Татьяна Саватеева
От простого к сложному: работа с палочками Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальное развитие дошкольника лучше всего развивать в процессе игровой деятельности, в результате которой у ребенка формируются психические процессы, математические представления, приобретается опыт общения со сверстниками.
Задача современного дошкольного образования — не просто накопление у детей знаний, но и развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиску. В связи с этим в педагогическом процессе особую роль играют нестандартные средства. Одними из них являются счетные палочки Кюизенера, которые я постоянно применяю в своей работе. Их еще называют
Публикация «От простого к сложному: работа с палочками Кюизенера» размещена в разделах
«числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Универсальный дидактический материал разработал бельгийский педагог Джордж Кюизенер (его фамилия и стала названием). Он представляет собой комплект брусочков разных цветов и размеров, объедин нных в группы. Причем каждый цвет и длина имеют соответствие определ нному числу от единицы до десяти. К примеру, белая палочка — куб со сторонами 1 см — символизирует число 1, а розовая (длиной 2 см) – число 2 и т. д. Комплект имеет различные цветовые модификации. Однако брусочки, тождественные по длине, всегда имеют один цвет. В комплект входят группы брусочков разного цвета и длины. Каждая палочка соответствует определ нному числу от 1 до 10.
Основная цель использования палочек Кюизенера : развитие мелкой моторики рук, познавательной деятельности, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать и сопоставлять.
Главное преимущество методики Кюизенера — возможность е применения при работе с детьми разного возраста (как младшими, так и старшими школьниками). Для малышей это увлекательный игровой материал, который позднее поможет освоить математические законы без скучного заучивания. Он привлекает своей красочностью, многофункциональностью. Пособие Кюизенера да т возможность наглядно показать дошкольнику числовой ряд: элементы выстраиваются в «лесенку» от 1 до 10. При этом малыши лучше понимают понятие «больше-меньше» : к примеру, что 5 больше 3 (одна палочка длиннее другой). Набор сч тных палочек — замечательный способ объяснить реб нку состав числа, деление целого на части. Объ мность (величина) палочек и их различия по цвету и длине позволяют реб нку освоить сенсорные эталоны (размер и цвет). Наглядно наблюдая, что один элемент длиннее или выше другого, малыш учится сравнивать их, усваивает понятия «короче», «длиннее», «разные»,
«одинаковые». Также на этом дидактическом материале можно отрабатывать понятия «правый-левый» и «масса» предмета.
Я чаще всего использую палочки Кюизенера на занятиях математики. Например, беру какую-то тему и обыгрываю е с помощью различных занимательных заданий со сч тными палочками. Например, сообщаю детям, что к ним приехал волшебный поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят животные (картинки). Дошкольники упражняются в порядковом сч те — соотносят каждый брусочек с конкретным числом. Затем дети могут построить домики для животных из сч тных палочек. Возле домика будет лесенка (выкладывание деталей по убывающей длине, посадить цветы (использовать палочки разного размера и цвета).
Развивающее пособие Кюизенера помогает не только в изучении математики, но и позволяет складывать из палочек буквы, различные фигуры (своеобразная мозаика, объ мные конструкции. Для этого использую специальные схемы, которые ищу в интернете или разрабатываю самостоятельно в зависимости от темы занятия. Из палочек можно выкладывать различные изображения на плоскости. Палочки Кюизенера очень хорошо использовать на занятиях по обучению грамоте. С их помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.
Чтобы игровая деятельность при помощи палочек Кюизенера была успешной, задания должны соответствовать возрасту детей и уровню их развития.
Я начинаю работать с палочками Кюизенера со второй младшей группы. Сначала я просто знакомлю с набором. При этом палочки выполняют роль игрового материала, который привлекает малышей своими характеристиками: цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети начинают играть с ними, как с обычными кубиками или мозаикой. Потом предлагаю детям соорудить из элементов какую-нибудь постройку. В дальнейшем дошкольники могут задействовать детали в сюжетно-ролевых
играх (например, в качестве товара в магазине или помады в салоне красоты). Малышам очень нравится играть с цветными палочками. Они привлекают своей яркостью. В ходе подобных игр ребята сами делают определ нные открытия: к примеру, что палочек много, но среди них есть элементы одинакового цвета и размера, или если сложить 2 брусочка одного цвета, то по длине мы получим палочку иного цвета и т. д. В процессе работы я постоянно предлагаю малышам исследовать детали, отсчитывать их по одной, прикладывать друг к другу — таким образом, познавательное развитие сочетается с сенсорным.
Постепенно нужно в работу ввожу задания и упражнения (опять-таки игровые) со сч тными палочками. Выполняя их, дети приходят к пониманию того, что каждый предмет в наборе имеет сво постоянное число. Упражнения должны быть разноплановыми: направленными на совершенствование представлений о величине, закрепление понятия числа и др. Они могут носить и комплексный характер: решать сразу ряд задач.
Следующий этап моей работы является обучающим. Он рассчитан для детей средней возрастной группы. Здесь я использую палочки Кюизенера для проведения дидактических игр с определ нной образовательной задачей. Эти игры предлагаются дошкольникам в свободное время либо включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности. Игровые упражнения предлагаю детям от более простого к сложному. За сч т этого у ребят постепенно формируются вс более сложные навыки, стимулируется интерес к познанию новой информации.
Поскольку работа с набором Кюизенера носит наглядно-действенный характер, то в младшем и среднем дошкольном возрасте основным при мом обучения является показ способа действия одновременно с объяснением. В
старшем же звене достаточно схемы или словесной инструкции. Стремлюсь к тому, чтобы дети проявляли самостоятельность в выборе решений. Для поддержания интереса дошкольников к познавательной деятельности я часто продумываю различные сюрпризные моменты занятия, элементы занимательности. Например, на занятие к малышам приходит самый настоящий колобок (игрушка, которому надо показать дорогу. Игровые моменты выполняют мотивационную роль (построить домик для цыпленка, лестницу для куклы, дорогу для машинки и т. д.).
Со старшими дошкольниками занятия с палочкам Кюизенера строю таким образом, чтобы заинтересовать детей соревнованием (составление на скорость цифр и букв из палочек и т. п.). Игровые персонажи помогают создать у дошкольников мотивацию к любой деятельности.
Ещ один важный при м, сопровождающий манипуляции со сч тными палочками, вопросы к дошкольникам. Это является актуальным в любом возрасте. Вопросы делают восприятие детей более активным, развивают их речь, помогают осмыслить материал.
Что касается форм работы с набором Кюизенера, то обычно ребята упражняются индивидуально. Можно объединять их в подгруппы по несколько человек.
Также палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки. Например, я читаю с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Затем совместно с детьми мы решаем условно обозначить его длинной ч рной палочкой. Козу - ж лтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности дети лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид е персонажей. После обсуждения сказки «Золотой петушок» дошкольники могут на выбор выложить из сч тных палочек е героя — красочного петушка. Такое задание я регулярно практикую на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка», репка («Репка») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров. С помощью сч тных палочек можно моделировать различных сказочных героев с помощью схемы или смоделировать самостоятельно.
Для дошкольников младшего и среднего возраста в первом полугодии я всегда провожу ознакомительные игры и занятия с палочками
Кюизенера. После этого (второе полугодие младшей группы и средняя группа) дошкольникам предлагаю более сложные игры, которые имеют конкретный сюжет.
Для детей старшего дошкольников игры с палочками Кюизенера объединяю в один блок, поскольку некоторые воспитанники уходят в школу после окончания старшей группы. И моя задача состоит в том, чтобы к этому возрасту они могли обладать необходимыми навыками для дальнейшей уч бы.
Из опыта своей работы я поняла, что игры с палочками Кюизенера положительно влияют на развитие самостоятельности дошкольника, воспитывают настойчивость и целеустремл нность.
Список литературы:
1. Комарова, Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет. — М. : Издательство ГНОМ и Д. — 2008. — 64 с.
2. Михайлова, З. А., Чеплашкина И. Н. Цветные счетные палочки Кюизенера : наглядно-дидактическое пособие. — СПб. : Корвет, 1995— 2011.
3. Непомнящая, Р. А. Палочки Х. Кюизенера как средство пред математической подготовки дошкольников: методические рекомендации по совершенствованию подготовки детей к школе в детском саду. - Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена. - 2003.
4. Новикова, В. П., Тихонова, Л. И. Развивающие игры с палочками Кюизенера. – М. : Мозаика-синтез, 2010.
5. Семенова, Е. В. Методика математического развития детей дошкольного возраста: учебно-методические и дидактические материалы. – СПб., 2008. — 78 с.
6. Чеплашкина, И. Н. Разноцветные полоски. Играем в детском саду, дома и на улице. - СПБ: Мир искусства и Детство-Пресс. - 2007. - 125 с.
7. Шипицина, Л. М. Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб. : Речь, 2004
– 48 с.