Консультация для воспитателей «Литературное произведение как средство нравственного воспитания дошкольника»

Оксана Викторовна Кислицына
Консультация для воспитателей «Литературное произведение как средство нравственного воспитания дошкольника»

МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко»

Консультация

«Литературное произведение

как средство нравственного воспитания дошкольника»

Составила:

воспитатель Кислицына О. В.

пгт. Хандыга октябрь 2018 год

В последнее время очень актуальна проблема нравственного развития детей дошкольного возраста. Происходит отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, соответственно трансформируется понимание добра и зла у подрастающего поколения. Поэтому возникает большая необходимость развития нравственных качеств, становления нравственных чувств еще в дошкольном возрасте. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.

За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Материальные ценности преобладают над духовными, и мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными.

В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в обществе.

Дошкольный возраст — сензитивный, т. е. наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. У них формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им.

Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Литературное произведение воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Решая задачи развития морально-нравственных качеств, важно использовать как классическую русскую, так и современную литературу. Эти произведения задевают душу ребёнка, у него зарождается сопереживание, сочувствие герою.

А. С.Макаренко отмечал: «. Наши дети должны вырастать цельными личностями…Герои детской книги должны быть цельными людьми, и между ними должна идти такая же цельная и напряжённая борьба. Симпатии слушателя должны без всяких колебаний становиться на сторону положительного героя…Дети должны различать своих героев и узнавать их с первого взгляда. Эти герои должны вызывать положительное или отрицательное чувство, но обязательно с разными оттенками. Одни должны вызывать преклонение, другие уважение, третьи любование, четвёртые радостную улыбку, пятые заботу и нежность».

Поэтому воспитатель должен обратить особое внимание на отбор художественных произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, а также на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей

Одним из наиболее действенных и распространенных видов художественной литературы является сказка. А. С. Макаренко большую роль отводил сказке. «Хорошо рассказанная сказка, - писал он, - это уже начало культурного воспитания. Было бы весьма желательно, если бы на книжной полке в каждой семье был сборник сказок».

К сожалению, в наше время родители очень редко читают детям сказки и другие литературные произведения, поэтому воспитатели стараются восполнить этот пробел в детском саду, читая детям на занятиях, в свободное время, перед сном. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых, наказывают злых.

Повествование многих сказок построено на повторах эпизодов, реплик. Повторы сосредоточивают внимание ребёнка, помогают пониманию содержания сказки и её запоминанию. Не все слова и выражения могут быть известны и понятны малышу. Важно направить внимание на усвоение смысла сказки, научить его следить за развитием действия, вызвать сочувствие и сопереживание героям.

Сказки также дают первые уроки развития логического мышления ребёнка, первые примеры формулы человеческой жизни, формулы, согласно которой доброта – хорошо, а злость и коварство – плохо.

«Книга – важнейший фактор воспитания», - писала Н. К. Крупская.

Литературное произведение оказывает благотворное воздействие на читателей благодаря тому, что отражает действительность, показывает жизнь в ярких живых образах.

Вместе с тем писатель осмысливает жизнь, проявляет определенные симпатии, антипатии к изображаемой действительности, передает это детям.

Тем самым он облегчает ребенку понимание реальных жизненных отношений и вместе с тем формирует его отношение к жизни. В этом и заключается идейно - познавательная роль художественной литературы, как особого вида искусства.

Нравственность приходит к ребенку в раннем возрасте. Когда ему читают стихи, рассказы, и повести, он неизменно ставит себя на место героев и, как правило, им подражает.

Велико влияние первых книг, первых сказок, стихов, песен на формирование мировоззрение ребенка. Если присмотреться к нравственной красоте русских сказок, нетрудно убедиться, что они удивительно человечны.

Книги должны нести ребенку чистоту, ясность русского языка. Они должны быть сказочно красивы, умны и благородны.

Дети очень чутки в справедливости. Они всегда берут сторону несправедливо обиженных. Дети любят героев нравственно чистых, борцов по натуре. Ребенок не безразличен к судьбе литературного героя, способен оценить его действия и поступки.

Примитивная оценка моральных качеств и поступков литературного героя доступна уже младшему дошкольнику, хотя у него еще нет достаточного осознания мотивов своего отношения к персонажу. Он для него просто хороший или плохой.

Литературное произведение показывает ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», прививает ему нормы нравственного поведения, но не в виде сухих навязчивых формул, а в виде ярких художественных образов, эмоционально воздействующих на него. В подлинно художественном произведении мораль логически вытекает из поступков и поведения героев.

Такое произведение дает возможность читателю самому делать вывод. Но есть и произведения, в которых содержится прямое поучение. К ним относятся басни, нравоучительные сказки и рассказы.

В других литературных жанрах нравственно прекрасное показывается, через столкновение противоположных идей и образов. Особенно ярко это представлено в народных сказках, где добро и зло в борьбе и где всегда побеждает нравственно прекрасное.

Очень часто автор раскрывает свой идеал в образе положительного героя. Дети любят таких героев и хотят быть похожими на них.

Художественная литература оказывает большое влияние на детей дошкольного возраста тогда, когда восприятие ее направляется и углубляется взрослым. Взрослый является посредником между писателем и детьми – слушателями, и его обязанность донести до детей идею художественного произведения, вызвать у них высоконравственные чувства.

Очень важным является продуманный и целенаправленный подбор художественных произведений для осуществления задач нравственного воспитания детей.

При подборе художественных произведений следует учитывать те нравственные проявления и качества, которые имеются у детей. Как правило, следует заботиться о воспитании тех качеств, которые недостаточно развиты.

Большое значение для формирования у детей нравственных представлений и понятий в связи с восприятием художественных произведений имеет беседа. Беседа должна помочь детям осмыслить мораль, заключенную в художественном произведении, вызвать повторные переживания, вновь возбудить те чувства, которые захватывали детей, когда они слушали рассказы или чтение взрослого, и сделать соответствующие выводы. Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому многие педагоги современности (В. И. Яшина, С. В. Петерина) указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном. Готовясь к беседе, воспитатель должен продумать, какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы. Вопросы должны вызывать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям, они должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, нужно предложить дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу). А педагогу эти вопросы позволят понять, каково душевное состояние воспитанника во время чтения, выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное. Во время обсуждения может возникнуть дискуссия среди детей в связи с прочитанным.

Беседа требует тщательной подготовки со стороны воспитателя. Есть произведения настолько яркие, мораль которых легко вытекает из действий и поступков героев, что нет надобности, проводить беседу.

О таких произведениях И.Ильинский сказал: «Не стоит ребенку навязывать своего мнения о прочитанном. Достаточно интонацией как бы намекнуть на отношение к герою или событию и обязательно ребенку оставить возможность самому себе домыслить».

Другие произведения требуют обязательного проведения беседы, так как раскрываемая ими нравственная идея не может быть правильно понята детьми без помощи взрослого. Например, басни, рассказы Ушинского.

Художественная литература может, быть полноценным средством нравственного воспитания детей, только при условии органической связи её со всей воспитательной работай дошкольного учреждения.

Недостаточно только прочитать художественное произведение, побеседовать о прочитанном, пересказать его. Важно связать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить детям художественные образы, подсказать иногда правильное решение вопроса, тем более, что дети связывают художественные образы детских книг со своими поступками, с поступками своих друзей. Но все время стоит помнить о большой тактичности, осторожности при использовании художественных образов нравственными поучениями и нотациями.

Так же не стоит забывать о произведениях писателей, рассказывающих о нашей чудесной природе. Следует отобрать нужные для чтения детей произведения. И через них воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу.

Например, рассказы В. Сухомлинского «Камень», «Красногрудые снегири», способствуют воспитанию чувства любви и гордости к родной стране,

Воспитать бережное отношение к природе, к животным. Заботиться о них и защищать от уничтожения помогут такие художественные произведения как: Э. Шим «Не смей», М. Пришвина «Ребята и утята», К. Паустовского «Кот-варюга», Н. Носова «Живая шляпа», Л. Толстого «Птичка», Н. Сладкова «Разноцветная земля», М. Пришвина «Лесные хоромы», И. С. Тургенева «Воробей», З. Александровой «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили».

В формировании умений заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь помогут рассказы Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы», Т. А. Шарыгиной «Три дочери», Л. Воронковой «Ссора с бабушкой», В. Сухомлинского «Если бы у меня был ковёр-самолёт», «А сердце тебе ничего не приказало?»

Произведения В. Осеевой «Просто старушка», «Хорошее», Е. Пермяк «Чужая калитка», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршака «Если вы вежливы», А. Барто «Любочка» способствуют формированию элементарного уважения к окружающим, умению спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.

Формировать у ребенка чувство гордости. Дать представление о своих достоинствах и недостатках. Способствовать процессу саморазвития личности помогут рассказы Н. Носова «Заплатка»; Е. Пермяк «Первая рыбка»; В. Осеевой «Сыновья».

Развивать способность самостоятельно преодолевать свои недостатки, испытать чувство стыда - рассказы Н. Носова «Огурцы»; В. Осеевой «Почему»; К. Ушинского «Играющие собаки»; Я. Тайц «По ягоды»; Л. Толстого «Косточка».

Детские рассказы Л. Толстого «Котенок» и «Лгун», Ищенко «Максимка- пограничник»,

Б. Житкова «На льдине» помогут понять свою зависимость от окружающих людей и обстановки. Сформировать чувство долга и ответственности перед другими и самим собой.

Если литературное произведение будет затрагивать душу ребенка, так чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей к художественной литературе, будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Литература для чтения детям подбирается из списка рекомендованной литературы программой. Это произведения: В. Осеевой, Г. -Х. Андерсена,

А. Волкова, В. Катаева, Р. Киплинга, В. А. Сухомлинского, М. Зощенко,

Н. Носова, В. Одоевского, Г. Остера, М. Пришвина, А. С. Пушкина, А. Толстого, Э. Успенского, К. Чуковского и других писателей.

Каковы же должны быть критерии отбора книг? Критерии отбора книг для чтения и рассказывания детям раскрываются в работах В. М. Федяевской, Л. М.Гурович и других:

- идейная направленность книги (например, моральный облик героя);

- высокое художественное мастерство, литературная ценность (единство содержания произведения и его формы);

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

- конкретные педагогические задачи

Подводя итог, можно сказать, что литературные произведения должны чаще использоваться как средство развития гуманных качеств личности, человечности, добра и справедливости, а беседы по содержанию литературных произведений будут способствовать формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам многообразие человеческих характеров, сложность взаимоотношений между людьми, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей по ознакомлению детей дошкольного возраста со сказками как средством нравственного воспитания Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №77 «Золотая рыбка» Брянская область г. Брянск Гапоненко М. В.

Консультация для воспитателей «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников» Консультация для воспитателей Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Традиционно литература используется как.

Консультация для воспитателей «Решение проблем нравственного воспитания в русских народных сказках» Детство – это пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Прочитанная в детстве сказка производит настолько сильное впечатление.

Консультация для воспитателей «Родной язык как фактор нравственного и эстетического воспитания» «Родной язык как фактор нравственного и эстетического воспитания» Когда для ребенка становится доступным усвоение языка в его регулирующей.

Консультация для воспитателей «Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников» Консультации для воспитателей. Подготовила Фоменко Людмила Ивановна, воспитатель д\с N10 г. Алексеевки Белгородской области. Твердят:.

Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.

Консультация для воспитателей: Спортивные игры и упражнения как средство воспитания коммуникативных качеств МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20" ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Консультация для воспитателей «Театрализованная игра как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника» Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Игра – путь к познанию.

Ознакомление с родным городом как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Консультация для воспитателейОзнакомление с родным городом как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Консультация для воспитателей «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Семинар-консультация «Сказка в жизни ребенка и как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Семинар - консультация для воспитателей «Сказка в жизни ребенка. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Литературное произведение как средство нравственного воспитания дошкольника»
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 06:41
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
22 января. Треугольный день на МААМ

«Треугольник, три угла — посмотрите детвора» — очередной тематический день посвящен этой геометрической фигуре. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить ребенка с...

22 января. День рождения попкорна

В очередной тематический день предлагаем поговорить с детьми о полезном лакомстве – попкорне, устроить опыты и эксперименты с ним (благо, «попкорн для микроволновой печки» продаётся в любом магазине)....

Детско-семейный мини-проект «Сладкие орешки для детей и воспитателей»
Руководитель проекта: Ковальчук Надежда Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории. Участники проекта: семья Аветисян – София...
Мастер-класс для родителей по аппликации «Сорока»
Мастер-класс для родителей «Сорока» ( ручной труд) Уважаемые родители! Предлагаю Вам совместное творчество с детьми. В нашей группе «Звездочка»...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ и технологии...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ и технологии ТИКО-моделирования. Тема: «Защитники Отечества» Цель: формирование...