Екатерина Севостьянова
Особенности организации экспериментальной деятельности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность дошкольника рассматривается в отечественных и зарубежных исследованиях достаточно давно., например, Жан Пиаже в своих работах по психологии развития неоднократно указывал на экспериментальную деятельность, а, выдающийся российских психолог Николай Поддъяков многолетними исследованиям доказал, что экспериментально-исследовательская деятельность так же как игровая является ведущей в дошкольном возрасте. Актуальность темы данного доклада опирается на следующие основания:
Публикация «Особенности организации экспериментальной деятельности дошкольника» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Во-первых, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выделяет исследовательскую деятельность как одну из основных в дошкольном возрасте.
Во-вторых, при имеющихся разработках данной темы не все педагоги, работающие с дошкольниками, представляют особенности экспериментальной деятельности (то есть что делать, как делать и что нужно для организации таковой деятельности
И, в-третьих, мне самой интересно было узнать особенности организации исследовательской экспериментальной деятельности, так как она, на мой взгляд, является одной из самых интересных для детей-дошкольников.
Единого строгого психологического определения экспериментирования нет. Обычно под ним понимается исследование объекта или ситуации путем управления условиями (переменными, факторами). Поскольку сами переменные, их сложность, количество, а также уровень их контроля могут варьировать в очень широком диапазоне, это понимание охватывает и исследовательскую манипулятивную деятельность маленького ребенка, и деятельность коллектива ученых. Определение экспериментирования, на которое я буду опираться представлено на слайде.
В основе экспериментально-исследовательской деятельности лежат 2 условия :
-самостоятельная детская деятельность;
-творческая детская деятельность.
Многочисленные исследования в этой области свидетельствуют о том, что экспериментирование существенно влияет на развитие ребенка. Так, на слайде обобщены некоторые из сторон целостного развития дошкольника, активно прирастающие под влиянием экспериментирования.
Детское экспериментирование направлено на развитие поисково-познавательной деятельности и предполагает решение задач, достаточно описанных в педагогике и психологии развития.
Эксперименты, по разным основаниям для классификации, могут быть разными: групповыми и индивидуальными,
однократными или циклическими (например, цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.);
констатирующими, сравнительными или обобщающими:
-констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно состояние объекта или одно явление,
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
-обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу организации эксперименты могут быть демонстрационными и фронтальными.
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.
Из каких этапов состоит эксперимент? : Поддъяков, в своих работах выделяет следующие компоненты структуры экспериментов :
1. постановка проблемы;
2. поиск путей решения проблемы;
3. проведение наблюдения;
4. обсуждение увиденных результатов;
5. формулировка выводов.
Но, исходя из особенностей дошкольного возраста, детское экспериментирование имеет особую специфику, которую необходимо учитывать при построении образовательного процесса:
1. Экспериментирование должно быть свободно от обязательности (ребенка нельзя заставить наблюдать или манипулировать с объектом, если он не хочет).
2. Экспериментирование дошкольников нельзя жестко регламентировать (временными или иными рамками).
3. Действия педагога и детей должны сопровождаться объяснениями и комментариями.
4. До старшего возраста действия должны фиксироваться воспитателем.
Какие условия необходимы, для того чтобы экспериментирование состоялось? Изучив существующие работы по данной тематике, мы выявили два важных условия:
Во-первых, воспитатель должен знать и уметь организовывать данную деятельность.
Во-вторых, экспериментирование невозможно без специально организованной среды.
По первому условию мы выявили существующие методические рекомендации и описание экспериментирования у таких авторов как О. В. Дыбина, Рахманова Н. П., Щетинова В. В., С. Н. Николаева, А. И. Шапиро; из зарубежных Ж. Пиаже и другие авторы. То есть в личной библиотеке воспитателя обязательно должно быть несколько книг на данную тему. Обратившись к воспитателям базовых детских садов колледжа с вопросом: имеются ли в детском учреждении методические рекомендации по проведению экспериментирования, мы получили сведения, что во всех методических кабинетах пособия разных авторов на эту тему есть.
Обратившись ко второму условию, то есть к наличию в группе ДОУ специальной среды, мы столкнулись с 2 вопросами:
1. Что должно быть в Центре или в уголке экспериментирования?
2. Что есть в группах в соответствии с требованиями?
Анализируя имеющиеся методические разработки в печатных изданиях и интернет- ресурсах, требования к оснащению пространственно-предметной развивающей среды, заданных в стандарте дошкольного образования, нами сделаны выводы о том, что место для самостоятельной и совместной экспериментальной деятельности ребенка и взрослого должно быть достаточно хорошо оборудовано.
При отборе материала для исследования, мы не только рассматривали и фотографировали имеющиеся центры, но и беседовали с воспитателями и методистами по специфике их наполнения.
Итогом стали следующие результаты:
1. В группах есть таковые Центры и Уголки.
2. Оснащение Центров и Уголков разное.
Таким образом, анализ условий, необходимых для реализации экспериментальной деятельности в детском саду показал, что:
1. Пространственно-предметная среда должна быть хорошо оснащена и поддерживать как совместную, так и самостоятельную детскую экспериментально-исследовательскую деятельность.
2. Педагоги должны быть компетентны в организации данной деятельности.
Мы так же определили дальнейшие шаги по изучению данной темы:
1. Выявить представления воспитателей Канска об экспериментальной деятельности.
2. Создать подборку экспериментов для разных возрастных групп из имеющихся методических рекомендаций.
3. Организовать и провести экспериментальную деятельность с детьми в ходе дальнейших практик для приобретения практического опыта организации данной работы.