Папки-передвижки

«Отсутствие школьной зрелости — причина серьезных трудностей». О проблеме готовности детей к школе

Надежда Калашникова
«Отсутствие школьной зрелости — причина серьезных трудностей». О проблеме готовности детей к школе

Проблема готовности детей к школе – одна из важнейших в педагогике и психологии. Так, кандидат психологических наук Нина Иосифовна Гуткина сравнивает готовность к школьному обучению с фундаментом здания: хороший фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. Специалисты Института возрастной физиологии считают, что «готовность ребенка к систематическому обучению в школе (т. е. школьная зрелость) – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка».

Публикация «„Отсутствие школьной зрелости — причина серьезных трудностей“, О проблеме готовности детей к школе» размещена в разделах

Для успешного обучения в школе 6-7 летнему ребенку необходим такой уровень развития психики, который обеспечил бы его мотивационную готовность к учебной деятельности (это - интерес к школе, осознанное желание учиться); волевую готовность, т. е. умение сосредоточиться, включаться в задание, подчиняться правилу, планировать и контролировать свои действия, тормозить двигательную активность во время урока; и коммуникативную готовность — умение строить доверительные отношения с учителем и дружеские — со сверстниками.

Подготовка к школе – это процесс предполагающий взаимодействие педагогов, родителей, детей, т. е. связь детского сада и семьи. Процесс подготовки к школе решает задачи становления основных компонентов готовности (инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитость воображения и фантазии, умение подчиняться социальным нормам, развитость крупной и мелкой моторики, проявление любознательности, способность к волевым усилиям в разных видах деятельности, способность к принятию собственных решений)

Основная цель готовности ребенка к школе – это профилактика дезадаптации ребенка к школе и помощь ребенку к адаптации к школьному обучению.

Чтобы обеспечить высокий уровень готовности необходима преемственность детского сада и школы, которая предполагает, что детский сад ориентируется на требования школы и на тот социальный заказ, который есть в обществе, а с другой стороны школа опирается на достигнутый уровень развития ребенка, учитывает его и обеспечивает его дальнейшее развитие.

Школьная зрелость – это совокупность морфо-физиологических и психологических особенностей ребенка, обеспечивающая ему успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

Достижение школьной зрелости зависит :

• от органических факторов, от генетических факторов,

• от факторов здоровья,

• от психологических факторов (среды, активности ребенка, эмоциональной атмосферы).

Причинами школьной незрелости могут быть :

• недостатки воспитательной среды,

• недостатки в соматическом здоровье ребенка,

• раннее повреждение ЦНС,

• задержка умственного развития.

Причины трудностей в учебе у обучающихся в общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами. В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем, а так же дети с задержкой психического развития (ЗПР).Помочь ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога умения распознать типичные трудности и оказать конкретную помощь.

Под школьными трудностями мы понимаем весь комплекс учебных и не учебных проблем, которые возникают при систематическом обучении ребёнка в школе и приводят :

1) к отклонениям в физическом и психическом здоровье;

2) к нарушениям социально – психологической адаптации;

3) к снижению успеваемости.

В чем же проявляются трудности у неподготовленных к школьному

обучению детей?

1. Если ребёнок физически ослаблен, ему трудно будет сохранять осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости.

2. Если плохо развита мелкая моторика, могут возникнуть проблемы в овладении письмом.

3. Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса;

4. Слабое развитие связной речи и умственных способностей приводит к неумению задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;

5. Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и решениям приводит к затруднениям в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

6. Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности.

Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.

Медленный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо – плохо». Это особенность ребенка, и с ней необходимо считаться, учитывать в процессе обучения.

7. Часто болеющие дети тоже испытывают трудности в обучении.

Болезнь ослабляет ребенка, ухудшает состояние его нервной системы. Ослабленные, часто болеющие дети, как правило, имеют низкую, неустойчивую работоспособность, повышенную утомляемость, они не могут сосредоточиться на выполнении задания, легко отвлекаются, что неизбежно ведет к целому комплексу трудностей в обучении, особенно на начальном этапе. Частый пропуск занятий усугубляет ситуацию, а попытки догнать пропущенное, когда ребенок еще не оправился от болезни, не улучшают здоровье. Нервно-психическая сфера ребенка очень чувствительна к различным неблагоприятным воздействиям. Перенесенные заболевания, тем более повторные, психические переживания, непосильные эмоциональные, умственные, физические нагрузки могут явиться причиной резкого ослабления функционального состояния нервной системы ребенка и также привести к ухудшению его психического здоровья.

Таким образом, мы можем выделить причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические и воспитательные.

Органические причины - это различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка; снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.

Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. Опыт показывает, что часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций, приводит к снижению уровня развития ребенка.

Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда пользуются возможностями для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом объясняется в неправильном понимании родителями сущности подготовки к школе. В некоторых семьях устраиваются самые настоящие “маленькие школы”, в которых родители пытаются научить детей писать, читать, считать. Логика рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретиться в школе, он будет успешно учиться. Но умение ребенка читать и писать, еще не гарантирует успешного обучения в школе. Ребенок должен уметь сосредотачиваться, внимательно слушать, правильно выполнять задания. Поэтому главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших “новообразований” развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

В психологии установлено, что любые психические свойства и способности складываются лишь в ходе той деятельности, для которой они необходимы. Поэтому качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность к школе заключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами эти качества, а в том, что он овладевает предпосылками к следующему их усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе - это и есть задача установления предпосылок собственно “школьных” психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления в школу.

Мы считаем, что оптимальная готовность ребенка к школе может быть при условии наличия в этом составе следующих основных компонентов готовности :

• - правильно сформированное отношение к учению;

• - сформированность навыков учебной работы;

• - стремление трудиться, преодолевать трудности;

• - развитость познавательных и учебных интересов;

• - сформированность произвольности, умение подчиняться правилам, управлять своими эмоциями, поведением.

Однако, только в системе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи возможна полноценная подготовка ребенка к школе. Поэтому воспитатель в своей работе ежедневно старается опираться на помощь семьи, согласовывает свои действия с жизнью ребенка в семье. Только при взаимодействии семьи и ДОУ возможно достижение общего результата - правильной и полной подготовки ребенка к школе, которая и приведет к отсутствию серьезных трудностей у ребенка при переходе из дошкольной образовательной организации в школу.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Диагностика школьной зрелости Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут___ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию.

Фотоотчёт о готовности к летней оздоровительной работеФотоотчёт о готовности к летней оздоровительной работе Началось лето и мы педагоги совместно с медиками и другими специалистами ДОУ (физ. инструктор, муз. руководитель) задумываемся над многими.

Конспект родительского собрания «Семья на пороге школьной жизни ребёнка» (подготовительная к школе группа)Конспект родительского собрания «Семья на пороге школьной жизни ребёнка» (подготовительная к школе группа) Уважаемые коллеги,предлагаю Вам конспект проведённого родительского собрания с практическими заданиями и вопросами о предшкольной подготовке.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Рецензия к исследовательской работе по проблеме интеграции Исследовательская работа «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Справка о результатах школьной готовности первоклашек Справка о результатах диагностики «Психолого – педагогической оценки готовности ребенка к началу школьного обучения» (авторы диагностики.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Отсутствие школьной зрелости — причина серьезных трудностей». О проблеме готовности детей к школе
Опубликовано: 2 января 2020 в 15:33
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД