Ольга Климова
Основы конструирования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дошкольные образовательные учреждения располагают множеством средств, которые способствуют личностному развитию детей дошкольного возраста и обеспечивают качество дошкольного образования. Одно из них – конструирование. Л. В. Куцакова определяет конструирование как «практическую деятельность, направленную на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению» [1, с. 27].
Публикация «Основы конструирования в ДОУ» размещена в разделах
И. А. Лыкова уточняет, что детское конструирование – это «деятельность по созданию различных построек из строительного материала или изготовлению поделок и игрушек из разных материалов» [3, с. 10]. Это продуктивный вид деятельности, его продуктами являются постройки, поделки, изделия.
Дадим краткую характеристику каждому из этих видов конструирования.
Традиционным и самым распространенным видом конструирования в детском саду является конструирование из строительного материала: мелко-, средне- и крупногабаритного. Обычно это конструкторы, детали которых изготовлены из дерева (окрашенного или неокрашенного) или пластмассы, имеют разные способы крепления (столбиком (без креплений, как обычные кубики); пазовые, ступенчатые, болтовые и др.) [2, с. 19].
ЛЕГО-конструирование относится к моделирующей творческо-продуктивной деятельности. В настоящее время «Лего» – компания, конструкторы которой пользуются известностью во всем мире. В комплекты Лего входят пластмассовые детали самой разной формы и расцветок, их называют «лего-кирпичиками».
Еще один вид конструирования в детском саду – конструирование из крупного и плотного картона. Из него с помощью клея или клейкой ленты дошкольники могут собирать автомобили (или их элементы) спецтранспорта для сюжетно-ролевых игр – пожарной машины, машины скорой помощи, автомобиля инспекторов ГИБДД, автокран для строительства зданий и т. д.
Конструирование из бумаги относится к художественному виду конструирования. В ходе этого вида конструирования детей обучают выполнять объемные поделки из тонкой или плотной бумаги, складывая эту бумагу определенным образом. Его разновидность – оригами – искусство, которое пришло в нашу страну из Японии.
Традиционное для дошкольной системы образования конструирование из природного материала основано на изготовлении поделок и игрушек, в которых используются шишки, веточки, скорлупа орехов, солома, желуди, ракушки и другие материалы, подаренные нам самой природой. Особенность этого вида конструирования состоит в том, чтобы подобрать природный материал, который бы своей формой соответствовал задуманному образу, делал его более выразительным.
В системе дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении могут быть организована работа кружков, в которых детей обучают конструированию из нетрадиционных материалов. Это может быть конструирование из нута (турецкого, или бараньего, гороха) и зубочисток. Это экологически чистые и приятные на ощупь материалы. Из них можно собирать плоские и объемные геометрические фигуры – треугольники, прямоугольники, призмы, квадраты, сферы со многими гранями, целые пирамиды. Так дети могут построить целый город, заселить его жителями и играть с ними. Также этот вид конструирования хорошо использовать для ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами, математическими понятиями формы, величины, объемности и плоскости.
В рамках работы кружка в детском саду может быть организовано обучение детей нетрадиционным видам конструирования из бумаги. Это торцевание из салфеток или гофрированной бумаги, изготовление объемных поделок из папье-маше (из специально приготовленной бумажной массы, квиллинг (бумагокручение) – плоскостные или объемные композиции из спирально скрученных узких полосок бумаги [4, с. 59].
В разных возрастных группах детей дошкольного возраста обучают разным видам конструирования, по принципу – от легкого – к сложному.
Детей раннего возраста (2-3 года) знакомят с конструированием из кубиков, кирпичиков и других среднегабаритных строительных наборов. Дети из них собирают домики разной величины, мосты, поезда, автомобили и т. д. Другие виды материалов детям этого возраста не предлагают.
Дети 4-5 лет (средняя группа детского сада) способны работать с конструкторами из самых различных материалов. Дети увлеченно строят из них дома, большие города, космические станции, фигуры животных, птиц, людей, транспортные средства и т. д.
Старшие дошкольники (дети 6-7 лет) осваивают конструирование сложных моделей техники, архитектуры из разных материалов, в том числе и металлические конструкторы, детали которых крепятся между собой с помощью гаек и болтов. Они с увлечением длительное время способны изготавливать поделки из тематических конструкторов «Мосты», «Корабли», «Военная техника», «Загородный дом», «Ферма», «Подъемные краны», «Архитектор», «Аэропорт», «Железнодорожный вокзал» и др.
Конструирование из разных материалов в дошкольном образовательном учреждении – это систематический и целенаправленный процесс, связанный со всеми основными областями развития ребенка дошкольного возраста.
По познавательному развитию в ходе конструирования дети знакомятся с предметным миром, со свойствами разных материалов, овладевают сенсорными эталонами формы, величины и цвета, расширяются представления детей о плоскостных и объемных геометрических фигурах, формируется интерес к профессиям строителя, инженера, архитектора и др. При этом у детей развивается наглядно-образное мышление, произвольность восприятия, внимания, памяти, глазомер, умение ориентироваться в пространстве и т. д.
В социально-коммуникативном развитии благодаря конструированию происходят положительные сдвиги: дети учатся общаться со взрослыми и сверстниками, устанавливать с ними положительные взаимоотношения, учитывать интересы и потребности друг друга, задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свое мнение и т. д. Обогащается словарь ребенка, формируются навыки связной диалогической и монологической речи.
Положительное влияние конструирования отмечается и в художественно-эстетическом развитии дошкольников. У детей наблюдается развитие художественного вкуса, творческой самостоятельности, которая проявляется в оригинальности замысла конструкций и поделок, изготовленных в процессе конструирования из разных материалов. Самостоятельное изготовление моделей зданий и других архитектурных конструкций, техники, поделок из бумаги и природного материала формирует у дошкольников эстетическое отношение к окружающему миру, благодаря чему дети начинают лучше видеть и чувствовать его красоту и гармонию.
При этом конструирование развивает мелкую моторику пальцев и кистей рук, координацию движений руки и глаза, гибкость и точность в действиях, выполняемых обеими руками.
Чтобы конструирование действительно оказывало положительное влияние на развитие личности ребенка, педагоги дошкольных образовательных организаций должны уделять внимание не только методически грамотному проведению занятий по конструированию, но и создавать условия для того, чтобы постройкам, игрушкам и поделкам, изготовленным детьми, нашлось достойное применение. Часть из них можно подарить родственникам, инвалидам, детям младшего возраста, а другую часть можно использовать в конструктивных играх детей. Так, например, конструктивные игры с оригами можно провести по мотивам русских народных сказок в младшей и средних группах. Это будет способствовать развитию игровой деятельности детей.
Наш опыт работы по организации строительно-конструктивных игр с детьми средней, старшей и подготовительной групп показал следующее. Дети 4-5 лет в этих играх отражают свое видение предметного мира. В старшей группе дети строят более сложные конструкции, стараются передать в них особенности архитектуры, которыми отличаются, например, жилые дома от театров, музеев, цирка, супермаркетов. Их игры с этими постройками становятся продолжительнее по времени, интереснее по сюжету. В подготовительной группе постройки детей становятся еще более разнообразными и сложными. В играх с ними дети подражают профессиональной деятельности взрослых. Например, часть детей (шоферы) подвозят материалы на стройку, другая часть детей (строители) возводят стены, потолки, есть дети, которые занимаются благоустройством прилегающей к зданию территории, два-три ребенка (прораб, начальник) руководят строительством. Так строительно-конструктивная игра тесно смыкается с сюжетноролевой игрой – высшей формы игры детей дошкольного возраста.
С учетом вышесказанного отметим, что область конструирования является продуктивной, развивающей и значимой для развития ребенка дошкольного возраста.
Список литературы
1. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. ФГОС ДО / Л. В. Куцакова. – Москва : Сфера, 2019. – 240 с.
2. Литвинова, О. Э. Конструирование с детьми старшего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 5-6 лет. ФГОС ДО / О. Э. Литвинова. – Москва : Детство-пресс, 2021. – 128 с.
3. Лыкова, И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. ФГОС ДО : учеб. -метод. пособие / И. А. Лыкова. – Москва : Цветной мир, 2015. – 176 с.
4. Павлова, О. В. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность. Подготовительная группа. Комплексные занятия / О. В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2018. – 187 с.