Папки-передвижки

Особенности организации досуга детей — воспитанников СРЦН в каникулярное время

Юлия Бородинова
Особенности организации досуга детей — воспитанников СРЦН в каникулярное время

В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Эти дети находятся в условиях социальной депривации уже в силу того, что они лишены самого главного для ребёнка – семьи, которую не заменит самый лучший детский дом или социально-реабилитационный центр (СРЦН). Тем не менее, за годы пребывания в таком учреждении дети должны освоить определённые социальные роли и нравственные нормы, чтобы не стать жертвами процесса социализации, чтобы жить полноценно и счастливо, чтобы получить профессию, создать семью, реализовать себя в жизни.

Публикация «Особенности организации досуга детей — воспитанников Срцн в каникулярное время» размещена в разделах

Педагогически направленная социализация воспитанников должна осуществляться во всех сферах воспитательной и образовательной работы, в том числе и в сфере досуговой деятельности.

Стержнем адаптации и интеграции детей из СРЦН в общество является воспитание у них чувства дружбы, готовности к взаимопомощи. Нельзя не учитывать, что взаимопомощь в группах центра сочетается с конкуренцией. Дети, не имеющие родителей, родственников, ревнуют к детям, имеющим родителей или родственников, а также к детям, которых выбирают на опеку, усыновление. Поэтому группы для проведения досуга следует комплектовать с учётом возможности общения, лидерства.

Очевидно, что критическим фактором, определяющим особенности развития детей в СРЦН, трудности их обучения и воспитания, выступает отсутствие положительного влияние семьи. Иногда педагоги и воспитатели, понимая это, пытаются построить свои отношения с воспитанниками по типу семейных. При этом чрезмерно эксплуатируется эмоциональная сторона общения, что, однако, не приносит ожидаемых результатов, а только изматывает, выхолащивает педагога. В современной психологической литературе преобладает мнение, что связи воспитателей и воспитанников закрытых учреждений не должны имитировать семейных.

В условиях СРЦН отношения “взрослый – ребёнок” и “ребёнок – ребёнок”, как правило, фиксированы, в связи с этим диапазон представлений ребёнка о социальных ролях ограничен. Преодоление этого ограничения во время досуговой деятельности детей возможно за счёт включения воспитателя в детскую ролевую игру в нетрадиционной для него роли ребёнка. Это позволяет ребёнку преодолеть жёсткость ролевой позиции взрослого и своей собственной.

При организации игр по правилам желательно участие в них воспитателей на равных с детьми правах, но, при этом мастерство воспитателя значительно превышает умение детей; ему следует менять свою позицию в процессе игры: периодически (но не всегда) он должен подыгрывать ребёнку, приближая тем самым свою роль к роли партнёра – противника.

В деятельности СРЦН, детского дома или школы-интерната приобретают особую актуальность принципы педагогики и психологии, учитывающие индивидуальные особенности детей. В первую очередь целесообразно вовлекать воспитанников в деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их личности. Главное, она должна быть нацелена на достижение успеха, что усиливает мотивацию саморазвития личности.

Каникулярное время относится к сфере наибольшего благоприятствования для развития личности, когда можно практически для каждого ребёнка создать ситуацию успеха. Именно успех придаёт силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создаёт основу для формирования высокой самооценки, проявления неординарности и индивидуальности ребёнка, без которых невозможно становление здоровой психики.

Досуговая деятельность детей в связи с этим должна быть многообразной, включать различные формы образовательной, творческой, спортивной деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы детей. Особое внимание должно уделяться созданию условий для свободного выбора ребёнком видов деятельности.

Поскольку ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, во время досуга необходимо развивать у детей качества, от которых зависят их успехи в учё бе: интеллект, образное мышление, креативность. Для этого важно расширять конкретно – чувственный опыт воспитанников : увеличивать “пространство обитания”, в каникулярное время чаще совершать с детьми прогулки за территорию, всевозможные экскурсии, менять обстановку, в которой дети занимаются досуговой деятельностью.

Необходимо увеличение числа и разнообразия тех предметов, которые предназначены для развития различных сторон психики младшего школьника. Огромное значение для развития детей данного возраста имеет манипулирование с песком, водой, пластилином, камешками, деревяшками. Именно в процессе такого манипулирования (переливание, пересыпание, изменение формы предметов при лепке, многократное соотнесение между собой различных объёмов, плоскостей, весов и т. п.) закладываются важнейшие наглядно – образные представления ребёнка о величине, форме, строении предметов.

Целесообразно разработать особый курс занятий по изобразительной деятельности и словесному творчеству, направленных на развитие воображения. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны строиться не просто на копировании образца и отработке отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

Для развития вербального интеллекта важно, чтобы воспитанники рассказывали какие-нибудь истории, сочиняли сказки, рассказы, стихи.

Взрослый во время занятий с воспитанниками должен быть предельно доброжелателен, поощрять малейший успех каждого ребёнка.

Часто педагоги и воспитатели детских учреждений интернатного типа используют силу зависимости ребёнка от их настроения, внимания, авторитета для управления поведением. При этом, однако, не учитываются отрицательные последствия такой эмоциональной зависимости. Воспитатель должен стремиться развивать автономию ребёнка от взрослого.

Пассивность и неверие детей в то, что каникулы в условиях СРЦН можно провести интересно и с пользой для себя, обычно помогают преодолеть такие формы организации досуга, как театрализация, анимация. С их помощью дети проигрывают различные жизненные ситуации, учатся ориентироваться в них, проявлять находчивость, сопереживать товарищу. Они полезны для развития общения со взрослыми и сверстниками, позволяют отработать навыки поведения в разнообразных конкретных ситуациях, в том числе трудных, конфликтных. Полезно учить детей не только правильно вести себя в различных ситуациях, но и как бы выходить за пределы актуальной жизненной ситуации (что и даёт, по существу, возможность овладеть этой ситуацией). Для этого можно проводить с детьми различные игры, в которых они должны вообразить, представить себе, что будет делать их сверстник (а ребёнок обычно идентифицирует себя со сверстником, чем может закончиться тот или иной его поступок. Можно разыгрывать подобные сюжеты по типу театральных сюжетов.

Во всех играх, театрализациях необходимо особое внимание уделять тому, чтобы ребёнок научился максимально эмоционально, насыщенно представлять будущее, последствия своих поступков для себя и окружающих.

Важными факторами, которые необходимо учитывать при организации досуговой деятельности в условиях СРЦН, являются: быстрая утомляемость воспитанников, их неспособность сосредоточиться на длительное время, нарушения сна, недостаточное развитие навыков общения и совместной деятельности. Это определяет специфику требований к организации режима досуговой деятельности :

- проведение занятий в малых группах;

- непродолжительность занятий, чередование с отдыхом;

- разнообразие занятий, проведение нескольких разноплановых занятий в течение дня.

Таким образом, отказ от авторитарного стиля общения с детьми, от жёсткой регламентации содержания и форм досуговой деятельности позволяет преодолеть формализм и казёнщину, сделать досуг детей интересным. Досуговая деятельность в условиях СРЦН должна стать совместной развивающей деятельностью детей и взрослых. При этом необходимо предоставлять детям самостоятельность, обеспечивать смену ролей и деятельности каждого ребёнка, развивать интересы, умения, способности детей.

Публикации по теме:

Фотоотчет об организации летних прогулок «Какое замечательное время года — лето!»Фотоотчет об организации летних прогулок «Какое замечательное время года — лето!» «Какое замечательное время года - лето!» Цель: создать условия в детском саду для организации летних прогулок. Задачи: способствовать.

Методы и формы организации деятельности воспитанников "Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства". «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы,.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников "Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в ходе реализации программы развития и образования детей.

Особенности организации труда детей во второй младшей группе детского сада Основными формами организации труда детей в детском саду являются: - поручения; - дежурства; - коллективный труд. Во второй младшей группе.

Особенности организации ОД кружка «Цветные ладошки» Пояснительная записка Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-5 лет «Цветные ладошки».

Особенности организации педагогического процесса в ДОУ Высокие темпы общего развития детей дошкольного возраста, в том числе и умственного, требуют дифференциации обучения в разных возрастных.

Особенности работы воспитателя в организации процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством,.

Рекомендации по организации совместного досуга детей и родителей в старшей группе когнитивного развития на 2017–2018 год Рекомендации по организации совместного досуга детей и родителей в старшей группе когнитивного развития на 2017-2018 г. СЕНТЯБРЬ Тема: «Хлеб.

Сценарий концертно-игровой программы для воспитанников Срцн к 23 февраля «Армия во все времена» Сценарий концертно-игровой программы. Российская армия во все времена. Цели: расширить знания о празднике «День защитника Отечества». Задачи:.

Консультация для воспитателей «Использование игровых методов и приемов во время утреннего приема воспитанников» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлински Утренний приём имеет большое значение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации досуга детей — воспитанников СРЦН в каникулярное время
Опубликовано: 18 августа 2018 в 16:05
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД