Конспект музыкального занятия «Осенины» в подготовительной группе

Олеся Смирнова
Конспект музыкального занятия «Осенины» в подготовительной группе

"Осенины"

Образовательная деятельность по музыке

в подготовительной группе.

Цель:

Приобщение детей к русской народной культуре. Знакомство с обычаями, традициями проведения праздников на Руси.

Программые задачи:

Область "Художественно-эстетическое развитие":

Слушание музыки:

- обогащать впечатления детей произведениями, основанными на русских народных мелодиях.

Песенное творчество:

- развивать умение самостоятельно придумывать мелодии к стихотворениям-загадкам.

Пение:

- закреплять умение петь индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

Музыкально-ритмические движения:

- способствовать развитию навыков танцевальных движений.

Область "Социально-коммуникативное развитие"

- развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

-воспитывать организованность.

Область "Познавательно-речевое развитие"

-продолжать работу по обогащению словаря детей.

- развивать мелкую моторику посредством музыкальных пальчиковых игр.

Ход занятия:

Звучит народная музыка. На экране сначала появляются слайды с осенними пейзажами, затем видеофрагмент образовательной деятельности в группе с воспитателем, на котором дети получают приглашение на именины к Осени - Осенины. На экране снова осенний пейзаж. Звучит яркая и веселая музыка - камаринская. В зал входит музыкальный руководитель в костюме Осени (далее - Осень, кланяется гостям и жестом приглашает детей войти в зал.

Дети входят, держась за руки, выстраиваются в центре зала в круг и выполняют музыкально-ритмические движения с элементами русской пляски. Музыка затихает, дети кланяются и остаются стоять в кругу.

Осень: (поет без музыкального сопровождения) - Здравствуйте, здравствуйте!

Дети: (повторяют) Здравствуйте, здравствуйте!

Осень: Добрый, добрый, добрый день!

Дети: Добрый, добрый, добрый день!

Осень: Я давно вас поджидаю,

С радостью гостей встречаю!

Ждали Осень на порог?

Нынче наступил мой срок!

Воспитатель: Здравствуй, Осень, щедрая, богатая, хлебосольная! Звала нас на именины - вот, пришли мы!

Осень: Всегда вам рада! Только про богатства вы зря говорите! нет у меня ни золота, ни серебра!

Воспитатель: А мы вовсе и не об этом говорили! Ребята, скажите, чем Осень богата? (урожаем) На огородах твоих созрели овощи, в полях – хлеба, а в лесах – грибы да ягоды.

Осень: Конечно! Вы правы! Что же, пойдем собирать? Какие грибы пойдем собирать? (ответы детей) А почему никто не назвал Мухомор? (ответы детей) Конечно, это несъедобные грибы, молодцы! А ягоды какие пойдем собирать? (дети отвечают) Тогда нам пригодятся наши ручки!

Педагог делает с детьми легкий массаж ладоней, показывает, как могут "здороваться" пальчики друг с другом, затем, загибая пальцы на каждой руке, проговариваем название ягод.

Музыкальная пальчиковая игра «За ягодами»

(на мотив р. н. песни "На горе-то калина". Исполняется без сопровождения.)

1, 2, 3, 4, 5,

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идем мы погулять.

(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За брусникой,

За калиной.

За малиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(загибают пальчики, начиная с большого)

(При повторе, загибаем пальчики на другой руке)

Осень: Отлично справились! Скажите, кто из вас пробовал калину? (ответы детей) И не советую! Вкус у нее горько-кислый! Но, все же, это очень полезная ягода. Все ягоды собрали? Ничего не забыли? Садитесь, мои дорогие! (дети садятся на скамейки) Знаете ли вы, как еще называют мои именины? (осенины) Верно! Красивое слово - Осенины! Что же оно означает? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, ребята! Осенины - первая встреча осени! Издавна русский народ праздновал осенины как особый радостный праздник – праздник благодарности природе за щедрый урожай.

Осень: А какой же праздник без плясок! Вот и вы, ребята, тоже при нашей встрече исполнили задорную русскую народную пляску. Кто помнит ее название?

Дети: Камаринская!

Осень: Правильно! Откуда же взялось такое название, кто знает? Почему Камаринская? (возможны ответы детей) Так называлось село, где был придуман этот танец - село Камаричи. Так и передавали люди друг другу песни и пляски Камаринские. Одну из мелодий камаринской услышал однажды композитор Петр Ильич Чайковский (показывает портрет). Кто-нибудь знает, кто такой композитор? (варианты) Это человек, пишущий музыку. Повторим вместе - композитор. Прекрасно! П. И. Чайковский написал на основе русской народной мелодии свою Камаринскую, в которой музыка передает звучание русских народных инструментов. Какие вы знаете русские народные инструменты? (дети называют) Очень хорошо! Некоторые из них мы услышим сейчас в Камаринской П. И. Чайковского, а вы внимательно послушаете и попытаетесь понять, звучание какого инструмента передавала музыка. Итак. собрались однажды молодые парни да девушки после работы в поле. Уставшие, но веселые. Стал один играть мелодию на своем инструменте.

Слушание музыки:

Звучит первая вариация из пьесы П. И. Чайковского "Камаринская".

На звучание какого инструмента похоже? (ответы детей) Правильно! Дудочка пела тоненьким голосом, нежным. Тогда стал второй парень играть ее на своем инструменте.

Звучит вторая вариация из пьесы "Камаринская".

Кто догадался? (ответы детей) Слышно, как пальчиками струны перебирают, правда? Да, умнички, это было похоже на звучание балалайки!

Тут и третий парень подключился со своим инструментом.

Звучит третья вариация из пьесы "Камаринская".

Есть мнения? (ответы детей) Подсказываю: кнопочки нажимает- звонкие аккорды получает! Правильно, похоже на гармонь! Молодцы! Ну а остальная молодежь сначала начинает пляску легкими, изящными движениями, которые затем становятся все шире, быстрее. Внезапно звучание стихает, как будто танцоры замедляют движения и заканчивают пляску. Послушайте еще раз.

Педагог исполняет всю пьесу целиком.

Скажите, ребята, а вам самим что бы хотелось делать под эту музыку?

(ответы детей) Звучание каких инструментов передала эта музыка? Какое настроение у вас после прослушивания? (ответы) У меня тоже на душе весело и радостно!

Воспитатель: Народные праздники на Руси богаты шутками, прибаутками да загадками! Наши ребята знают загадки, но двое из них придумали к своим загадкам мелодии и получились песенки-загадки! Послушаем?

Осень: Конечно! Встанем в круг и поддержим ребят!

Воспитатель: Семен, Анжелика, выходите в центр!

Дети по очереди исполняют свои загадки, остальные отгадывают.

Песенное творчество:

Ребенок 1 (Семен): Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

Ребенок 2 (Анжелика): Вместо носа - пятачок,

Вместо хвостика – крючок.

Голос мой визглив и звонок,

Я – веселый… (Поросенок)

Осень: Замечательно! Похвалим ребят! Может быть, кто-нибудь хочет попробовать сочинить песенку? Кто знает еще загадки?

(Если есть желающий ребенок, он выходит в круг и проговаривает свою загадку. Затем, с помощью педагога, придумывает мелодию. Загадки у детей тоже про домашних животных)

Кто по коврику лугов

Сделал триста пять шагов?

И теперь моя рука

Держит кружку молока!

(Корова)

В будке живет,

Кости грызет.

Лает и кусается –

Как называется?

(Собака)

Воспитатель: Вы были великолепны! (хлопают) Отгадали вы кошку, поросенка, корову и собаку, как можно назвать этих животных одним словом? (домашние животные) Правильно!

Осень: Можно я тоже загадаю загадку?

Рыжий сторож в курятник зайдет,

Всех кур перечтет,

Половину унесет.

Дети: Лиса.

Воспитатель: Эта загадка про лису, а лиса домашнее животное? Какое тогда?

Осень: Подловить хотела деток, запутать немного, но теперь понимаю, что вы очень внимательные, вас не проведешь! Раз мы про лису заговорили, споем про нее прибаутку. Что такое прибаутка? (ответы детей) Кто-то из девочек пусть станет лисичкой! Как будем выбирать лису? (дети предлагают варианты (выбираем лису, надеваем на нее шапочку)

Все мы встанем в хоровод, а Лиса в кругу пойдет. Лисонька как ходит, покажи нам! А если мы в лесу заблудимся, что нам делать? (кричать «АУ!») Давайте потренируемся!

Работа над чистым интонированием мелодии.

Распевание:

«Лиса по лесу ходила». Русская народная песня.

Воспитатель: Ребята, мы пришли на именины! Скажите, с чем принято приходить гостям? (с подарками) У нас есть подарок? Что же мы сможем подарить? Подарок нужно обязательно покупать? Что мы с вами умеем? Совсем недавно выучили. (песню) Конечно! Вставайте в полукруг!

Осень: Песня в подарок - это прекрасно! С удовольствием послушаю!

Пение:

Песня «Осенины на Руси»

Музыка и слова Л. Олифировой.

Осень: Спасибо! Очень красивая песня! В благодарность расскажу вам о традиции русского народа встречать Осень. Осенины в прошлые времена девушки встречали у воды – у берегов рек, озер, прудов. Девочки, подходите ко мне в кружок! (девочки встают в круг) Старшая из них держала овсяной каравай. (Осень подает воспитателю, стоящему в кругу настоящий каравай) Вокруг нее молодые девушки водили хороводы. Что же делали юноши…Присматривались к молодым девушкам, разглядывали, любовались!

Развитие творчества:

Хоровод "Осенины":

1. Гроздья алые калины

Наклонила над водой.

Нынче праздник – Осенины,

День прозрачный, золотой.

2. Нашей матушке-землице

Низкий отдадим поклон,

И речной воде – быстрице

Мы поклонимся потом.

3. Солнышко, что встало рано,

Хвалим мы за урожай,

Из муки печём овсяной

Сдобный пышный каравай.

Воспитатель: Спасибо, девицы-красавицы! И ребята-молодцы!

Ах, какой ароматный каравай!

Осень: Тяжелый, наверное? Как вы думаете, почему он тяжелый? Бывает легкий хлеб? Почему (Ответы детей)

Правильно, ребята! Ну что ж!

Ты не спи, не зевай,

Пробуй русский каравай!

Этот каравай в честь моих именин я отдаю вам на угощение!

Спасибо, что побывали у меня на именинах! Скажите, что вам сегодня больше всего понравилось? Можно ли дома повторить такой праздник? Кого бы вы дома нарядили осенью? Какую бы песню спели? Танец какой бы сплясали? Хорошо! Пойдем угощаться караваем! Знаете, что он овсяный? что такое овес?

Звучит народная музыка. Дети с воспитателем и осенью выходят, продолжая делиться впечатлениями.

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы «Музыка осени» Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы «Музыка осени» Авторы: Головешко Юлия Владимировна Курилова Юлия Григорьевна.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Я, ты, он, она вместе — дружная семья» Конспект музыкального занятия в подготовительной группе. «Я, ты, он, она вместе - дружная семья» Программные задачи. Обучающие: закреплять.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Подарок Феи Драже» Конспект НОД в подготовительной группе «Подарок Феи Драже» В группе дети получают звуковое письмо (его приносит Кукла из волшебного царства.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Прогулка в волшебный лес». Конкурс «Педагог ДОУ-2017» Конспект НОД в подготовительной к школе группе "Прогулка в волшебный лес" Автор занятия: Евтухова Марина Андреевна, музыкальный руководитель.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Музыкальная весна для Маленького принца» Конспект музыкального занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ по теме:«Музыкальная весна для Маленького принца" Цель: Развитие.

Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе «Весна» Тема открытого занятия «Весна» Цель деятельности: Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности.

Осенние посиделки «Осенины — Осени именины» Осенний праздник в подготовительной группе Ведущая: В старину осень встречали трижды: в Семёнов день (14 сентября) –первые осенины; на Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября).

Развлечение в подготовительной группе «Осенины»Развлечение в подготовительной группе «Осенины» .

Самоанализ праздника «Осенины» в подготовительной к школе группе Праздник достиг поставленных целей. При подготовке и проведении детского праздника в детском саду удалось стимулировать активность родителей,.

Сценарий музыкального вечера досуга в подготовительной группы детского сада «Колокольчик» «Осенины» Любовь Андреева.Сценарий музыкального вечера досуга в подготовительной группы детского сада «Колокольчик» «Осенины» Любовь Андреева. Цель: формирование знаний о временах года (осени); формирование навыков культурного поведения, развитие творческих способностей детей,.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Времена года и погода
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект музыкального занятия «Осенины» в подготовительной группе
Опубликовано: 12 мая 2017 в 13:58
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Фотозарисовка. Вязаные ёжики
Уважаемыеколлеги, доброго времени суток! Уже показывала вам вязаных зайчиков, мишек, девочек. Сегодня хочу представить вашему вниманию вязаных ёжиков. Мои...
Фотоотчет о проведении Дня Государственного флага Российской Федерации в детском саду
Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации. В нашей группе прошли мероприятия, посвящённые Дню рождения...
Детский мастер класс «Флаг России»
Программные задачи: Знакомить детей с символами страны:гербом, флагом, гимном. Учить наклеивать полосы в определенной последовательности-белая, синяя,...