МААМ-картинки

Особые дети — особый подход. Создание благоприятных условий для детей с ОВЗ

Рамиля Мирхатова
Особые дети — особый подход. Создание благоприятных условий для детей с ОВЗ

Добрый день, уважаемые участники семинара!

Я представляю опыт внедрения инклюзивного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №106 «Забава».

Слайд 2

Наш детский сад функционирует с декабря 2013 года. По распоряжению мэра города наряду с обычными общеразвиваюшими группами в учреждении была открыта коррекционная группа для детей-инвалидов с диагнозом ДЦП. В связи с этим в учреждении были установлены пандусы, поручни вдоль стен холлов, группа была оснащена соответствующим оборудованием. Согласно нормам СанПиН коррекционную группу посещают 10 детей-инвалидов с диагнозом ДЦП различной тяжести.

Публикация «Особые дети — особый подход, Создание благоприятных условий для детей с ОВЗ» размещена в разделах

Слайд 3

В 2015 году в наш детский сад были направлены 2 ребенка-инвалида с Синдромом Дауна. На сегодняшний день наш детский сад посещают? «солнечных детишек». Что же это такое «Синдром Дауна»?

Это самая распространенная хромосомная патология. Общим для детей с болезнью Дауна, помимо их позднего развития и весьма значительного снижения интеллекта, являются также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Они заметно отстают от сверстников в физическом развитии. Эти дети очень дружелюбны, веселы и ласковы. Для детей с Синдромом Дауна характерна эйфория и открытость. Они как лучики солнца - теплые и ласковые. Именно поэтому их называют «солнечные дети».

Слайд 4

Изначально эти дети были распределены в обычные общеразвивающие группы. Но, со временем стала очевидна необходимость коррекционно-педагогических мероприятий с такими детками. Таким образом, администрация детского сада вышла с инициативой в Управление образования и по делам молодежи города Набережные Челны об организации инклюзивной группы в учреждении.

Слайд 5

В рамках подготовки к внедрению инклюзивного образования в МАДОУ «Детский сад №106 «Забава» были проведены следующие организационные мероприятия:

1. Администрацией МАДОУ изучена нормативно-правовая база по инклюзии. Разработаны локальные акты учреждения, регламентирующие деятельность в данном направлении.

2. Внесены изменения в штатное расписание учреждения (добавлены ставки воспитателей и ставка дефектолога).

3. Педагоги ДОУ прошли обучение на курсах повышения квалификации по проблемам инклюзивного образования.

4. Педагогами ДОУ были изучены типологические особенности детей с Синдромом Дауна и методы коррекционно-педагогической работы с ними.

5. Пересмотрена Программа развития ДОУ, внесены разделы по инклюзии.

6. Основная образовательная программа ДОУ дополнена адаптированной программой по работе с детьми-инвалидами с Синдромом Дауна.

7. В годовой план работы ДОУ внесен раздел по инклюзивному образованию.

Слайд 6

В процессе внедрения инклюзивной модели образования мы столкнулись с рядом существенных проблем, требующих решения.

Во первых, это проблема отсутствия у педагогов психологической готовности принять ребенка с Синдромом Дауна в обычной группе детского сада, а также отсутствия опыта коррекционно-педагогической работы. Определилась необходимость вести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребенку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. В связи с выше изложенным были запланированы и проведены:

Слайд 7

- круглый стол со специалистами городского "Центра психолого-медико-социального сопровождения № 85" по проблемам внедрения инклюзивного образования в ДОУ;

- тренинги для педагогов: "Система поддержки педагогов реализующих инклюзивную практику, как компонент целостного психолого– педагогического сопровождения";

- деловые игры «Инклюзия в ДОУ»;

- семинары-практикумы.

А также регулярно проводятся консультации и мастер классы по данной теме.

Остро стоит вопрос нехватки специалистов (логопедов, тьюторов, а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов.

Слайд 8

С целью выявления отношения родителей воспитанников ДОУ к инклюзивному образованию был проведен опрос родителей всех групп в октябре 2016 года. Результаты опроса показали:

1. Лишь 38 % респондентов имеют представление что такое «Инклюзивное образование».

2. 64% считают невозможным внедрение инклюзивного образования в ДОУ.

3. 70 % не согласны с тем, что в группе будут находиться дети-инвалиды.

4. 82% считают, что присутствие детей-инвалидов отрицательно скажется на развитии детей.

5. 81% считает, что нет никаких положительных моментов в совместном воспитании и обучении детей с ОВЗ с воспитанниками ДОУ.

Таким образом, была выявлена проблема негативного отношения родителей как нормативно развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ДОУ. Эту проблему необходимо было решать в тесной взаимосвязи родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.

Слайд 9

В работе с родителями детей-инвалидов наиболее эффективна модель – модель сотрудничества, партнерства. Невозможно без установления доверительных и доброжелательных взаимоотношений.

В течение учебного года педагогами ДОУ систематически проводиться работа по взаимодействию с родителями. Вопросы инклюзии включаются в повестку дня на общих и групповых родительских собраниях, на официальном сайте и информационных стендах детского сада размещается информация по инклюзивному образованию, регулярно проводиться консультирование родителей по данному вопросу.

Слайд 10

В свою очередь родители охотно идут на контакт и стараются участвовать во всех акциях, и совместных мероприятиях группы и ДОУ.

В октябре 2017 года был проведен повторный опрос-анкетирование по вопросам инклюзивного образования.

Результаты анкетирования показали, что все респонденты (100%) относятся положительно к детям – инвалидам и не видят негативных последствий их совместного обучения с обычными детьми.

Слайд 11

Интересен тот факт, что главные участники инклюзивного обучения – дети, практически не заметили того, что в группах появились новые воспитанники, отличающиеся от них как по внешнему виду, так и по поведению. За всё время работы не было отмечено ни одного конфликта между детьми. Хотелось бы отметить очень внимательное и заботливое отношение воспитанников к детям с ОВЗ.

Слайд 12

Коррекционно-педагогическую работу с детьми с Синдромом Дауна мы выстроили по следующим этапам:

I этап – Адаптационный (сбор информации о ребёнке – изучение диагноза и социальных контактов семьи и ребёнка);

II этап – Диагностический (изучение когнитивных и социально-личностных особенностей ребёнка, определение зоны его ближайшего окружения; проведение психолого-педагогического обследования ребёнка);

III этап– Основной (составление и апробация индивидуальной адаптированной программы инклюзивного образования);

IV этап – Заключительный (анализ эффективности психолого-педагогической работы).

Слайд 13

Особенностями инклюзивного образования является то, что на первые три месяца с момента поступления в учреждение и началом обучения в инклюзивной форме ребенку с ОВЗ устанавливается диагностический период. Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, приеме пищи и пр., так и социальных (в доверительных контактов и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т. п.) в новой среде и новыми средствами.

Слайд 14

Свою работу по адаптации детей с ОВЗ мы построили в соответствии с разработанной программой коррекционной работы, включающей технологию психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период, предложенной Юлией Александровной Афонькиной. В основе технологии положены принцип развития и принцип концентричности.

Слайд 15

При разработке содержания программы, мы исходили из тех факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние адаптационного срыва, поэтому работа по программе строилась, прежде всего, как профилактическая. Все факторы объединены в три проблемы, соответствующие этапам:

- новая организация взаимодействия с взрослыми;

- новая организация среды;

- необходимость взаимодействия с ровесниками.

Слайд 16

На всех этапах адаптации, учитывали особенности взаимодействия с ребенком с ОВЗ:

- обязательную организацию взаимодействия,

- общение со стороны взрослого и сверстников по отношению к данному ребенку,

- предъявление адекватных требований,

- использование приёмов дополнительной коммуникации,

- ориентирование ребёнка в распорядке дня,

- постоянство окружающей ребёнка среды.

Слайд 17

В результате, наши детки способны к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моют руки, умеют самостоятельно есть, правильно пользуются чашкой, ложкой, ходят в туалет (сигнализирует о своих нуждах, одеваются.

Слайд 18

Дети адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.

Слайд 19

Имеют положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремятся их выполнить. Проявляют интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагируют на замечания, запреты взрослого.

Слайд 20

Воспитанники с ОВЗ проявляют интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда являются активным участникам деятельности, а лишь наблюдателями за деятельностью детей и взрослых.

Слайд 21

Успешная адаптация детей с ОВЗ к условиям детского сада является необходимым и важным условием их дальнейшего социального развития. Основная цель которого – обеспечение оптимального вхождения ребенка с ОВЗ в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

Слайд 22

Исходя из пока еще незначительного опыта работы в области инклюзивного образования, мы выделяем положительные аспекты данного направления:

- присутствие в детских коллективах особых детей, нуждающихся в помощи, становится фактором нравственного воспитания здоровых дошкольников;

- полноценное взаимодействие участников образовательного процесса обеспечивает поддержку и полноправное участие родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в жизни группы ДОУ и общества;

- образовательное учреждение, осуществляющее инклюзивную деятельность, позволяет педагогам повысить педагогический потенциал;

- детям с проблемами в развитии, включение в среду здоровых сверстников дает необходимый опыт коллективного общения, их совместной деятельности, обеспечивает полноценное социально- личностное развитие;

- и, что немаловажно, инклюзивное образование подталкивает современное общество к изменению отношения к инвалидам, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Тема: «Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания». Детский.

Консультация для педагогов «Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего возраста» . Новые подходы к адаптации детей РВ Адаптация - это сложный процесс приспособления организма к измененным условиям, который протекает на.

Консультация для родителей «Особые дети-особое общение» казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ограниченными.

Консультация «Создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ» Создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ Создание условий для получения образования детьми с ОВЗ требуется рассматривать в.

Педсовет «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей»Педсовет «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей» Старший воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги! В начале нашего педсовета я Вам расскажу о выполнении решения предыдущего педсовета.

Создание условий для нравственно-патриотического воспитания детей Одним из приоритетных направлений современной системы образования обозначено духовно-нравственное воспитание детей. Наш детский сад не стал.

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 97» Компьютерная презентация практических достижений профессиональной.

Консультация «Создание условий для социально-эмоционального развития детей» Создание условий для социально-эмоционального развития детей. Здоровье ребенка – вот о чем думают родители, отдавая его в дошкольное учреждение.

Создание условий для стимулирования речевой активности детей Создание условий для стимулирования речевой активности детей. «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ и начальной школе Одна из наиболее важных и болезненных проблем – это преемственность между дошкольным периодом и начальным образованием. Поступление ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особые дети — особый подход. Создание благоприятных условий для детей с ОВЗ
Опубликовано: 7 августа 2019 в 11:29
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД