивающие ресурсы игрового пособия «Прозрачный квадрат» В. В. Воскобовича» в рамках деятельности муниципальной площадки «Педагогическая мастерская» по проблеме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования современных игровых технологий по формированию элементарных математических представлений у дошкольников» (сертификат МКУ «МК МОЩР» ОТ 07.04.2022 № 675) (приложение 8).

Кононенко А. А. принимала участие в конкурсах, показала следующие результаты:

• лауреат муниципального этапа краевого профессионального конкурса «Воспитатель года Кубани» в 2022 году (приложение 9);

• призер (2 место) муниципального этапа краевого конкурса среди образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих программы дошкольного образования, по пропаганде чтения-восприятия детской литературы "Читающая мама – читающая страна" в 2021 году в номинации «Библиотеки для детей и родителей» (приложение 10);

• призер (3 место) муниципального этапа ежегодного Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2021 году (приложение 11).

В 2022 году Алина Александровна, при активной помощи и поддержки наставника, разработала методический продукт «Сборник авторских сказок и рассказов для использования в работе с пособием В. В. Воскобовича «Чудо-крестики»», получила положительную рецензию Л. А. Степаненко, заведующего отделением дошкольного образования ГБПОУ КК ЕПК (приложение 12). Результатом совместной работы наставника и молодого педагога стало присвоение молодому педагогу первой квалификационной категории (Приказ от 01.04.2022 № 759 МОН КК)

Представленная модель наставничества аккумулирована в авторском педагогическом проекте «Самосовершенствование – путь к профессионализму». В содержание проекта в числе прочих материалов вошли «методические рекомендации по взаимодействию с молодым специалистом», методические разработки :

• Методические рекомендации по использованию методического пособия «Ступеньки профессионального роста» (приложение 13);

• Методическая разработка «Использование активных методов при организации взаимодействия с педагогами дошкольного учреждения» (приложение 14);

• Методические рекомендации по использованию «Коучинг–сессии» при организации работы старшего воспитателя по подготовке педагога к аттестации (приложение 15).

Проект «Самосовершенствование – путь к профессионализму» стал победителем (1 место) муниципального конкурса «Лучший педагогический проект» (приказ МКУ «МК МОЩР» от 31.01.2020 № 16 – ОД) (приложение 16). Материалы данного проекта были представлены на районном методическом объединении старших воспитателей и заместителей заведующих ДОУ Щербиновского района (сертификат МКУ «МК МОЩР» от 26.02.2020 г. № 273) (приложение 17).

Заведующий муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 1

муниципального образования

Щербиновский район

станица Старощербиновская ___ Т. Н. Яковенко

Публикации по теме:

Анализ работы наставника-воспитателя первой квалификационной категории с начинающим специалистом за 2017–2018 учебный годАнализ работы наставника-воспитателя первой квалификационной категории с начинающим специалистом за 2017–2018 учебный год .

Анализ работы педагога-наставника с начинающим специалистом за 2017–2018 учебный год ПРОДОЛЖАЮ СЕРИЮ ПУБЛИКАЦИЙ ПО НАСТАВНИЧЕСТВУ И ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ОТЧЁТ О ПРОВЕДЁННОЙ РАБОТЕ, КОТОРЫЙ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ НА ИТОГОВОМ.

Анализ работы педагога-наставника с начинающим специалистом за 2018–2019 учебный год (отчёт второй) Данной публикацией я завершаю цикл статей по наставничеству. Надеюсь, что опыт работы будет полезен.

Организация и планирование работы педагога по внедрению ФГОС Организация и планирование работы педагога –это процесс, который предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность.

Методическая разработка «Индивидуальный план работы педагога-наставника с молодым специалистом» Являясь педагогом-наставником, накопила приличный материал по наставничеству. Предлагаю вашему вниманию методическую разработку "Индивидуальный.

Описание опыта работы по проведению Дня моряка для разных дошкольных возрастовОписание опыта работы по проведению Дня моряка для разных дошкольных возрастов Описание опыта работы по проведению Дня моряка в группе (для разных дошкольных возрастов) Мы жители Приморского края, живем на берегу.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Опыт работы «Самообразование педагога в условиях ФГОС» Уважаемые коллеги! На сегодняшний день самообразование педагога является немаловажной темой для обсуждения. Сегодня мне хотелось поделиться.

Родительское собрание — важная форма работы педагога с семьейРодительское собрание — важная форма работы педагога с семьей Родительское собрание является важной формой работы педагога с семьей воспитанника. Основная цель собраний - повышение педагогической компетентности.

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ (из опыта работы) Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие,критерии, технология, измерения. Начиная работу по данной теме, мною была.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание системы работы педагога-наставника
Опубликовано: 22 июля 2022 в 10:20
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описание системы работы педагога-наставника» (включая файлы) размещена пользователем Анжелла Шепенева (УИ 204228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД