Ирина Щепетинникова
Рецензия к исследовательской работе по проблеме интеграции
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская работа «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья» посвящена изучению интеграционных процессов в современной образовательной среде. Она раскрывает теоретические и практические аспекты разностороннего изучения проблемы. Состоит из разделов: Введение, Основная часть, Заключение, Список используемой литературы.
Публикация «Рецензия к исследовательской работе по проблеме интеграции» размещена в разделах
Основная часть представлена разделами: Раздел 1: Проблема интеграции детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство, Раздел 2: Анализ особенностей процесса интеграции в образовательном пространстве ДОУ, Раздел 3: Пути решения проблем интегративных подходов. Тема, Разделы указаны в содержании Задания работы.
Введение включает опорные составляющие: цель, задачи, объект исследования, гипотезу, применяемые методы, методологические основы работы. Обращено внимание на важность изучения законодательных актов и норм международного права по проблеме интеграции детей с особыми потребностями.
Первая часть содержания посвящена изучению интегративных процессов вообще, а также на примере изучения положительного мирового практического опыта и специфики интеграции в России, моделей интеграции в аналогии, систематизации и особенностей работы по проблеме.
Вторая часть содержания раскрывает экспериментальную часть работы, в которой определены мотив исследования, его этапы, сравнительный качественный и количественный анализ, интерпретация результатов, выводы. Экспериментальная часть работы была проведена на примере ДОУ компенсирующего вида, участниками стали дети с ОВЗ, их родители, педагоги. С помощью метода наблюдения, беседы, статистического и аналитического обзоров, были проведены опросы и анкетирования, с последующей обработкой данных. Интересно то, что большинство участвующих в эксперименте готовы к процессу интеграции, ее широкому внедрению, но есть и доля категоричного отношения, сомнений и нерешительности. По всей видимости, они вызваны недостаточной компетентностью и психологической неготовностью некоторых участников эксперимента, в частности, родителей и некоторых воспитателей.
На основе практического исследования намечены перспективы работы, внесен личный авторский вклад для реализации работы по интегративным процессам. С интересом был разработан проект «Мир и особый ребенок», который предусматривает целый механизм внедрения позитивных комплексных мероприятий, направленных на интегрирование в пространстве активного взаимодействия. Творчески продуманы этапы и план реализации проекта, внесены элементы личностного раскрытия, описание траекторий индивидуализации. Создана презентация по теме.
В Заключении оптимистично выделены все положительные стороны интегративных процессов, на основе изученных материалов и источников сделаны обобщения.
Список литературы содержит 35 источников, среди которых наиболее актуальными и используемыми являются работы и тексты выступлений Н. Н. Малофеева, Н. Д. Шматко, статьи журналов «Дефектология».
Данная исследовательская работа имеет адресную направленность: педагоги и руководители ДОУ всех видов и типов, но особенно, тех, где доминирует коррекционное приоритетное направление работы или организованы специализированные группы.
Материалы исследовательской работы представлены в региональные институты повышения квалификации как выполнение плана инновационной базовой площадки и профессиональной переподготовки: итоговая квалификационная работа по программе «Управление и менеджмент в образовании».