МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Решение проблем нравственного воспитания в русских народных сказках»

ларкина марина николаевна
Консультация для воспитателей «Решение проблем нравственного воспитания в русских народных сказках»

Детство – это пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Прочитанная в детстве сказка производит настолько сильное впечатление на ребенка, что остается в памяти на всю жизнь. Сказка развивает мечту, творческую фантазию, эмоционально – познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству. Сказка учит быть гражданином, давая в образной эмоциональной форме первые уроки патриотизма, развивает эстетическое восприятие, эстетические представления и чувства, воспитывает эстетический вкус, выражающийся в оценке доступных ребенку произведений детской литературы, явление действительности.

Публикация «Консультация для воспитателей „Решение проблем нравственного воспитания в русских народных сказках“» размещена в разделах

Уже в раннем детстве ребенок охотно слушает чтение взрослых, легко запоминает короткие сказки («Курочка Ряба», «Репка», живет вместе с героями книг, сочувствует одним, и по – детски осуждает других.

В сказках жизненная правда народов раскрывается в развернутом повествовании. Творцы в сказках жили трудно : сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, надеялись на лучшую долю. И в сказках люди думали о том же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку («Гуси – лебеди», «Хаврошечка»).

Яркая наглядность художественных образов, совершенство и простота композиции, богатство языка сказок способствуют глубокому и устойчивому восприятию ребенка нравственных и эстетических идей народа, отразившихся в них; его представлений о добре и зле, о правде и несправедливости, о красоте человеческой.

Сказки развивают личность ребенка. Они пробуждают его фантазию, учат мечтать и добиваться осуществления настоящей большой мечты.

Отождествляя себя с героями сказок, ребенок вбирает в себя идеи гуманизма. Эта внутренняя активность «жизнь вместе с героем» - как-бы поднимает все душевные силы ребенка на новую ступень, дает возможность интуитивно, чувствами познать то, что он еще не может осмыслить разумом.

Сказки воспитывают любовь к родине (сказки про солдата, про Федота – стрельца, знакомят детей с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Они раскрывают народное восприятие действительности во всем эмоциональном многообразии.

Для сказки характерны, подчеркнуто определенные, резкие, густые цвета: «темная ночь», «белый свет», «красное солнышко», «синее море», «белые лебеди». Вещи в сказках имеют запах, отчетливые формы, яркий цвет.

Детей захватывает напряженность сюжета, неожиданности, опасности, превращения, борьба могущественных сил зла с силой добра, представлены чаще всего в образе обыкновенного человека («Иван – коровий сын», «лихо одноглазое»). А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и ка мужество. Стойкость и преданность обязательно побеждает зло, каким бы страшным оно не ни было. Тем же целям нравственного воспитания служат сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, зависть, трусливость, глупость, жадность («Два жадных медвежонка», «Жадная старуха», «Морозко»).

Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, особенностям внешнего вида птиц, зверей, насекомых. Их герои – звери и птицы, но как они похожи на людей!

«Увидела лиса тетерева на дереве, подошла к нему, говорит: «Тереньтьюшко – батюшка, приехала я из города - слышала указ: тетеревам не летать по деревьям, а ходить по земле».

Лисой мы называем человека корыстного, расчетливого, изворотливого. Такие сказки, как «Звери в яме», «Кот, петух и лиса», «Солнце, месяц и Ворон Воронович» и другие, приучают детей к образному восприятию богатства и многообразию окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Очень много правды пишется в бытовых сказках. Это настоящая сатира - насмешка над барином, попом, самим царем. В бытовых сказках бескорыстие берет верх над жадностью, настоящая честь – над спесью, смекалка и ум – над глупостью.

Из всех героев бытовых сказок интереснее иронически удачны Иванушка – дурачок. Вокруг него леди жадничают, обманывают друг друга, хитрят, тешат свое самолюбие, хотят нажить богатство, а Иван лежит себе на печи и бывает рад немногому: красной рубахе, гороху, доброму слову. И вот счастье приходит к нему, а не тем, кто тянул руки к богатству. Дурачок женится на красавице – царевне, сам становится писаным красавцем( «Сивка – бурка», «Иван – бесталанный и Елена премудрая»).

Смысл таких сказок в осуждении мира, где царят жадность, нажива, корысть. Веселый смех народа выставляет на позор человеческие пороки.

Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их смысл живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что – то новое. В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному.

Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы – Яги, ни Царевны – лягушки, ни Кащея – бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое отношение, к плохому и хорошему.

Сказка – благодатный и ни чем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия. Наносят сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа.

Кажется, что сказка построена на чисто «бытовом» сюжете – дедушка и бабушка посадили репку («Репка»); дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка («Бычок - смоляной бочок», но каждое слово этой сказки – игра творческих сил народного духа.

Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем русский народ.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей по ознакомлению детей дошкольного возраста со сказками как средством нравственного воспитания Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №77 «Золотая рыбка» Брянская область г. Брянск Гапоненко М. В.

Инновационные подходы в работе с родителями к решению проблем духовно-нравственного и физического здоровья Сегодня, как и раньше, взрослые нуждаются в знаниях, позволяющих им справиться с возникающими проблемами в воспитании детей. Так как мы.

Консультация для педагогов «Патриотические чувства как компонент нравственного воспитания» Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «что такое патриотизм?» в.

Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей;.

Консультация для воспитателей «Семейное чтение, как средство духовно-нравственного становления личности» «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи» Составила воспитатель Синева.

Консультация для воспитателей на тему «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников» Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей Нравственное воспитание-процесс двусторонний. С одной сторон, он предполагает.

Консультация для воспитателей «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников» Консультация для воспитателей Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Традиционно литература используется как.

Консультация для воспитателей «Родной язык как фактор нравственного и эстетического воспитания» «Родной язык как фактор нравственного и эстетического воспитания» Когда для ребенка становится доступным усвоение языка в его регулирующей.

Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. ФотоотчетОбраз Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет В глухом лесу стоит избушка На курьих ножках на опушке. Стоит от леса в двух шагах Живёт там Бабушка Яга. В мир сказок каждый человек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Решение проблем нравственного воспитания в русских народных сказках»
Опубликовано: 10 января 2019 в 22:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД