Папки-передвижки

Организация и проведение образовательных ситуаций в социокультурном воспитании дошкольников

Лариса Вязанкина
Организация и проведение образовательных ситуаций в социокультурном воспитании дошкольников

Образовательная ситуация – это специально спроектированный, организованный вид деятельности детей дошкольного возраста и педагога, основная форма реализации образовательных задач : освоения содержания. способов познания и применение их в других видах деятельности; развивающих (личностное, интеллектуальное, эмоциональное развитие, развитие психических процессов, воспитательных (становление и развитие детских интересов, творческих проявлений, поведенческих и коммуникативных умений, умений действовать и выражать мысли сообразно ситуации и обстановке.

Публикация «Организация и проведение образовательных ситуаций в социокультурном воспитании дошкольников» размещена в разделах

В настоящее время образовательная ситуация признана основной единицей образовательного процесса. В режиме дня дошкольника ей отводится время, предназначенное для непосредственно организованной образовательной деятельности. Кроме этого, ОС реализуется в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности детей в специально отведённое время.

Задачи, которые предлагается решить в процессе реализации образовательной ситуации и основные практические и мыслительные виды деятельности могут быть представлены в виде практических, творческих, проблемных мини-ситуаций, игр и игровых упражнений, загадок и пословиц, кратких литературных текстов, элементов исследовательской деятельности, опытов, экспериментов, приёмов развития творческого воображения, практических продуктивных видов деятельности и т. д.

При этом надлежит обязательно учитывать методику и логику конкретной ОС в реализации этапа комплексно-тематического планирования образовательного процесса, зависимость с предшествующей деятельностью детей и перспективой.

Элементы познавательно-исследовательской деятельности детей желательно включать в каждую ОС: предоставить детям возможность участвовать в выдвижении проблемы (что проверить, что узнать, предположить результат и т. д.). Необходимо сопровождать поисковую деятельность детей эмоционально и практически (риторические вопросы, аналогии, ассоциации, сомнения, наведение на правильный ход рассуждения, используя для этого загадку, поговорку, отрывок из литературного текста и пр.)

ОС свойственно наличие развивающегося по ходу ситуации сюжета, интересного и доступного для детей или одновременно 2-3 сюжетных линий. Это создаёт дополнительные условия для оптимизации образовательного процесса. Линии сюжета основаны на жизненном опыте, реальных потребностях детей. В сюжет включены методы и приёмы, способствующие мотивации деятельности, социально-личностному развитию, художественно-эстетическому, трудовому, познавательно-речевому развитию ребёнка.

Сюжет ОС соответствует и взаимодействует с изучаемой в данный момент комплексной темой. Как правило интегративен. В логике развития сюжета всегда создаются условия для мотивации детской активности, проявлений самостоятельности, оригинальности, предоставление возможности детям высказываться по поводу развития сюжета: внести изменения, свою линию развития.

Обязательно включение в ОС элементов нового содержания, новых методических приёмов, направленных на овладение детьми универсальными учебными умениями: действовать по правилу и объяснению воспитателя, алгоритму, показу. С этой же целью используются схемы, планы, знаки, разные виды наглядности, способствующие овладению новыми способами познания и самоорганизации.

Возможны разные варианты конструирования ОС – на основе художественной или дидактической картины, просмотренного спектакля, литературных повествовательных и стихотворных текстов, пословиц, мудрых мыслей и т. д. За основу берётся сюжет предложенный художником картины, идея содержания литературного произведения, которая развивается согласно образовательной цели и задачам.

В свою очередь ОС - одна из составляющих структурных частей проекта как наиболее крупной единицы образовательного процесса. Комплексно-тематическое планирование включает: исследовательские ситуации, развивающие ситуации, развивающие ситуации, образовательные ситуации, проекты (детско-взрослые, совместную деятельность с детьми, самостоятельную деятельность в аспекте изучаемой темы.

Образовательная ситуация заменяет традиционные занятия, что соответствует современным требованиям к дошкольному образованию и является средством становления и развития субъектной позиции ребёнка по отношению к собственной деятельности. Преимущества ОС состоят в том что, имеется возможность переконструировать процесс реализации содержания, гибкий сценарий, изменить методы и приёмы воздействия на детей в зависимости от реальных текущих проявлений детей.

Предлагаю для примера рассмотреть план образовательной ситуации в аспекте социокультурного воспитания детей. Данная ОС для старших дошкольников. Может быть организована в рамках темы комплексно-тематического планирования «Космос»

ОС: «Мой знак зодиака».

Задачи:

1. Формировать представления детей о знаках зодиака.

2. Развивать стиль партнёрских и ровеснических отношений.

Сюжет – завязка:

Демонстрация карты звёздного неба. Предложение отправиться в страну Зодиакалию.

Развитие сюжета: «Сильный космический вихрь разметал всех жителей страны Зодиакалии и теперь на небе не видно ни одного знака зодиака. Чем мы им можем помочь? (ответы детей)

Мы решили, что надо лететь в космос. На чём полетим?.

Далее можно предложить построить космические корабли (детям предлагается строитель) Дети строят, дают названия своим кораблям.

«Подготовка к запуску космических кораблей закончена. Пристегнуть ремни, запустить двигатели! …

В небе звёзды ярко светят

И ракету нашу ждут.

К дальним сказочным созвездиям

Наш космический маршрут.

Мы прибыли к месту назначения. Для чего мы с вами сюда прилетели? Как мы с вами можем помочь жителям Зодиакалии? Какие знаки зодиака пропали?

Какие знаки зодиака вы знаете? А какой ваш знак зодиака?

Какие стихи или загадки о космосе вы бы хотели предложить жителям страны Зодиакалии?

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас.

Раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля

Четыре – Марс, пять – Юпитер, шесть – Сатурн

Семь – Уран, восьмой – Нептун.

И девятая планета под названием – Плутон.

А. Хайт.

Загадки:

Ночью светит вам она, бледнолицая (луна)

Светит весело в оконце, ну конечно это, (солнце)

Ясными ночками гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: «Спать ложитесь, поздно», потому что мать – луна, а дочурки (звёзды)

Что могло бы быть, если бы мы не поспешили на помощь жителям сказочной страны Зодиакалии? …

Пример другой ОС «Гость на пороге – радость в дом»

Задачи:

Формировать представление о правилах гостеприимства;

Развивать умение общаться.

Активизировать речь (расширение словарного запаса, развитие связной речи)

Сюжет-завязка: беседа «Любите ли вы ходить в гости?»

Развитие сюжета: Чтение сказки Чуковского «Муха-цокотуха». Обсуждение прочитанного. Как готовилась принять гостей муха-цокотуха? Как она их приглашала? …

Далее воспитатель предлагает разыграть 2 ситуации принять гостей и самим отправиться в гости. Походу ситуации детям предлагается усвоить правила поведения в гостях, приёмы этикета.

Чтение пословиц и поговорок о гостеприимстве; игра «Кто больше назовёт вежливых слов?»

Данные примеры ОС свидетельствуют о наличии в их содержании направленности на комплексное решение образовательных, развивающих и воспитательных задач. Использование доступных ребё нку результативных средств: эвристическая беседа. мини-ситуации, показ и объяснения, вопросы, создание условий для положительного эмоционального настроя.

Публикации по теме:

Конспект игровых образовательных ситуаций «Гномы в гостях у Белоснежки» Программное содержание: учить обещать предметы по назначению, дать понятие мебель. Закреплять знание детей о дереве и предметов из дерева;.

Конспект игровых образовательных ситуаций в подготовительной к школе группе «В мире простых камней» Цель: Развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности.

Использование современных образовательных технологий в обучении и воспитании Содержание: Глава 1. Введение. 1.1. Актуальность. 1.2. Задачи использования образовательных технологий. Глава 2. Основная часть. 2.1. Что.

Обобщение педагогического опыта «Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании дошкольников» Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных.

Организация и проведение Дня матери 2016Организация и проведение Дня матери 2016 Сегодня расскажу вам о том, как мы подготовились и провели День матери в нашем дошкольном учреждении. В нашем детском саду прошли тематические.

Организация образовательной деятельности в форме игровых ситуаций с детьми средней группы «Одуванчик» Задачи приоритетной образовательной области: Познавательная. Продолжать знакомить детей с представителями растительного мира родного края.

Перспективное планирование игровых образовательных ситуаций по разделу «Познание предметного и социального мира» месяц неделя Тема ИОС Программное содержание Литература сентябрь 3 Осень золотая Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить.

Организация и проведение оздоровительных и образовательных мероприятий в летний период Цель: Построение целостной системы с активным взаимодействием всех участников образовательных отношений по созданию условий, способствующих.

Организация и проведение оздоровительных и образовательных мероприятий в летний период Цель: Построение целостной системы с активным взаимодействием всех участников образовательных отношений по созданию условий, способствующих.

Организация и проведение оздоровительных и образовательных мероприятий в летний периодОрганизация и проведение оздоровительных и образовательных мероприятий в летний период ель: Построение целостной системы с активным взаимодействием всех участников образовательных отношений по созданию условий, способствующих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и проведение образовательных ситуаций в социокультурном воспитании дошкольников
Опубликовано: 7 декабря 2016 в 18:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД