Тамара Орлова
Мастер-класс для начинающих педагогов «Основы актёрского мастерства на службе у педагогики»
▼ Скачать + Заказать документы
В союзники зову театр
Ведущий: Уважаемые педагоги, где это мы с вами оказались?
/ На сцене!/
Ведущий: Как называются люди, которые выступают на сцене?
/ Артисты!/
Ведущий: Профессия педагога с родни профессии артиста. Педагог, как и артист должен захватить зал во время своего выступления и повести за собой, очень тонко и не навязчива, научить доброму и вечному, помочь постичь новое и неизведанное. А педагогом, как и артистом, стать не так-то просто! Скажите, пожалуйста, какими навыками надо обладать, чтобы стать артистом?
Публикация «Мастер-класс для начинающих педагогов „Основы актёрского мастерства на службе у педагогики“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
/ Владеть мимикой, жестами, интонацией, чётко и правильно выговаривать слова. /
Ведущий: Верно, но этими же навыками должен владеть и педагог. Давайте мы с вами вспомним детство и поиграем в театр! Представим себя артистами! А утро артиста начинается с подготовки своего речевого аппарата.
1. Речь и интонационная выразительность.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно.
Педагог как и артист должен держать свой речевой аппарат в рабочей готовности, а для этого необходима ежедневная работа:
Артикуляционная гимнастика, вибрационный массаж
Работа над звукорядом И э а о у ы - бросаем дротик, снежок, фейерверк, укладываем спать, задаём вопрос.
Звукоподражание:
Свист ветра – сссс!
Шум леса – шшшшш!
Жужжит пчела – жжжж!
Шмель – жьжьжьжь!
Мотоцикл – р!р!ррр! рррррррр!
Пульверизатор – ф!ф!ф!ф!
Дровокол – э!э!э!э!
Лыжник – с! Ш!
Замена слов жестами:
Летит, летит по небу шар. По небу шар летит, но знаем мы что это шар до неба не долетит (заменить слова жестами)
Колпак мой треугольный,
треугольный мой колпак,
а если не треугольный,
то это не мой колпак.
Интонационная выразительность
Сказала тётя – ФИ, футбол.
Сказала мама – ФУ, футбол.
Сестра сказала – НУ, футбол.
А я воскликнул – ВО! Футбол!
2. Мимика зависит от эмоции. Наши ладошки окажутся занавесом.
Участники закрывают лицо ладошками. Ведущий называет “эмоции”, а участники открывают лицо и изображают мимикой : грусть - печаль, радость, злость, гордость, испуг - страх, боль, усталость, каприз, омерзение, хитрость, стеснение, безразличие, удивление, серьёзность. Кислый, сладкий, солёный.
3. Жест. Разговариваем руками. Ведущий называет действие, участники показывают: я, ты, здравствуйте, до свидания, иди, нельзя, тихо, там, тут, сядь, встань, большой, маленький, отойди, не знаю, я в домике, не хочу разговаривать с вами.
А теперь, попробуем соединить жест и мимику
Тра – та – та, тра – та – та
Растворились ворота,
А оттуда из ворот
Вышел маленький народ.
Один дядя вот такой.
Другой дядя вот такой,
Третий дядя вот такой,
А четвёртый вот такой!
Одна тётя вот такая,
А вторая вот такая,
Третья тётя вот такая,
А четвёртая такая…
Ведущий: молодцы. А сейчас практически экзамен на изученную тему.
Задание на закрепление
Ведущий: “Заячий дом”.
Был у зайца дом как дом, под развесистым кустом (руками показывают развесистый куст).
И доволен был косой, (Дети улыбаются) Крыша есть над головой. (Показывают над головой руками крышу)
А настала осень, куст листочки сбросил. (Дети опускают руки)
Дождь как из ведра полил. (Дети бьют руками по коленкам – быстро)
Зайцу шубу промочил (Изображают грусть на лице, и обнимают себя руками)
Мёрзнет заяц под кустом. (Трясут руками перед грудью, как лапки у зайцев) Никудышный этот дом. (Разводят руками).
Ведущий: Здорово, вот так посмотришь и начинаешь думать, что в принципе не сложно быть артистом, а значит и педагогом. На самом деле, все, что мы с вами делали основано на импровизации. Импровизация (неожиданный, внезапный) – сочинение чего – либо в момент исполнения; выступление, не подготовленное заранее. А театре импровизация играет очень большое значение и служит основой для экспромт – театр.
Экспромт – театр можно использовать при работе с детьми в не урочное время, например скоро новый год и этот театр можно использовать в новогодних праздниках или же утренниках на любую другую тематику. Можно занять весь класс, а можно организовать более пассивную часть детей, так как активные дети обычно участвуют в основном сценарии. Что бы ребёнку было проще войти в новую форму общения, научится существовать в новых условиях начинать нужно с общих заданий.
Цыплёнок
Жил на свете цыплёнок. Он был вот такой: (показ).
Но он думал, что он очень большой и важно задирал голову. Вот так: (показ).
И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая: (показ).
Мама кормила его червяками. И были червяки вот такие: (показ).
Как – то раз налетел на маму чёрный кот и прогнал её прочь со двора. И был чё рный кот вот такой:(показ).
Цыплёнок остался у забора один. Вдруг он видит взлетел на забор красивый петух, вытянул шею вот так: (показ).
И во всё горло закричал «Ку –ка – ре – ку!» И важно посмотрел по сторонам: «Я ли не удалец? Я ли не молодец? «Цыплёнку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею…И что было сил, запищал «Пи – пи – пи! Я тоже удалец, я тоже молодец!» Но споткнулся и шлёпнулся в лужу. Вот так: (показ).
В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: «Ха – ха – ха! Ха – ха – ха! Далеко тебе до петуха!» А была лягушка вот такая: (показ).
Тут к цыплёнку подбежала мама. Она пожалела, приласкала и обняла его. Вот так: (показ)
Сценка для детей 1 – 2 классов.
Ребята, вот мы попали в зимний лес! Как же здесь холодно! (дети показывают что им холодно). Давайте разогреемся немножко (песня “Мороз” из аэробики Железновой, дети делают движения соответственно тексту).
Ведущий: Ну, вот мы и разогрелись! Давайте ребята, покажем нашим зрителям, как же красиво в зимнем лесу!
Герои: берёзка, ёлка, снежинки, зайка, лиса, волк, медведь, снегири. Справа ставиться берёзка, слева ёлка. Возле ёлки стоит берлога, в берлоге – медведь. Несколько детей изображают людей, гуляющих по зимнему лесу. (Все одевают маски.)
Мы пришли в зимний лес. (Гуляющие идут спокойным шагом)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки, удивляются)
Справа берёзка в шубе стоит, (показывают на берёзку)
Слева – ёлка на неё глядит. (Показывают на ёлку)
Снежинки в небе кружатся, (снежинки поднимают руки вверх - “фонарики”)
На землю красиво ложатся. (Снежинки приседают, опуская руки вниз)
Вот и зайка проскакал, (Скачет зайка и прячется за берёзку)
От лисы он убежал. (Следом бежит лиса и убегает, не заметив зайку)
Тут и серый волк рыщет, (бежит настороженный волк)
Он себе добычу ищет. (Зайчик боится волка и они вместе убегают)
Все мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит. (Медведь храпит, гуляющие выходят из-за берлоги)
Так всю зиму и проспит. (Дети разводят руки в стороны)
Пролетают снегири, как красивы они. (Пролетают снегири).
В лесу красота и покой, ну а нам пора домой!
Сказка для 4-6 классов
действующие лица:
Автор
занавес – 2 человека
царевна Виолетта
солнце
птицы (неограниченное количество)
соловей – разбойник
тучи (неограниченное количество)
царевич Юлиан
деревья (неограниченное количество)
Действие первое.
Занавес открывается
В некотором царстве, в некотором государстве жила – была прекрасная царевна Виоллетта. Однажды царевна пошла гулять. Светило яркое солнце, пели птицы, шелестели листвой деревья. Всё было хорошо, но вдруг налетел Соловей разбойник и забрал царевну в своё логово. Солнце скрылось за тучи, птицы улетели, зашумели деревья.
Занавес закрывается.
Действие второе
Занавес открывается.
Услышал о похищении царевич Юлиан и поскакал спасать царевну. Труден был его путь, но вот, наконец, встретился он с Соловьём – разбойником. Завязалась схватка. И пронзил царевич Юлиан мячом разбойника прямо в сердце. И упал Соловей – разбойник, сражённый мячом царевича.
Занавес закрывается.
Действие третье.
Занавес открывается.
Увёз царевич Виолетту из логова Соловья – разбойника. И стали они жить – поживать да добра наживать. Тучи развеялись, снова засветило яркое солнце, и запели птицы.
Занавес закрывается.
Но есть и такие дети которые совсем не могут стоять перед зрителями, они порой боятся, комплексуют. От страха иногда даже теряют голос, для активизации таких детей можно на праздниках использовать театр кукол с элементами Экспромт – театр
И так кто хочет попробовать себя в роли стеснительных детей.
Выбираем героев :дерево, куст, метелицу, ветер
Зимняя сказка.
Рассказанная теплыми вещами из бабушкиного сундука.
Сказочница: на улице холодно, морозно. Зима пришла много снега принесла, принесла лыжи коньки, санки и салазки, и новогодние сказки. (Вытаскивает сундук) Кто знает, как называется этот предмет? Это сундук моей бабушки. Раньше в домах не было шкафов, сервантов и мебельных стенок. Вещи хранили на полках и в сундуках. Сундуки заменяли шкафы, стулья, и даже кровать. А как вы думаете, что храниться у меня в бабушкином сундуке? Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать.
Дали братьям тёплый дом.
Чтобы жили в впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
Что это? (Варежка) Молодцы
А ещё есть варежки для ног. Что же это?
(Носки)
Две сестрёнки, две плетёнки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять, так надевать,
Чтоб не мёрзли пять и пять.
Что это? (Перчатки) Правильно.
Жарко – свернулся,
Холодно – потянулся. Это что? (Шарф)
Домик для головы как называется? (Шапка)
Всё вместе это называется тёплые вещи, и хранятся они у меня в этом сундуке. А вы знаете что варежки, перчатки, носки и шарфы могут согревать не только руки, ноги и щёки. Они могут согревать и душу. Да, да, да. Например когда рассказывают добрую сказку. Вы удивлены? Как старая перчатка может рассказать добрую сказку? А вот послушайте и посмотрите.
После осени дождливой, хмурые деревья заснули зимним сном. Красивая белая метелица как заботливая мама добрая, мягкая и пушистая оберегала, укрывала деревья и кустарники от холода, а птички невелички ей в этом помогали. (Каждое дерево и кустик метелица одаривает шапочкой, шарфиком, варежкой). Вдруг налетел резкий ветер, он стал в лесу хулиганить, разгонять птиц, прогонять метелицу из леса, срывать с деревьев обновки. Деревья задрожали от холода, Метелица изо всех сил билась с ветром и наконец, победила его, ветер стих. Выглянуло солнышко, прилетели птички и помогли метелицы заново одеть деревья. Лес мирно спал, метелица охраняла их сон, а птички ждали весну.
Ну как добрая сказка? Вам понравилось? Да! Давайте поблагодарим наших артистов. (Аплодисменты.)
Импровизация и экспромт – театр очень интересная форма работы. Которая даёт возможность активизировать творческий потенциал всех и каждого из детей. Даёт педагогу возможность корректировать самооценку ребёнка; процесс и степень его адаптации в коллективе; а так же наладить контакт с каждым ребенком.
Экспром – театр поможет разнообразить внеклассную работу, тематические мероприятия, праздники и классные часы.
Помогает объединить коллектив, на основе единой творческой коллективной работе, ведь театр это дело коллективное. Экспромт – театр – одно из самых универсальных средств развлечения и сближения людей. Театр – экспромт – одна из любимых, часто используемых нами форм творческих работ. Эта форма хороша и для классных коллективов, и для больших общешкольных праздников, проходит всегда эмоционально, удобна минимальной подготовкой к его проведению.