Шатохина Светлана
Консультация для воспитателей «Отношения воспитателя с детьми — важный фактор нравственного поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Отношения воспитателя с детьми – важный фактор нравственного поведения»
Дошкольный возраст – период, когда в ребёнке закладываются нравственные основы характера. Общительность, отзывчивость, сердечность, готовность помочь товарищам в беде – все эти качества заложить в ребёнке – обязанность родителей и воспитателей. Начинать надо как можно раньше.
Публикация «Консультация для воспитателей „Отношения воспитателя с детьми — важный фактор нравственного поведения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский в книге «Сердце отдаю людям» писал: «Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Подлинное, человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых важных истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
Доброта величайшее человеческое достоинство. Быть добрым – счастье. Человек с добрым сердцем непременно окружён людьми, у него всегда найдётся друг, готовый поддержать его в трудную минуту. Понятие доброты многолико. Это сочувствие и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своими интересами на пользу другим и готовиться разделить с ними невзгоды и радости.
Воспитать в ребёнке доброту – это значит научить его муслить и чувствовать, действовать по законам добрых человеческих отношений.
Счастливое детство и радость – понятия друг от друга неотделимы.
Жизнь ребёнка в детском саду нельзя считать нормальной, если ей не сопутствует радость. Именно она содействует полнокровному, жизнеутверждающему мироощущению растущего человека. Мы имеем в виду: предоставление возможности детям находить радость и в праздники и в будни.
Радость в будни…Одна из возможности растущего человека получить удовольствие от общения со сверстниками и со взрослыми; и в уверенности, что завтрашний день будет интереснее сегодняшнего; и в ежедневных пусть маленьких, но открытиях; и в преодолении посильных трудностей; и в массе мелочей, наполняющих быт ребёнка – забавные игрушки, весёлые книжки, картинки, шутки, юморе, в смехе – непременных спутниках детства.
В каждой группе детского сада свой эмоциональный настрой: в одной группе слышится смех, здесь совсем не бывает ссор, жалоб, лица детей приветливые; в другой картина совсем иная – шум, дети раздражительные, разговаривают крикливо, то и дело слышится плач. В таких случаях обычно ссылаются воспитатели на неудачную укомплектованность группы, в которой большинство детей чрезмерно возбудимы.
Между тем главная причина в другом: изо дня в день монотонное течение жизни не приносит детям ощущения радости, отсюда и плохое настроение. Ребёнку трудно находиться в коллективе -–невозможно договариваться, уступать, миновать ссор и слёз.
Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребёнка возникло положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. Что происходит, когда воспитатель нервно относится к детям, постоянно сердится, часто да ещё несправедливо наказывает, кричит на детей, предъявляет разноречивые требования. У некоторых детей возникает недоверие к воспитателю, отчуждение, желание уединиться, даже озлобление; некоторые рано обнаруживают в этих условиях умение приспособиться: он выполняет требования одного, порой строгого воспитателя и не подчиняется требованиям другого, более мягкого, но непоследовательного.
Естественно, такое поведение порождает, в конце концов, лицемерие, нерадивое отношение к поручениям.
Воспитателям не следует скупиться на ласку с детьми, на ласковое, заботливое отношение к детям должно сочетаться с разумной требовательностью к ним, при которой у ребёнка возрастает желание делать работу лучше, поступать хорошо, как это обусловлено правилами поведения.
Требования воспитателя к детям должны быть чёткими, ясными, понятными для выполнения.
Нечёткость и неопределённость требований, отсутствие последовательности и системы в них сказывается отрицательно на воспитательной работе.
Таким образом, в целях осуществления нравственного воспитания в детском саду должны быть созданы условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны воспитателя. Только при этом у ребёнка может быть создано ощущение эмоционального благополучия, и он охотно и непринуждённо может общаться со сверстниками, ожидая с радостью встречи с ними, дружно играть с ребятами, делиться со взрослыми своими радостями и огорчениями.
Очень важно уметь разговаривать с детьми и слушать их.
Тон воспитателя – тон старшего авторитетного и близкого человека, которому можно доверить свои мысли, чувства и переживания. В тоне должны быть и авторитет старшего, которого нельзя не слушать, и уважение к маленькому ребёнку, теплота, внимание, готовность помочь, посоветовать, поощрить, предостеречь и запретить.
Тонус детской жизни начинается с воспитателя, его настроения, это он создаёт ту «оркестровку» эмоций в детском коллективе. От которой зависит общий стиль жизни в группе.
Дети чутко улавливают и подхватывают его настроение. И надо ли доказывать, что человек угрюмый, скучный и вялый вряд ли может импонировать детям.
Зато воспитатель, обладающий весёлым норовом оказывает большое влияние на детей. Его умение посмеяться с детьми. Пошутить, сделать замечание с мягким юмором, необидной иронией создают у них ощущение эмоционального благополучия.
Шутка. Шутка, всегда вызывающая положительные эмоции, является великолепным регулятором детского поведения. Использованная к месту и с тактом она становится той волшебной палочкой, при помощи которой воспитатель, порой без особых усилий, добивается от детей нужного поведения.
-«По усам текло, а в рот не попало» – говорит воспитатель присказку испачкавшемуся за столом ребёнку. Настрой доброжелательности создан. А дальше уже можно перейти более серьё зный тон указаний: они будут восприняты как надо.
В воспитательной работе не должно быть пауз, элементов стихийности. Назначение воспитателя – воспитывать. Воспитывать целенаправленно, планомерно, не от случая к случаю, а непрерывно, ежечасно, ежеминутно. Воспитатель должен уметь организовать свой труд, сделав его осмысленным; организовать ритмичную, содержательную жизнь детей в детском саду, обеспечив каждому ребёнку все условия для всестороннего воспитания и обучения. Педагог обязан уметь организовать детское общество, руководить всеми детьми одновременно и каждым в отдельности, управлять ими так, чтобы отношения воспитатель – воспитанник» носили непринужденный характер, не вызывали раздражения и напряжения ни у детей, ни у воспитателя. И, главное, чтобы дети не ощущали на себе воспитательского (воздействия) давления.
Известно, что от того, насколько продуманным, чётким является план работы воспитателя, во многом зависит, как пройдёт день ребё нка в детском саду: будет ли он наполнен разнообразной деятельностью или останется пустым и серым.
Но вся жизнь детей в течение дня не укладывается в рамки плана. Разве можно предугадать и предвидеть все «сюрпризы», которые потребуют от воспитателя умения «на ходу» решать педагогические задачи? Жизнь постоянно вносит свои коррективы в план, внезапно создает такие ситуации, пройти мимо которых – значит упустить возможность в решении больших и малых задач воспитания.
Можно ли, к примеру, уложить в рамки плана такие «мелочи» : улыбнуться, встречая Колю, приласкать робкую и нерешительную свету, пошутить с детьми, выслушать, чей – то незамысловатый рассказ, ответить на несложный и важный вопрос и т. д.? и ещё никто, конечно, не будет вносить в план такие «мелочи» как поставить цветы на стол, за которым сидит Марина (у неё сегодня день рождения, переставить стеллаж с настольными играми, чтобы было удобнее всем детям, и т. д.? Записывать в план не стоит, а сделать надо! Ведь без этого трудно обеспечить каждому ребёнку удобство, эмоциональный настрой.
Каждому воспитателю известно, что любая мелочь влияет на настроение ребёнка, его желание играть, находиться среди сверстников. Воспитатели усвоили истину о том, что оформление интерьера служит средством удобства, уюта, воспитания у детей вкуса, понятий об изящном, красивом. И всё же посмотрите вокруг, вдумайтесь в педагогическую значимость каждого предмета в обстановке, которая окружает детей. Учитываем ли мы воспитательные задачи, когда ищем место для того или иного предмета в групповой комнате?
Казалось бы, вопрос о расстановке столов, за которыми дети едят, занимаются, играют – ясен, но оказывается, перестановка столов (для занятий, для завтрака) доставляет детям радость, необычность.
Применяя разные средства и методы. Воспитатель должен позаботиться о том, чтобы дети знали правила поведения и взаимоотношений и стремились их выполнять в повседневной жизни. Больше разговаривайте с детьми, утром. На прогулках, спрашивайте, как вели себя дети дома, не огорчали ли маму и бабушку, чем помогали дома. Важно воспитывать у детей чуткость по отношению к старшим, учить замечать их настроение. Реагировать на него определённым образом. Заметив, что воспитательница плохо себя чувствует, Игорь говорит своему другу: «Давай напоминать всем детям, чтобы они не шумели и не баловались, а то у Валентины Александровны болит голова. Сегодня можно и потерпеть».
Учить сочувствовать, сопереживать – значит научить ребёнка умению становиться на место другого. И это очень важно, так как именно с умения понять другого. И это очень важно, так как именно с умения понять другого рождается общительность, тяготение к другим людям. В связи с этим В. А. Сухомлинский писал: «Чувствования человека не пробудешь без сочувствия. Сопереживания, без умения принять в своё сердце тончайшие движения души другого человека».
Обязанность воспитателя – не дать поселиться равнодушию в детском сердце. Надо научить растущего человека понимать сердцем беду своего товарища. Только так можно сформировать в нём отзывчивость, доброжелательность, стремление прийти на помощь другому. А учить этому –это, прежде всего, упражнять в добрых делах.
Поводов для проявления заботливого, внимательного отношения к взрослым может быть очень много. Воспитателю нужно только не пропустить ни одной возможности для упражнения детей в хороших поступках. Как часто не обращается внимание детей на такие мелочи, что у детей нет привычки перед занятием поставить стул не только себе, но и воспитателю; без напоминания взрослых предложить стул гостю, спросить, не хочет ли он посмотреть их постройки, игровые уголки; пригласить за стол, если он пришёл во время еды, и т. д. Это всё как будто бы внешние формы проявления внимания, но они должны отражать гуманные чувства и отношения ребёнка к окружающим людям.
Ценно когда воспитатели умеют сделать предметом общего переживаний детей, то что волнует взрослых. Но воспитатель и сам должен заметить радость ребёнка и порадоваться, вместе с ним, подбодрить и посочувствовать, когда ребёнок загрустит – вот тогда у детей всегда будет хороший пример для подражания.
Каждая минута проведённая ребёнком рядом с Вами. Должна обогащать его ум, пополнять нравственный опыт, шлифовать чувственный мир, иными словами формировать его личность. А это по плечу лишь тому, кто сам воспитан.
Личный пример воспитателя – важнейшее средство воздействия на детей. Общаясь с детьми, воспитатель влияет на них всеми качествами своей личности, всем поведением, - словом, примером в работе, отношением к окружающим людям, своим внешним видом. И если воспитатель сам не воспитан, и не обладает теми качествами и привычками, которые он должен воспитывать в детях, если он примером своего отношения к вещам, обязанностям, людям, Родине не показывает детям, как следует им относиться к своим играм и занятиям, к товарищам, то он оказывает отрицательное влияние. Отсюда исключительное значение требовательности воспитателя к своему поведению.
Литература:
«Нравственное воспитание в детском саду», М. «Просвещение», 1975
«Дошкольное воспитание», №6-1974г., «Индивидуальная работа с детьми»
Буре и Л. Островская «Пусть растут дружелюбными, общительными, отзывчивыми» №5-С. 1972
Л. Островская «Воспитывает всё …»
З. Гребенщикова «Воспитатель детского сада», М. «Прсвещение» 1968.