Лучший педагог года

Особенности организации экспериментальной деятельности дошкольника

Екатерина Севостьянова
Особенности организации экспериментальной деятельности дошкольника

Экспериментальная деятельность дошкольника рассматривается в отечественных и зарубежных исследованиях достаточно давно., например, Жан Пиаже в своих работах по психологии развития неоднократно указывал на экспериментальную деятельность, а, выдающийся российских психолог Николай Поддъяков многолетними исследованиям доказал, что экспериментально-исследовательская деятельность так же как игровая является ведущей в дошкольном возрасте. Актуальность темы данного доклада опирается на следующие основания:

Публикация «Особенности организации экспериментальной деятельности дошкольника» размещена в разделах

Во-первых, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выделяет исследовательскую деятельность как одну из основных в дошкольном возрасте.

Во-вторых, при имеющихся разработках данной темы не все педагоги, работающие с дошкольниками, представляют особенности экспериментальной деятельности (то есть что делать, как делать и что нужно для организации таковой деятельности

И, в-третьих, мне самой интересно было узнать особенности организации исследовательской экспериментальной деятельности, так как она, на мой взгляд, является одной из самых интересных для детей-дошкольников.

Единого строгого психологического определения экспериментирования нет. Обычно под ним понимается исследование объекта или ситуации путем управления условиями (переменными, факторами). Поскольку сами переменные, их сложность, количество, а также уровень их контроля могут варьировать в очень широком диапазоне, это понимание охватывает и исследовательскую манипулятивную деятельность маленького ребенка, и деятельность коллектива ученых. Определение экспериментирования, на которое я буду опираться представлено на слайде.

В основе экспериментально-исследовательской деятельности лежат 2 условия :

-самостоятельная детская деятельность;

-творческая детская деятельность.

Многочисленные исследования в этой области свидетельствуют о том, что экспериментирование существенно влияет на развитие ребенка. Так, на слайде обобщены некоторые из сторон целостного развития дошкольника, активно прирастающие под влиянием экспериментирования.

Детское экспериментирование направлено на развитие поисково-познавательной деятельности и предполагает решение задач, достаточно описанных в педагогике и психологии развития.

Эксперименты, по разным основаниям для классификации, могут быть разными: групповыми и индивидуальными,

однократными или циклическими (например, цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.);

констатирующими, сравнительными или обобщающими:

-констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно состояние объекта или одно явление,

- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);

-обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По способу организации эксперименты могут быть демонстрационными и фронтальными.

Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.

Из каких этапов состоит эксперимент? : Поддъяков, в своих работах выделяет следующие компоненты структуры экспериментов :

1. постановка проблемы;

2. поиск путей решения проблемы;

3. проведение наблюдения;

4. обсуждение увиденных результатов;

5. формулировка выводов.

Но, исходя из особенностей дошкольного возраста, детское экспериментирование имеет особую специфику, которую необходимо учитывать при построении образовательного процесса:

1. Экспериментирование должно быть свободно от обязательности (ребенка нельзя заставить наблюдать или манипулировать с объектом, если он не хочет).

2. Экспериментирование дошкольников нельзя жестко регламентировать (временными или иными рамками).

3. Действия педагога и детей должны сопровождаться объяснениями и комментариями.

4. До старшего возраста действия должны фиксироваться воспитателем.

Какие условия необходимы, для того чтобы экспериментирование состоялось? Изучив существующие работы по данной тематике, мы выявили два важных условия:

Во-первых, воспитатель должен знать и уметь организовывать данную деятельность.

Во-вторых, экспериментирование невозможно без специально организованной среды.

По первому условию мы выявили существующие методические рекомендации и описание экспериментирования у таких авторов как О. В. Дыбина, Рахманова Н. П., Щетинова В. В., С. Н. Николаева, А. И. Шапиро; из зарубежных Ж. Пиаже и другие авторы. То есть в личной библиотеке воспитателя обязательно должно быть несколько книг на данную тему. Обратившись к воспитателям базовых детских садов колледжа с вопросом: имеются ли в детском учреждении методические рекомендации по проведению экспериментирования, мы получили сведения, что во всех методических кабинетах пособия разных авторов на эту тему есть.

Обратившись ко второму условию, то есть к наличию в группе ДОУ специальной среды, мы столкнулись с 2 вопросами:

1. Что должно быть в Центре или в уголке экспериментирования?

2. Что есть в группах в соответствии с требованиями?

Анализируя имеющиеся методические разработки в печатных изданиях и интернет- ресурсах, требования к оснащению пространственно-предметной развивающей среды, заданных в стандарте дошкольного образования, нами сделаны выводы о том, что место для самостоятельной и совместной экспериментальной деятельности ребенка и взрослого должно быть достаточно хорошо оборудовано.

При отборе материала для исследования, мы не только рассматривали и фотографировали имеющиеся центры, но и беседовали с воспитателями и методистами по специфике их наполнения.

Итогом стали следующие результаты:

1. В группах есть таковые Центры и Уголки.

2. Оснащение Центров и Уголков разное.

Таким образом, анализ условий, необходимых для реализации экспериментальной деятельности в детском саду показал, что:

1. Пространственно-предметная среда должна быть хорошо оснащена и поддерживать как совместную, так и самостоятельную детскую экспериментально-исследовательскую деятельность.

2. Педагоги должны быть компетентны в организации данной деятельности.

Мы так же определили дальнейшие шаги по изучению данной темы:

1. Выявить представления воспитателей Канска об экспериментальной деятельности.

2. Создать подборку экспериментов для разных возрастных групп из имеющихся методических рекомендаций.

3. Организовать и провести экспериментальную деятельность с детьми в ходе дальнейших практик для приобретения практического опыта организации данной работы.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 1 Эта консультация будет полезна молодым педагогам. Неумолимая статистика констатирует нам тот факт, что за последние годы педагогический.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 2 1 слайд: Продолжаю тему особенностей организации режимных моментов в младших группах. Теперь хочу предложить рассмотреть модель организации.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Методическая мастерская «Особенности организации спортивно-оздоровительных секций в ДОУ» (фотоотчет)Методическая мастерская «Особенности организации спортивно-оздоровительных секций в ДОУ» (фотоотчет) 25 апреля 2018 года на базе МБДОУ № 15 прошло очередное заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации экспериментальной деятельности дошкольника
Опубликовано: 17 сентября 2021 в 10:06
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД