Получи документы

«Особенности коррекционно-развивающего процесса в логопедическом детском саду»

Нина Крюченкова
«Особенности коррекционно-развивающего процесса в логопедическом детском саду»

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира -

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития своего ребёнка, порой воспитывают вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Публикация «„Особенности коррекционно-развивающего процесса в логопедическом детском саду“» размещена в разделах

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Все мы знаем, что наши родители интересуются только питанием детей, считают, что детский сад – это место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине недопонимания.

Как изменить такое положение? Как сделать родителей участниками воспитательно-образовательного процесса?

Информационно – аналитическое

С целью установления контакта с членами семей воспитанников, мы начинаем работу с изучения семьи, выяснения воспитательных и образовательных потребностей родителей, для повышения качества педагогической работы. Для этого мы проводим анкетирование родителей «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных анализируются полученные сведения, выявляются особенности структуры родственных связей каждого ребенка, формируется представление о специфике семейного воспитания, что позволяет выработать тактику общения с каждым родителем, а нам, педагогам, помогает ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать ее индивидуальные особенности.

Важным моментом является определение степени «включенности» родителей в воспитательно-образовательный процесс. Сначала это определялось в количественных показателях присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие на детских праздниках, участие в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, посещение «Дня открытых дверей»; помощь в оснащении коррекционно-педагогического процесса.

Степень «включенности» позволила определить качественные показатели участия родителей: их инициативность, ответственность, отношение к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей:

• Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Это активные участники педагогического процесса, родители, заинтересованные в успешности своих детей.

• Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Это заинтересованные родители, но желающие решить проблемы с помощью специалистов.

• Родители – критические наблюдатели. Это такая категория родителей, которые воспитывают ребенка формально, «на словах», высказывая критику на результат деятельности ребенка или процесс выполнения работы. Это равнодушные родители.

Изучив особенности каждой семьи, у нас появляется возможность дифференцированного подхода к родителям в вопросах установления взаимодействия через реализацию познавательного и доверительного направления в педагогической практике.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, их развития, обучения и коррекции речи. Реализация этого направления или педагогическое сопровождение семьи, помогает родителям понять, как растет их ребенок, что с ним происходит и как ему оказать помощь и поддержку, то есть делает родителей действительно равноответственными участниками воспитательно-образовательного процесса. Это возможно при организации совместной работы всех специалистов детского сада : воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по плаванию, воспитателя по физической культуре, музыкального руководителя, старшей медицинской сестры.

При создании условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями необходимо:

1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

Для активизации и обогащения воспитательных умений родителей мы используем активные формы и методы работы, такие как:

• общие и групповые родительские собрания;

• консультации по темам и выявленным проблемам;

• проведение открытых мероприятий в группе с участием родителей;

• выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

• совместные экскурсии;

• Дни общения;

• Дни добрых дел;

• Дни открытых дверей;

• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

• оформление фотоальбома «Портрет моей группы»;

• совместная организация предметно-развивающей среды группы;

• работа с родительским активом группы;

• беседы и тематические встречи с детьми и родителями «Профессии моих родителей» и т. п.

Такие мероприятия «сближают» родительский коллектив, повышают ответственность, развивают творческую инициативу, а главное, формируют воспитательную компетентность родителей и доверительное отношение к детскому саду. СЛАЙД Расширяя познания родителей в области воспитания ребенка, мы реализуем доверительное направление в работе с родителями. Чем больше родитель понимает в вопросах воспитания, тем он более расположен к нам, педагогам. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Это актуально! Мы всегда отмечаем положительные моменты, достижения ребенка и семьи в вопросах воспитания, обучения и коррекции речи.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» мы проводим в нетрадиционной форме, с чаепитием, детским миниконцертом или выставкой детских работ. Для этого необходима тщательная подготовка. Начинается такое собрание с приветствия родителей. Простые игры: «Давайте познакомимся», «Будем дружить!» - объединяет взрослых, настраивает их на сотрудничество. Сначала все смущаются, но это чувство быстро переходит в радость и возникает интерес к тому, что происходит. Мягкое освещение, доброжелательный тон повествования способствуют созданию доверительной атмосферы, помогают родителям откровенно говорить о проблемах.

На каждом собрании мы выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают педагогам в совместной работе с детьми. Приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты или благодарности, в стихотворной форме:

Родители у нас – народ прекрасный,

Смысл воспитания для них, предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут.

Спасибо вам за труд большой,

За все, что сделано с душой!

В группе папа есть у нас,

Он помощник просто класс.

Пилит, чинит и строгает,

Во всем нам очень помогает.

Папы, мамы – молодцы!

Во всем нам помогают.

Белят, красят и поют,

И в игры играют.

Результатом такой работы явилось то, что родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом. Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателями. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателей, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы и детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Публикации по теме:

Рисование листьями, (нетрадиционное рисование).Рисование листьями, (нетрадиционное рисование). "Детство- важный период человеческой жизни, не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как.

Памятка по работе с родителями КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ Коррекционная работа даст положительный результат только в.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Особенности коррекционно-развивающего процесса в логопедическом детском саду»
Опубликовано: 13 января 2013 в 21:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД