МААМ-картинки

Особенности организации учебной деятельности на уроках самопознания

Сауле Махбаева
Особенности организации учебной деятельности на уроках самопознания

Мастер – класс.

«Особенности организации учебной деятельности на уроках самопознания»

Здравствуйте.

Я думаю, никто не будут возражать против того, что самое лучшее знание приходит к человеку тогда, когда он сам его добывает, переживает, пропускает через свои мысли и чувства. Чтобы понять: ЧТО ТАКОЕ САМОПОЗНАНИЕ, нужно просто прожить один из уроков, прочувствовать и своими глазами увидеть все, что там происходит. Какие темы обсуждаются, как стоится учебная деятельность учащихся и складываются взаимоотношения между детьми и учителем, какие приемы и методы используются, какова структура самого занятия и многое другое…

Публикация «Особенности организации учебной деятельности на уроках самопознания» размещена в разделах

Обо всем этом мы постараемся поговорить на нашей встрече.

1. И начнем мы её традиционно, как это принято на уроке самопознания, – с КРУГА РАДОСТИ. Этот круг организуется для того, чтобы каждый ребенок почувствовал себя свободно, настроился на общение и хорошее настроение, почувствовал себя принятым в знакомый ему большой дружеский круг, где он пользуется доверием и сам доверяет другим.

Давайте поздороваемся друг с другом способами, принятыми в различных странах мира. При этом учитель называет страну и форму приветствия. Дети выполняют действия, названные учителем:

в Казахстане принято пожимать друг другу руки;

в Италии – горячо обниматься;

в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;

в Зимбабве – трутся спинами;

в Македонии – здороваются локтями;

в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;

у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром.

А у нас на уроках самопознания мы дарим друг другу улыбку и пожелание. Пожелайте что-нибудь друг другу.

2. Упражнение «Найди пару». Найти себе пару двигательно – активно: для этого раздаются части слов, разделенных на две половины.

1. МИЛО СЕРДИЕ

2. ДОБРО ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

3. ВЗАИМО ПОНИМАНИЕ

4. БЛАГО ДАРНОСТЬ

5. ЛЮБО ЗНАТЕЛЬНОСТЬ

6. ЦЕЛЕ УСТРЕМЛЕННОСТЬ

7. ЧЕЛО ВЕЧНОСТЬ

8. ТРУДО ЛЮБИЕ

9. СОПЕРЕ ЖИВАНИЕ

10. ДО ВЕРИЕ

11. ПОД ДЕРЖКА

12. ЧУВСТВО ЮМОРА

13. УРАВНО ВЕШЕННОСТЬ

14. САМО КРИТИЧНОСТЬ

15. ЖИЗНЕ РАДОСТНОСТЬ

Необходимо, переходя друг от друга, составить слово – название общечеловеческой ценности, т. е. найти свою пару.

Объясните значение своего слова.

Можно ли его назвать ценностью жизни? Почему?

3. Упражнение «Интервью».

Предлагается взять интервью у своего напарника. Ответы записываются на листах.

1. Имя ___

2. Три прилагательных, характеризующих Вас ___

3. Три ценности в жизни ___

4. Чего Вы боитесь в жизни? ___

5. Три Ваших достижения ___

6. Ваша мечта ___

Проведение презентации своего напарника.

4. МОЗГОВАЯ АТАКА (ШТУРМ). Это метод развития творческой инициативы и быстрого генерирования идей. Учитель предлагает задания, которые учащиеся решают и выполняют, ориентируясь не на знания, а на логику и фантазию. Цель упражнения – найти интересное, оригинальное толкование проблемы.

Например, ответьте на вопрос «Как стать гением?»

Выберите интересный, оригинальный ответ из предложенных, или сформулируйте свой:

• Нужно есть морковку.

• Нужно найти живого гения и расспросить его об этом.

• Нужно читать по 16 часов в день и, конечно, не ходить в школу.

• Нужно почаще говорить, слушать и спорить с умными людьми.

Нужно перед сном твердить себе: «Я гений», - и у вас все получиться.

• Чтобы стать гением, надо дать, прежде всего, определение гениальности.

• Нужно есть полномасштабный набор витаминов.

• Нужно жить в деревне, в красивом месте и чтоб был пруд.

• Нужно любить себя и любить людей.

• Нужно оказаться в нужном месте в нужное время и очень много работать.

• Гениальность определяется в значительной мере наследственностью и божественным предначертанием.

• Гениальность связана с сильной любовью.

5. РАЗМИНКА. Это такой компонент занятий по самопознанию, который необходим для снятия нагрузки, преодоления усталости, снижения утомляемости. Разминка проводится в форме короткой игры, направленной на переход от одного вида деятельности к другой. Использование данного приема стимулирует хороший настрой в группе, развивает внимание, скорость реакции, способствует сплоченности в коллективе.

Игра-активатор “Друг к дружке”.

Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!

- Нос к носу!

- Спина к спине!

- Друг к дружке!

- Бедро к бедру!

- Ухо к уху!

- Пятка к пятке!

- Друг к дружке!

- Носок к носку!

- Живот к животу!

- Лоб ко лбу!

- Друг к дружке!

- Бок к боку!

- Колено к колену!

- Мизинец к мизинцу!

- Друг к дружке!

- Затылок к затылку!

- Локоть к локтю!

- Кулак к кулаку!

Все. Спасибо. Садитесь!

6. ЧТЕНИЕ ПРИТЧИ. Это важный вид речевой и мыслительной деятельности на уроке самопознания, который создаёт благоприятные условия для коллективного прослушивания рассказов, сказок, притч, стихотворений. Дети учатся слушать и слышать, чувствовать и сопереживать, размышлять и рассуждать.

Притча – это поучительный рассказ, который обладает одной очень важной особенностью - притча никогда не говорит в открытую, что делать, кто прав, где истина. В притче эта информация прикрыта, зашифрована.

Я хочу подарить вам несколько притч.

О нашей жизни

Один мудрец попросил однажды своих учеников внимательно следить за его действиями и объяснить их. Он взял с полки большой стеклянный сосуд, наполнил его до краев крупными камнями. Проделав это, мудрец поставил сосуд на стол и спросил учеников: полон ли тот? Все подтвердили, что стеклянный сосуд полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камешками, высыпал их в этот же сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камешки заполнили промежутки между большими камнями. Учитель вновь спросил учеников: полон ли сосуд теперь? И они снова подтвердили – полон.

Затем мудрец взял со стола большую коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок заполнил оставшиеся промежутки между камнями в сосуде.

Мудрец взял другой сосуд, подобный первому, и сразу заполнил его песком. Потом он попытался поместить туда один из крупных камней, но у него ничего не вышло, так как песок препятствовал этому.

- Теперь, – обратился мудрец к ученикам, – я хотел бы, чтобы вы пояснили порядок моих действий и содержимое обоих сосудов.

• Как вы думаете, что ответили ученики?

Ученики, посовещавшись между собой, так решили:

- Крупные камни могут олицетворять самые главные вещи в жизни человека: семья, любимый человек, здоровье, дети – те вещи, которые, даже не будь у него всего остального, всегда наполнят его жизнь смыслом. Мелкие камешки представляют менее важные вещи, такие как, например, работа, квартира или фамильные ценности. Песок же символизирует жизненные мелочи, повседневную суету, коей наполнена жизнь человеческая.

Затем самый старший из учеников добавил:

- Если человек опрометчиво наполнит сосуд, свою жизнь, сначала песком (суетой и жизненными мелочами, то в ней не останется места ни для каких важных вещей. Жизнь дана человеку не на то, чтобы расходовать ее на мелочи и пустяки, а для важных вещей и ценностей. Поэтому человеку стоит обращать свое внимание только на самое главное, находить время для своих родителей, детей и любимых, следить за своим здоровьем. Тогда у него останется еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального.

Мудрец, улыбнувшись, ответил своим ученикам:

- Мне остается лишь добавить одну мысль – берегите свои большие камни – только они имеют цену, все остальное – лишь песок.

7. Упражнение «Благодарность учителям»

Напишите список всех, с кем вам необходимо поговорить, выяснить отношения. Вы узнаете их сразу по острому уколу боли или легкой печали, которая появится, когда они к вам придут. А они придут, как только вы их позовете. Просто скажите в душе: «Приходите ко мне все, кто недоволен мной, придите все, кем я недовольна».

Пишите имена. Пишите имена тех, кто рядом, и тех, кто далеко. Пишите имена живых и ушедших. Пишите всех, кто придет вам на ум, не пропуская никого, никого не исключая. Кто-то из них сразу вызовет слезы. Кто-то заставит удивиться: мол зачем тут? Раз пришел, значит ему надо. Или вам надо. Это, в сущности, одно и то же – в этом мире мы все слиты, все связаны, как пчелы в улье. А потому, что надо одному, то надо и другому.

Когда вот так будите вспоминать, записывая имена, то многие неглубокие обиды сами собой тут же испарятся. Вы сразу почувствуете легкость, как только снова прочтешь имя человека, с которым это связано. Просто ему, тому человеку, может быть, самую малость не хватило вашего внимания, вашей памяти, вашего душевного взгляда в его сторону. Вот он сейчас это уже получил.

Другие останутся. Их подчеркните. Им нужна ваша особая душевная работа. Из тех, кто остался, выберите сначала одного – того, кто больше всего в этой жизни мучил вас. Вы уже понимаете, что именно этот человек – Ваш главный Учитель.

Напишите ему или ей письмо. Пишите коротко или длинно – как захотите. Все время следите за своими чувствами. Даже если будете при этом плакат. Если какая-то фраза идет очень трудно, не дается – значит, она главная. Нарочно напишите ее несколько раз, наблюдая, как с каждым разом становится все легче и легче.

Руководство дворника для очистки отношений:

1. Обратитесь к этому человеку, как в обычном письме. Если сможете сказать ему «дорогой, дорогая, любимый» и так далее, напишите это. Если не сможете – просто окликните его по имени. Это – проверка связи, налаживание контакта.

2. Теперь назовите себя: я, такая-то, твоя дочь, или сестра, жена, или любовница, подруга, сокурсница, одноклассница и прочее.

3. «Сейчас я обращаюсь к тебе, потому что хочу…» И напишите, что вы хотите: разобраться в отношениях или простить, попросить прощение, освободить в душе место для новых отношений.

4. Теперь напишите ему или ей о том, как вы друг друга мучили, как доставали друг друга. Или мучаете и достаете в настоящее время.

5. Напишите, что вы чувствовали, когда это происходило или происходит. Здесь выплюнете на бумагу все – всю душевную накипь, выскажите все свое страдание.

6. И напишите, что сейчас в настоящее время, думаете о ваших отношениях.

7. Напишите, как бы вы хотели, чтобы вы относились друг к другу – опишите идеальную картину вашей любви, дружбы, взаимного уважения.

8. Что бы вы при этом чувствовали? Вот здесь – все самое святое, самое заветное!

9. А теперь скажите, чему вы научились, благодаря этим отношениям и тому, что этот человек был или есть в вашей жизни.

10. Выскажите ему или ей всю свою благодарность за нелегкую школу жизни, которую вместе с ним или с ней прошла или проходит сейчас.

11. Где бы сейчас ни был этот человек, на этом или том свете, пожелайте ему радости и мудрости, пожелайте света и добра.

12. Поставьте число и свою подпись.

8. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Слово самопознание чё тко делится на две части:

САМО – ПОЗНАНИЕ.

Значит, самопознание – это процесс познания человеком самого себя.

Когда он начинается? Наверное, с того момента, когда мы задумываемся о себе, своих поступках, словах. Мы начинаем анализировать свои действия, давать им оценку, стремимся изменить то, что нам не нравиться, понимаем причины своих удач и неудач, принимаем себя такими, какими являемся, задумываться о своем будущем. Конечно, этот момент приходит к людям в разное время, но приходит обязательно. Если он начинается в школьном возрасте, то есть возможность прожить более успешную жизнь, потому что можно многое изменить и исправить. За житейской суетой мы часто забываем о том, что живем не только в материальном мире. Мир духовный куда более значим для человека, потому что позволяет ему расти, самосовершенствоваться. Никакие материальные блага на заменят теплоту человеческого общения, искренность дружбы, чистоту любви и радость счастья. Они не могут дать человеку интересную работу, единственную любовь, счастливую семью, здоровых детей. Когда возникают трудности, приходят неприятности и разочарования, мы очень часто задаемся вопросами: Почему? За что это мне? Неужели я этого заслужила? Что делать?.

А может все, что с нами происходит – это закономерность. Это следствие наших необдуманных действий. Это напоминание, что мы сделали, что-то не так. И мы еще можем все исправить.

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА «Интервью с богом». Настроить на понимание слова «Бог» - духовный отец всех религий.

Обсуждение:

• Понравился ли вам фильм? Почему?

• Какая мысль, высказанная Богом, особенно затронула?

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 1 Эта консультация будет полезна молодым педагогам. Неумолимая статистика констатирует нам тот факт, что за последние годы педагогический.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 2 1 слайд: Продолжаю тему особенностей организации режимных моментов в младших группах. Теперь хочу предложить рассмотреть модель организации.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Методическая мастерская «Особенности организации спортивно-оздоровительных секций в ДОУ» (фотоотчет)Методическая мастерская «Особенности организации спортивно-оздоровительных секций в ДОУ» (фотоотчет) 25 апреля 2018 года на базе МБДОУ № 15 прошло очередное заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации учебной деятельности на уроках самопознания
Опубликовано: 24 сентября 2020 в 07:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...

10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД