Получи документы

Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

Мария Костина
Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

«Особенности использования познавательно-исследовательской

деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые

смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. В дошкольном возрасте такая активная позиция предполагает саморазвитие личности именно в познавательной деятельности, в процессе которой ребенок вступает в общение и взаимодействие со сверстниками, происходит становление

Публикация «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

мировидения ребёнка, осуществляется его личностный рост. Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены

репродуктивным путём.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительностион располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская

деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский. Ребё нок должен быть: любознательным, активным,интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задаватьвопросы взрослому, любить экспериментировать. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности умаленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольноговозраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интере сы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства,задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач.

У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов,обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам,проектам, опытам.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности,представляя собой протое, как будто " бесцельное "экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется

восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету,форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства "островки"познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру,продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим,а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский. Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии,яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка. Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой

группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения ит. п., а также возможности освоения действий с простыми орудиями,опосредствующими человеческую деятельность. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся наборы объемных геометрических тел,

различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастныеразмеры, доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат,треугольник, крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок и т. п.

В число объектов для исследования полезно также включить несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия. Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, манкой, фасолью, которым, по возможности,следует оснастить групповое помещение. Размещение материала для познавательно-исследовательскойдеятельности должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местахгруппового помещения, чтобы дети не мешали друг другу.

Часть объектов для исследования в действии может быть стационарно расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычныхстоликов, приспособленных для этой цели).

Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаются в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделять весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного "подзабытым" материалам.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности : приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

Создаются специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. В ходе экспериментирования ребенок познает объект.

В практической деятельности осуществляет выполняетпознавательную,ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковаядеятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

* активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект,самостоятельно строящий свою деятельность :ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности,

свои интересы, свою волю.

* ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации,обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Дошкольный возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как

подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появилось желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.

Публикации по теме:

Организация познавательно-исследовательской деятельности среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  1. Тема: «Организация познавательно-исследовательской деятельности среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО». воспитатель.

Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Что такое шоколад?» .

Консультация «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» С самого раннего детства ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается дошкольнику через опыт его личных ощущений,.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями космоса.

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Актуальность В настоящее время в системе дошкольного.

Пособие «Волшебные круги» для многофункционального использования в работе с детьми дошкольного возрастаПособие «Волшебные круги» для многофункционального использования в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность: С введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, большое внимание уделяется принципу.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г. Алагира Развитие познавательно –исследовательской деятельности.

Тезис «Использования ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста» Анотация: В тезисе описываются значимость и возможности использования ИКТ в работе с детьми. Дети привыкли видеть компьютеры, планшеты.

Возможности использования экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен.

Значимость использования мультимедийных материалов в работе с детьми дошкольного возраста Невозможно себе представить современное развитие общества без информационно - коммуникационных технологий. ПК быстро входит в нашу жизнь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 8 ноября 2018 в 23:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД