Получи документы

Особенности работы с гиперактивными детьми в детском саду

Наталья Лукьянова
Особенности работы с гиперактивными детьми в детском саду

Бытует ошибочное мнение, что гиперактивность – следствие родительских ошибок. На самом деле, это особенность нервной системы ребенка, которая на медицинском языке называется «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Это не заболевание, не ярлык, который навешивается на ребенка. Это сигнал к тому, что такой малыш – особенный и требует особого подхода.

Публикация «Особенности работы с гиперактивными детьми в детском саду» размещена в разделах

Гиперактивность у ребёнка становится заметной уже в дошкольном возрасте. Всё более отчётливо проявляется неспособность сосредоточиться на каком-нибудь предмете или явлении: ребёнок разбрасывает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультфильм. Но наиболее заметными проблемы с вниманием становятся к моменту, когда дошкольник приходит в детский сад. Появление такого ребенка в группе детского сада с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он попадает в коллектив, живущий по определённому распорядку, где от каждого требуется достаточная степень самоконтроля. Гиперактивный ребёнок мешает организованной деятельности в детском саду, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает воспитателя. Педагоги, как правило, не в силах справиться с такими детьми, а родители не понимают активного поведения своих малышей. Вместе с тем, проблема остается. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики воспитателя, умения применять в своей работе рекомендации по работе с подобными детьми.

Гиперактивные дети суетливы, никогда не сидят спокойно. Нередко бывают болтливы. Часто беспричинно двигают кистями рук, стопами, елозят на стуле, постоянно оборачиваются. Они не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивают без разрешения, ходят по группе и т. п. Двигательная активность такого ребёнка, как правило, не имеет определённой цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно. Гиперактивные дети не могут играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определённым. Они всегда нацелены на движение. Такой ребёнок чувствует себя неуютно в коллективе, ведь попав в разряд «неуспевающих», он ощущает негативное отношение со стороны педагогов и сверстников, что ещё больше усиливает неадекватное активное поведение. Дошкольника часто ругают взрослые, над ним смеются и «не берут в игру» дети. Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже без видимой причины. Важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более что обычно у таких детей снижена реакция на болевые стимулы.

Подобное поведение чревато возникновением трудностей в обучении, восприятии окружающего мира, общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому к таким детям нужен особый, индивидуальный подход. У таких детей очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай» для них, по сути дела, пустой звук. Для них система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями.

Воспитатели дошкольного учреждения должны помнить, что гиперактивному ребёнку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребёнок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Нагрузка должна соответствовать возможностям ребёнка. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребёнок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесёт. Разумнее переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол и т. д. Если ребёнок в состоянии продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему. В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребёнку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может снизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребёнка чувство успеха. Дети получат удовольствие от выполнения задания, и как следствие - у них повысится самооценка.

Занятия с детьми должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивности, развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкциям педагога. Многие дети с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость дошкольника будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с такими детьми.

Педагоги и родители должны иметь четкие представления о том, какие нарушения поведения ребенка указывают на невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Приведем описания этих симптомов:

симптомы

невнимательность гиперактивность импульсивность

- недостаточно внимателен к деталям;

- с трудом удерживает внимание;

- создается впечатление, что ребенок не слушает говорящего;

- имеет трудности организации;

- избегает выполнения задания;

- теряет предметы;

- отвлекается на внешние раздражители;

- забывчив. - не может усидеть на месте, когда это требуется;

- шумно играет;

- чрезмерно разговорчив. - быстро дает ответы на вопросы, иногда не дождавшись их окончания;

- проявляет нетерпение, когда приходится ждать своей очереди;

- прерывает и вмешивается в чужие разговоры.

Вот некоторые примеры таких игр:

- «Черепаха» - для контроля за своими движениями: движение ребёнок начинает от противоположной стены к взрослому, как черепаха – медленно, не останавливаясь и не спеша. Через 2 – 3 минуты дается новая команда – остановиться, «замереть». Если игра проходит в группе, то побеждает тот, кто оказался дальше всех от взрослого. Можно повторить игру несколько раз, и обсудить её (что мешало двигаться медленно, и что помогло выполнять команды);

- «Клубочек» - для обучения саморегуляции: расшалившемуся ребенку надо смотать в клубок яркую пряжу (веревку, причем размер клубка с каждым разом увеличивается, сообщая при этом, что пряжа (веревка) волшебная – она поможет ему успокоиться, не огорчаться, не уставать и не «заводиться», как только он начнет её сматывать;

- «Птичка» - на развитие мышечного контроля: дать ребенку в ладошки маленькую, хрупкую пушистую птичку (иную игрушку, он должен подержать её в ладошках, защитить от коршуна, погладить, поговорить с ней, сказать добрые слова и успокоить ее. В дальнейшем игрушку можно не класть, а напомнить ребенку о ней и предложить успокоить ее снова, просто сложив ладошки и сев на стул;

- «Что нового» - игра для обучения концентрировать внимание на деталях: взрослый рисует геометрическую фигуру, по очереди (если в группе, то дети) к фигуре дорисовываются детали, создается тем самым картинка. Когда кто- то пририсовывает детали, остальные глаза закрывают, и после их открытия находят новое в рисунке. Чем дольше игра, тем сложнее;

- «Ласковые лапки» - игра для снятия напряжения мышечных зажимов, снижения агрессивности: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть.

Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.

- «Кричалки—шепталки—молчалки» - игра на развитие наблюдательности, умения действовать по правилу: из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

Игры и упражнения для индивидуальных занятий с гиперактивным ребенком

1. Игры для развития произвольности:

Игра «Да» и «нет» не говори» (3-5 мин).

Инструкция: родитель (психолог) говорит ребенку: «Сейчас мы с тобой

поиграем, я буду задавать вопросы. Отвечая, ты не должен употреблять слова «да» и «нет».

Поочередно задаются следующие вопросы:

- Ты сейчас дома?

- Ты любишь смотреть мультфильмы?

- Кошки умеют лаять?

- Яблоки растут на елке?

- Сейчас ночь? И т. п.

Если ребенок при ответе употребляет «да» или «нет», необходимо повторять вопрос. В ходе игры ребенку можно предложить ответить на 1 -3 вопроса.

Игра «Летает - не летает» (3-5 мин).

Инструкция: воспитатель говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова, а ты будешь поднимать руки вверх только тогда, когда я буду произносить название предмета, который может летать. Провоцируя ре-бенка, воспитатель поднимает руки вверх при произнесении каждого слова. Примерные слова: корзина, самолет, пуговица, чашка, муха, полка, воробей, одеяло, стол, тетрадь, крокодил, птица, окно, журавль, заяц, телевизор, соловей, котенок, курица.

Игра «Съедобное-несъедобное» (5-7 мин).

Инструкция: воспитатель берет мяч и встает напротив ребенка (расстояние-5 шагов). Называя какой-либо предмет, бросает мяч ребенку. Если прозвучало название съедобного предмета, ребенок ловит мяч, несъедобного - оттал-кивает. При правильном выполнении задания ребенок делает шаг вперед.

Игра «Запретное движение» (5мин).

Инструкция: воспитатель говорит: «Я буду показывать различные движения, а ты будешь повторять все эти движения, кроме одного».

Сначала воспитатель показывает разные движения, например, руки - вверх, в стороны и др. Ребенок повторяет их. Затем воспитатель называет и показывает «запретное» движение. Например, подпрыгивание на одной ножке, которое ребенок не должен повторять. Дается сигнал к началу игры. Ребенок повторяет все движения, кроме «запретного». Ошибки, которые совершает ребенок, обычно вызывают бурные эмоциональные реакции, смех, но прекращать при этом игру не следует.

Игра «Море волнуется» (10 мин).

Инструкция: дети (ребенок) бегают по залу, изображая руками движения волн. Родитель (психолог) говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура -замри!»

2. Для развития внимания и памяти:

Игра «Что исчезло?» (5мин).

Инструкция: воспитатель ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза.

Воспитатель убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, «что исчезло».

Игра «Что изменилось?» (5мин).

Эта игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами.

Игра «Слушай хлопки» (7мин).

Инструкция: воспитатель договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте, два хлопка - стоять на одной ноге (как аист, три хлопка -прыгать (как лягушка).

Игра «Волшебный мешочек» (5 - 7мин).

Ребенок рассматривает 7-8 мелких игрушек. Затем воспитатель незаметно для ребенка кладет одну из игрушек в матерчатый мешочек и говорит: «Потрогай мешочек и догадайся, что в нем лежит». Ребенок ощупывает игрушку, находящуюся в мешочке, и высказывает свои предположения. Воспитатель вынимает игрушку и показывает ее ребенку. Игра проводится несколько раз.

3. Для развития моторики и координации движений:

Игра «Бирюльки» (5мин).

Инструкция: на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные.

Для развития моторики и координации движений рекомендуются телесно-ориентированные игры и упражнения

Игра «Потягушечки» (2 мин).

Инструкция: воспитатель и ребенок садятся на корточки и закрывают глаза. Взрослый говорит: «Вот мы и проснулись, сладко потянулись».

Ребенок открывает глаза, медленно встает, вытягивает руки вперед, затем поднимает их вверх, отводит за голову и поднимается на носочки.

Далее воспитатель говорит: «Сладко потянулись, проснулись, улыбнулись». Ребенок встает на ступни, опускает руки вниз. Упражнение повторяется несколько раз.

Игра «Изобрази явление» (8 мин).

Инструкция: воспитатель и ребенок перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи. Взрослый показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

«Дует ветер» - дует, вытянув губы.

«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.

«Падают листья» - выполняет плавные движения руками сверху вниз.

«Идет Дождь» - выполняет мелкие движения руками сверху вниз.

«Появляются лужи» - смыкает руки в кольцо перед собой.

Когда ребенок запомнит показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, ребенок бегает, танцует, как только музыка прекраща-ется, он останавливается и слушает, какое явление назовет взрослый. Ребе-нок должен выполнить движения, которые соответствуют данному явлению.

4. Для преодоления застенчивости.

Игра «Незнайка» : ребенку предлагают играть роль Незнайки. В ответ на любой вопрос, который ему задает взрослый, он должен сделать удивленное лицо, пожать плечами и сказать «Не знаю.»

Игра «Зайка испугался» : ребенок должен представить себя зайцем, который боится волка, и изобразить испуг при помощи пантомимики.

Игра «Злой волк» : ребенок при помощи пантомимики изображает злого и голодного волка.

Игра «Петушки» : ребенок при помощи пантомимики изображает храброго петушка, гордого петушка, грустного петушка, веселого петушка.

Игра «Вкусная конфета» : ребенок должен представить, что его угостили вкусной конфетой, и показать, как он разворачивает, берет в рот и медленно раскусывает ее, при этом лицо его изображает удовольствие.

5. Для активизации подкорковых структур мозга:

а) дыхательные упражнения: дыхание с задержкой на вдохе - выдохе сначала в собственном, а затем в установленном ритме.

Игра «Семечко» : ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени.

Игра «Дерево» прорастает и превращается в дерево - ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево - ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают.

Игра «Пальчики» : в положении сидя или стоя, ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Затем опускает руки, расслабляет и встряхивает кисти рук.

Игра «Лодочка» : ребенок ложится на спину, вытягивая руки по команде, он одновременно поднимает голову, прямые ноги и руки. Поза держится максимально долго. Затем ребенок выполняет упражнение, лежа на животе.

в) упражнения на пространственную ориентацию: ребенок берет в руки мяч, и по команде психолога поднимает его вверх, опускает вниз, кладет перед собой, справа и слева от себя, кладет его под, на, за стол и т. п. Далее ребенок прыгает на двух ногах вперед, назад, влево, вправо.

Игра «Найди клад» : в комнате спрятана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо и т. д

Публикации по теме:

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДОМини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДО Мини-музей - это результат общения и совместной работы детей и их родителей. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается.

Особенности и структура конструирования в детском саду В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы с гиперактивными детьми в детском саду
Опубликовано: 15 сентября 2023 в 19:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД